Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ситуации творчества ( сущность, виды, формы): ситуации соревн ования, заботы, игры, исследования. Сотворческое поведение учителя.




Творчество- непреходящая ценность. Оно работает на будущее.

Творчество есть высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. С точки зрения психологии, нет различия между творческой деятельностью учёного (создающего новый для общества продукт) и творческой деятельностью учащегося (делающего открытие для себя).

Таким образом, можно выделить объективную и субъективную стороны творчества. С объективной точки зрения творчество характеризуется его конечным результатом (научным открытием, созданием художественного произведения, решением новой задачи). С субъективной точки зрения творчество характеризуется самим процессом творчества, значимым для человека (даже если его продукт не обладает необходимой новизной).

Караковский В.А. выделяет два пути развития творческой личности:

1)- не мешать развиваться творческим потенциям детей, дать свободу для проявления их креативности;

2)- учить творчеству так же, как учим мы нравственности, т.е

СОЗДАВАТЬ СИТУАЦИИ, где необходимо действовать не по заученным правилам и стереотипам, а творчески.

Ситуации творчества.

Ситуацию можно считать творческой, если какие-то её характеристики

-*снижают или снимают психологические барьеры на пути креативного поведения личности;

-*уменьшают значимость внешней оценки;

-*убирают страх показать себя не таким, каким привыкли считать окружающие;

*снижают гиперответственность.

Основным признаком творческих ситуаций является их установка на действия по-новому, не так как раньше, не так как у всех.

 

Выделяют 4 типа творческих ситуаций: 1)-ситуации соревнования, 2)-ситуации заботы, 3)-игровые ситуации, 4)-исследовательские ситуации.

 

Ситуация соревнования является одним из способов побуждения активности школьников, а ситуация конкуренции усиливает вероятность творческих проявлений у детей. Различные групповые конкурсы (КВНы, Брейн-Ринги и др.) часто содержат задания, требующие импровизации, действия «здесь и сейчас». В таких ситуациях некогда подумать: «а каков я в глазах других», с одной стороны. А с другой,- каждый выступает как представитель группы, команды, а значит, именно на неё сдвигается часть ответственности за выступление. Таким образом, первый тип ситуаций творчества,- индивидуальные и групповые соревнования «лицом к лицу», в той или иной мере требующие импровизационного поведения.

Однако, педагогу нужно помнить, что соревнования в детской среде- вещь обоюдоострая: с одной стороны стимулирует активность, возбуждает, даёт выплеснуть эмоции, объединяет, а с другой- при неверной педагогической инструментовке,- может рассорить ребят, пробудить агрессию и другие низменные инстинкты, сформировать нечестные установки («победа любой ценой») и пр.

Поэтому, организуя соревнования, педагогу нужно помнить: ради чего оно проводится. Из морально-этических соображений, нельзя соревноваться: в добрых поступках, в заботе о людях, в честности и дружбе, в количестве проведённых мероприятий, в следопытском поиске, в учёбе. Соревноваться можно лишь в конкретных сравнимых видах деятельности: в спорте, труде, в туристических и военно-прикладных навыках, в техническом и художественном творчестве, в различных играх,- т.е. там, где результаты можно сравнить. В других видах деятельности возможны лишь элементы соревнований

Подведение итогов соревнования должно быть своевременным, объективным, гласным. И независимо от мест и призов, всё равно побеждать должна дружба.

Ситуация заботы - второй тип творческих ситуаций. Она становится таковой, если несёт для ребёнка смысл деятельности ради блага другого человека. Такая ситуация сложнее ситуации соревнования, и сложность- как внести в сознание детей смысл заботы как действия ради блага других, как сделать это для них ценностью.

 

Игровая ситуация - третий тип творческих ситуаций. Игра- есть модель творчества, предшествующая конкретной творческой деятельности. Но игра может быть и самой творческой деятельностью (напр.театральная игра). Двуплановость игры (в реальности и «понарошку») даёт свободу творческим проявлениям, сдвигая ответственность с себя как с реального лица, на свою роль; а также снимая страх показаться «не таким» перед другими.

Исследовательская ситуация, когда какая-либо познавательная задача не может быть решена по алгоритму, может превращаться в творческую. Но это происходит лишь тогда, когда ведущим мотивом оказывается интерес к процессу исследования, к процессу познавательного поиска, а оценка и результат уходят на второй план.

Итак, к ситуациям творчества относятся ситуации *соревновательности, *заботы, *игры, *исследования.

 

СРС 2: более подробно познакомьтесь с материалами о ситуациях творчества- см. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения/ Под ред. Караковского В.А. и др.-М.: 1999,

С.186-192.

Подготовьте к «проигрыванию» на занятии примеры всех 4х видов ситуаций творчества (по командам).Прокомментируйте технологию их организации.

Исследователи считают, что чем больше в школе используется творческих ситуаций, тем больше возможностей косвенного управления воспитательной системой, имеющей целью развитие творческой индивидуальности школьников, тем более доброжелательной и комфортной становится школьная атмосфера.

Но возникает закономерный вопрос: Возможно ли стимулирование творчества школьников нетворческим учителем, а точнее- учителем с низким творческим потенциалом?

Копосова М.В. даёт на него положительный ответ, отталкиваясь от характеристик «со-творческого» поведения учителя. Вот они:

1)- обеспечение доброжелательной атмосферы общения;

2)- «заражение» интересом, азартом, интригой;

3)- отказ от категорических оценок;

4)- поддержка оригинальных идей;

5)- поддержка индивидуального, нестандартного стиля самовыражения учащихся.

 

Все эти характеристики, кроме может быть последней, вполне доступны и нетворческому учителю, ЕСЛИ он ориентирован на принятие, поддержку проявлений индивидуального и коллективного творчества. А возможно ли обучение творчеству?

Педагогическая и социокультурная практика подтверждает: да, творческие способности можно развивать, творчеству можно учить.

 

Творческое начало в человеке имеет как минимум 2 составляющие:

1)- творческую мотивацию («разрешение себе творить»),

2)- творческие умения.

Основные средства развития творческой мотивации:

- творческие ситуации,

- творческое поведение лидеров ситуаций,

- традиции творческого поведения в группе, коллективе,

- доброжелательно-стимулирующая атмосфера.

Основные средства развития творческих умений:

- развитие воображения и мышления, желательно- нестандартного,

- «погружение» в различные ситуации творчества,

- творческая атмосфера и доброжелательность, вера в успех, авансирование доверия.

Пример технологии развития воображения и мышления,-

т.н. ТРИЗ-педагогика (ТРИЗ- это теория решения изобретательских задач) – см. работы Альтова Г.С. (Альтшуллера- псевдоним),

Викентьева И.Л., Гина А.А. и др. Например: Гин А.А. Приёмы педагогической техники.- М.:2006.

Пример технологии обучения коллективному социальному творчеству,-

-технология коллективной творческой деятельности Иванова И.П.;

-игровые методики работы с классным коллективом Н.Е.Щурковой;

-опыт ВДЦ «Орлёнок» и авторских школ, реализующих «педагогику сотрудничества».

СРС 3: докажите, что это действительно так, самостоятельно найдя материал по названным технологиям.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2133 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2338 - | 2048 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.