Лекции.Орг


Поиск:




Функциональные стили литературного языка. Разговорно-обиходный стиль.




Задание 1.

1. Функциональные стили. Чем обусловлено их наличие?

2. Разговорный стиль. Его характерные особенности. Лексика и использование внеязыковых средств.

3. Различие между книжной и разговорной речью.

Вопросы для контроля.

1. Чем характеризуется разговорно-обиходный стиль?

2. Каковы лексические и внелексические средства этого стиля?

3. В чем заключается различие между книжной и разговорной речью?

Понятия и термины: функциональные стили; внеязыковые средства; внелексические средства; образные средства языка.

Задание 2.

а) Привести пример текста, относящегося к разговорно-обиходному стилю.

б) Найти и исправить ошибки в употреблении разговорной лексики в текстах официально-делового стиля.

Деловое письмо: «Вам необходимо выделить сорок человек для погрузки морковки и картошки».

Анкета: «Должность родителей: мама - врач, папа - инженер».

Адрес на конверте: «Ростовская обл., г. Каменск - Шахтинский, ул. Садовая, общежитие девчат».

Задание 3.

Объяснить происхождение пяти любых фразеологизмов.

Задание 4.

Тема: «Вводные слова и предложения».

Методические советы. Трудность изучения темы заключается в том, что нужно знать, какие слова являются вводными. Постарайтесь понять значение вводных слов, помните об отсутствии грамматической связи их с членами предложения. Научитесь отличать вводные слова от членов предло-жения.

Для справок.

Вводные слова и вводные предложения выделяются запятыми, скобками, тире.

1. Запятыми выделяются вводные слова и словосочетания, которые можно разделить на следующие группы:

а) вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, удивление, сожаление): к счастью, к радости, к огорчению, к сожалению, к удивлению, к несчастью и др.

б) вводные слова, выражающие уверенность, предположение, возможность, неуверенность: конечно, несомненно, очевидно, безусловно, разумеется, наверное, вероятно, может быть, должно быть, кажется, по-видимому правда, пожалуй, думаю и т.д.

в) вводные слова, указывающие на источник сообщаемого: говорят, по словам, по мнению, по сообщению, по-моему, помнится, словом и т. д.;

г) вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения: конечно, несомненно, очевидно, безусловно, разумеется, наверное, вероятно, может быть, должно быть, кажется, по-видимому правда, пожалуй, думаю и т.д.

д) вводные слова, представляющие собой призывы к собеседнику или к читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому: видите ли, согласитесь, представьте себе, скажем, допустим, пожалуйста и т. д.

2. Одни и те же слова могут употребляться то в качестве вводных слов, то в качестве членов предложения, например: правда, видно, словом, кажется, однако, может быть, казалось и др.

Он может вернуться сегодня. Он, может, вернется сегодня. Однако умные люди на то и умны, чтобы разбираться в запутанных видах.

Он, однако, заблуждается.

3. Не являются вводными и не выделяются запятыми слова: ведь, вот, будто, как будто, вдруг, однажды, даже, именно, приблизительно, примерно, вряд ли, по-прежнему, пусть и др.

4. Вводные слова отделяются от союзов запятой, например: Он любил жизнь, и, видимо, жизнь его любила. Долга полярная ночь, но, к счастью, и ей приходит конец. Исключение составляет союз А. Если вводное слово можно отпустить или переставить в другое место предложения без нарушения его структуры, то вводное слово отделяется от союза А запятой, если же изъятие или перестановка вводного слова невозможны, то запятая после союза не ставится, например: Давай поедем вниз по Волге, а может, вверх по Ангаре. Река по соседству не мелкая, а, наоборот, глубокая.

Вводные предложения.

1. Небольшие по объему вводные предложения обычно выделяются запятыми, например: Вы, я думаю, привыкли к этим великолепным картинам.

2. Как правило, запятыми выделяются вводные предложения, включаемые по-средством союзов КАК, ЕСЛИ,ЧТО,СКОЛЬКО и др., например: Я, как уже сказано, никогда не отличался красноречием.

3. Распространенные вводные предложения выделяются тире или скобками, например: Мой приход - я это мог заметить - несколько смутил гостей

Более сильным выключающим знаком являются скобки, например:

Базаров вставал очень рано и отправлялся версты за две - три не гулять (он прогулок без целей терпеть не мог), а собирать травы, насекомых.

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Ни (не) кто (не) трогал например сыроежек. И в береж ный глаз бывает пылинка поп дает. Разговор опять (таки) принял как (будто) (бы) самый мирный оборот. Словом можно убить словом можно спасти словом можно полки за собой повести. Явление шаровой молнии наук извес но однако мало изуч но. И такой народ по его мнению заслуживает лучшей доли. Добрый ужин был (бы) нам однако нужен. Печорин был погруж н в задумчивость и кажется во(все) (не) тор пился в дорогу. Но как говорит ся глаза стр шат а руки делают. Подумайте что может быть ужаснее как любить и (не) быть любимым! (Во) первых на тропе (ни, не) где (не) было следов (во) вторых по сторонам она не была очищена от ветвей. И огромный рост и толщина казалось (не) только (не) мешали но наоборот ув личивали в эту минуту тяжеловесную грац ю его фигуры. Но это (не) только его (не)смутило а наоборот делало еще более суровым и гордым. Проехавши пятнадцатую версту Чичиков вспомнил что десь по словам Манилова должна быть его деревня. Спрятавши деньги Плюшкин сел в кресло и уже казалось больше (не) мог найти материи о чем говорить. Данко любил людей и думал что может быть без него они погибнут. К удивлению моему (ни, не) кто (не) почел нужным опровергнуть такое ужасное наверное (ни, не) (на) чем (не) обоснов ное обв нение. Лес все (таки) очень велик и наверное в нем есть хоть аршин земли на который (не) ступала нога человека.

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

Вид шь, ключ м, (не) торопясь, (по) французски, пчели ный, повесть за-конч на, хвале ный препарат, в санатори, если (бы), насл_ждаться, здра_ствовать.

Литература:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура речи. 2-е изд. - Ростов н/Д., 1999

Головин Б.Н. Основы культуры речи. 2-е изд., испр. - М., 1988.

Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана. - М., 2000.

Разновидности городской устной речи. - М., 1988.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка 5-е изд., испр. и доп. - М., 1987.

Сиротинина О.Б. Русская разговорная речь. - М., 1993.

Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. - М., 1996.

Вариант 8. Культура речи.

Задание 1.

1. Характеристика понятия «культура речи».

2. Коммуникативные качества речи.

3. Культура речи - признак высокой культуры человека.

Вопросы для контроля.

1. Что такое культура речи?

2. Что означает «точность речи?»

3. Что такое выразительность речи?

4. Каковы основные средства речевой выразительности?

5. От чего зависит культура речи?

Понятия и термины: эпитеты, сравнения, метафора, метонимия, синекдока, гипербола, аллегория.

Задание 2.

Написать рассуждение на одну из тем:

1) «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой».

2)«Следите за своей речью, от нее зависит ваше будущее».

3) «Молчание не всегда доказывает присутствие ума, но доказывает отсутствие глупости».

Задание 3.

Составьте по предложению на каждое значение следующих слов:

школа: 1) как учебное заведение

2) как практический опыт

3) как научное направление

фигура: 1) очертание человеческого тела

2) важное значительное лицо

3) комплекс движений в танце

Задание 4.

Тема: «Знаки препинания при союзе КАК».

Методические советы. Обратите особое внимание на то, что присоединяет союз КАК (придаточное предложение или входит в состав сказуемого, сравнительный оборот со значением ПОДОБНО и сравнительные обороты устойчивого характера, приложение в значении ПО ПРИЧИНЕ и приложение со значением В КАЧЕСТВЕ).

Для справок.

1. Запятая ставится перед союзом КАК, если он присоединяет придаточное предложение, например:

Снова стало слышно, как ручей шумит. Я и сам не заметил, как ушли мои друзья.

2. Запятая ставится перед союзом КАК, если он присоединяет сравнительный оборот со значением ПОДОБНО, например:

Большая душа, как большой костер, издалека видна. Герасим, как лев, выступал сильно и бодро.

3. Запятыми выделяются вводные предложения, начинающиеся с союза КАК, например:

Это происходило, как сейчас помню в 1980 году.

4. Запятыми выделяются обороты, присоединяемые союзами КАК И, например: Он, как и всякий человек, имел свои привычки. Воля наша, как и наши мускулы, крепнет от постоянно усиливающейся деятельно-сти.

5. Запятыми выделяются обороты с союзом КАК, если им предше-ствуют слова ТАК, ТАК ЖЕ, ТАКОЙ, ТО, ТОТ, например: Ямщик был в таком же изумлении от его щедрости, как и сам француз от предложения Дубровского. Ничто так не огорчало Левина, как этот тон.

6. Запятыми выделяются предложения, имеющие оттенок причинно-сти и присоединяемые союзом КАК. В этом случае приложение с союзом КАК может быть без нарушения смысла заменено прида-точным предложением, например: Белинский, как выдающийся критик и демократ, близок и дорог нам.

7. В местоименных договорах НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК; НЕ КТО ИНОЙ, КАК запятая ставится перед союзом КАК, например: И эта маленькая повесть есть не что иное, как отрывные воспоминания о тех днях счастливой близости к ним.

8. Запятые не ставятся, если союз КАК выступает в значении В КАЧЕСТВЕ, например: Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу. Мы знаем Индию как страну древнейшей культуры.

9.Запятая не ставится перед союзом КАК, если он присоединяет сравнительный оборот устойчивого типа (гол как сокол, как в воду канул, бояться как огня и т. д.), например:

Марья Кирилловна сидела как на иголках. В горячие для буфета часы Павка носился с подносом как угорелый.

10. Запятыми не выделяются обороты, присоединяемые сочетаниями КАК МОЖНО, КАК НЕЛЬЗЯ плюс сравнительная степень прилагательного или наречие, например: Он тоже махал раненым рукой, но видно было, что стремился как можно скорее уйти от этого большого серого здания, чтобы скрыть свое волнение.

11.Запятая перед союзом КАК не ставится, если ему предшествуют отрицательная частица НЕ и слова СОВСЕМ, СОВЕРШЕННО ПРОСТО, ПОЧТИ, ТОЧЬ-В-ТОЧЬ, ИМЕННО и др., например: Было светло почти как днем. Он поступил не как трус. Это звучит совсем как парадокс.

12. Запятая не ставится в сложном подчинительном союзе перед КАК (ПО МЕРЕ ТОГО КАК; ПОСЛЕ ТОГО КАК; С ТЕХ ПОР КАК; ТАК ЖЕ КАК; ТОГДА КАК; В ТО ВРЕМЯ КАК и др.), если предложение начинается с придаточного предложения, в начале которого стоит подчинительный союз, например: По мере того как Анатолий Иванович приближался к околице, впечатление его менялось.

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Ассоль встрепенулась как ветка тронутая рукой и засмеялась долгим ровным смехом тихого торжества. Двери захлопывались с такою (же) стремительностью как дверц мышеловок. Стих Пушкина ярок как молния прозрачен и чист как кристал.(Не, ни) что так как простота (не) способствует сближению людей. В голых дачных садах гудел ветер и ему откл калось как эхо св нцовое море. Я вспоминала как раст рали мы в руках спелые ржаные колосья летом как жили в Заручевье там где я узнала о дневных звездах. Пр роде надо что(б) ее любили. Ей это надо так (же) как и нам. (Во) след т рану полетело как гром проклятие племен. Когда радость как буря иль горе как ноч только эти слова тебе могут помоч. Смотр т Сережа как бежит река и (не) может (не) думать о прошлом дне. Маслова чу ствовала что когда он говорил при ней его реч была обращ на к ней и что он говорил для нее ст раясь выр жат ся как можно понятнее. Онегин воспр нимал либерализм (не) как серьезный вопрос жизни а как умств енную моду. Солнце взошло и как это бывает каждым весе ним утром чу ствовалось что встало оно раньше обычного. По мере того как он под езжал ему открывались шедшие друг за другом вереницей и различно м хавшие косами мужики. А люди по ступеням суток бегут как белка в колесе. Он как и всякий человек имел свои пр вычки. Я и сам (не) заметил как ушли мои друзья. Повесть направл на против дворянства как передового класса. Мне всегда легче работает ся после того как я послушаю музыку. С тех пор как определилась цель экспедиц и нам все стало ясно. Видел Егорушка как мало (помалу) темнело небо и спускалась на землю мгла как засв тились одна за другой звезды. (Ни, не) в чем так свободно (не) проявляет ся народный характер как в песн и пляск.(Ни, не) что (не) обходит ся нам так де-шево и (не) ценит ся так дорого как вежл вость. Все в доме раздр жало графиню и содержание и намек на велик душие и в особенности как ей пок залось развязный тон. Павка носился с подносом как уг репый. Бобров как (ни, не) всматривался в серый предутренний (полу)мрак (ни, не) чего (не) видел кроме какой (то) ч рной (не) ровной стены над которою пл менело небо. Бобров бе цельно бр дил между опустевших заводских даний и как это случает ся иногда при особенно сильных потр сениях говорил говорил сам с собою (в) слух.. (Ни, не) кто нас (не) стеснял и мы ра положились как дома. Птица как стрела спустилась и взмыла опять (к)верху. Грибоедов знаменит как тв рец одного произведения. На малюсеньком листочк прик -репле ном к паутин паучок сидел как капитан своего корабля и он наверное знал куда и зачем ему лететь.

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

(Во) первых, просв щение, вряд(ли), пр колоть, волч нок, выр стать, деш вый, учас вовать, тот(же), как (бы), назнач те встречу.

Литература:

Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М., 1990.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. 2-е изд. - Ростов н/Д., 1999.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Чихачев В.П. Культура и техника речи: Учебное пособие. - Ростов н/Д., 1994.

Головин Б.Н. Основы культуры речи. 2-е изд., испр. - М., 1988.

Иванова - Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. - М., 1998.

Культура русской речи: Учебник для вузов. - М., 1999.

Соколова В.В. Культура речи и культура общения. - М., 1996.

Сопер П. Основы искусства речи. - М., 1992.

Вариант 9. Нормативный аспект культуры речи.

Задание 1.

1. Понятие «Языковой норма».

2. Характеристика основных норм литературного языка.

3. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач.

Вопросы для контроля.

1. Дайте определение понятия «норма литературного языка».

2. Какие языковые нормы литературного языка необходимо знать?

3. Охарактеризуйте грамматические, лексические, орфоэпические, акцентологические нормы литературного языка.

4. Приведите примеры ошибок, связанных с неправильным употреблением языковых норм.

Понятия и термины: языковая норма.

Задание 2.

Объяснить происхождение пяти (любых) фразеологизмов.

Ящик Пандоры, Прокрустово ложе, дары данайцев, Филькина грамота, Гордиев узел.

Задание 3.

Определить род имен существительных и подобрать к каждому прилагатель-ное.

Шампунь, кофе, тюль, бандероль, виски, толь, мозоль, кенгуру, алиби, жалюзи, шимпанзе, пюре, конфетти, портмоне.

Задание 4.

Тема: «Пунктуация при прямой речи».

Методические советы. Обращайте внимание на место прямой речи и слов автора в тексте, так как постановка знаков препинания при прямой речи зависит именно от этого.

Для справок.

1. Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку. Если же она начинается с абзаца, то перед началом её ставится тире; срав-ните:

а) Вдруг говорят мне: «Человек вас спрашивает».

б) Вдруг говорят мне:

- Человек вас спрашивает.

Если прямая речь стоит после авторских слов, то перед ней ставится двоеточие и первое её слово пишется с прописной буквы, например:

Ива наклонилась над водою, и далекой иве говорю: «За большую песенную долю я сегодня мир благодарю».

2. После прямой речи перед словами автора ставится запятая и тире, а слова автора начинаются с маленькой буквы, например: «Идите за мной», - сказала она, взяв меня за руку, и мы стали спускаться.

3. Если в конце прямой речи стоит восклицательный или вопроси-тельный знак, то после него ставится только тире, а слова автора начинаются с маленькой буквы, например:

«Ты, может, нездоров, Павлуша?» - спрашивала она его иногда. «Стой! Кто идет? Остановись!» - крикнул голос, и несколько людей загородили дорогу.

4. Если слова автора находятся в середине прямой речи, то возможны следующие случаи:

а) слова автора разрывают прямую речь на том месте, где не должно быть никакого знака или должны были бы стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире. В этом случае слова автора выделяются с обеих сторон запятыми и тире, например: «Нам придется здесь ночевать, - сказал Максим Максимыч, - в такую метель через горы не перейдешь».

б) если на месте разрыва должен был бы стоять знак вопросительный или восклицательный, то после первой части прямой речи ставится этот знак и тире, а после слов автора - точка и тире. Вторая часть прямой речи начинается с большой буквы, например: «Какие радости ты знала? - спрашивал он. - Чем ты можешь помянуть прожитое?» «Обвинять меня в трусости ты не имеешь права! - загремел он запальчиво. - Сначала поработай с моё».

5. Если в авторских словах имеется два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой - ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире и первое слово второй части прямой речи пишется с большой буквы, например: «Идем, холодно, - сказал Макаров и угрюмо спросил: - Что молчишь?»

6. Если прямая речь стоит внутри авторских слов, то перед ней ста-вится двоеточие, а после неё - запятая и тире, восклицательный знак и тире, вопросительный знак и тире, например: Пробормотав сквозь зубы: «Здравствуйте!» - Базаров отправился к себе в комнату.

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Мы горяч обн маем вас закончила она дрожащ м от волнения и гордости за его успех голосом и как (будто) сказав (не) что имеющее прямое отношение к служебным делам спросила Поняли вы меня? Как вы меня поняли? Этот меня любил подумала она и жалко ей стало его и с участием прот нула она ему руку. Тепрь уже (не) далеко заметил Павел Петрович вот стоит только на эту горку поднят ся и дом будет виден. Шапку снимая при встреч с ним скажет народ о нем Это железный русский солдат он защ щал Сталинград. Скажи пожалуйста Вера спохватился вдруг Райский зачем она вызвала меня. О друг мой Аркадий Николаевич воскликнул Базаров Об одном прошу тебя (не) говори красиво. Эх милый с (не) смелой улыбкой сказала она словами Грибоедова живите (ка) смеясь. Полно тебе болтунья (полу) сердито сказала бабушка Поди к Верочке и узнай что она. Здравствуйте беглец проговорила она своим ровным ласковым голосом и пошла к нему (на) встречу улыбаясь и щурясь от солнца и ветра Где ты его нашла Катя. Искать и находить причины (не) ясных но плодотворных человеческих состояний дело писателей подумал Муравьев. После (не)скольких минут молчания я сказал ей приняв самый покорный вид. Я слышал кн жна что будучи вам совсем (не) знаком я имел уже (не) счастье заслужить вашу (не) милость. А как (же) поезд подумала Наташа и уд вилась эта мысль (не) вызывала у нее (ни) какой тревоги. Вам (не) нравит ся как я говорю спросил он и точно утверждая свое право говорить (не) приятности мне назвал себя Я Гарин. Читали что (нибудь)?

Вот вид те сказал Эрнст созд вать счастье это высокий труд. Ну теперь кажется мы можем ехать заметил мой новый пр ятель. Радда и говорит Хорошо ты Лойко играеш. Постойте(ж) я с скал секрет кричит Осел Мы верно уже полад им коль рядом сядем».

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

Кто (либо), кое (с) кем, прик саться, расч ска, ц гейка, зав южило, тысяч,

без дейный, бе вкусный, стари ный, запут ные ответы.

Литература:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. 2-ое изд. - Ростов н/Д., 1999.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. - Ростов н/Д., 2000.

Головин Б.Н. Основы культуры речи.2-е изд., испр. - М., 1988.

Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка. - М., 1989.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. 5-е изд., испр. и доп. - М., 1987.

Соппер П.Л. Основы искусства речи. - М., 1992.

Вариант 10. Лексика современного русского языка в сфере ее употребления.

Задание 1.

1. Лексика - раздел русского языка.

2. Синонимы, антонимы, омонимы и их употребление.

3. Употребление стилистически ограниченной лексики (диалектизмы, жарго-низмы, профессионализмы).

Вопросы для контроля.

1. Что изучает раздел русского языка «лексика»?

2. Какие слова называются синонимами, антонимами, омонимами?

3. Чем отличаются диалектизмы от других слов?

Понятия и термины: лексика, синонимы, антонимы, омонимы, стилистически ограниченная лексика.

Задание 2.

Подобрать сначала синонимы, затем антонимы к следующим словосочетаниям:

Свежий хлеб - мягкий, черствый

свежий воздух -

свежая рыба -

свежие цветы -

свежая газета -

крепкий чай -

крепкое здоровье -

крепкие нитки -

крепкая дружба -

крепкая любовь -

Задание 3.

Написать названия произведений, построенных на противопоставлении.

Например: «Война и мир»...,...

Задание 4.

Тема: «Знаки препинания при цитатах».

Методические советы. Обратите внимание на то, что цитата - разно-видность прямой речи.

Для справок.

1.Цитаты заключаются в кавычки. Цитаты, состоящие из нескольких

абзацев, выделяются кавычками только в начале и в конце текста,

например: В статье «Драма русского барства» М. Горький писал: «Герцен - первый русский мыслитель, до него никто не смотрел так разносторонне и глубоко на русскую жизнь. Его ум – ум исключительный по силе, как его язык исключителен по красоте и блеску. Герцен первый в 40-х годах в своем рассказе «Сорока-воровка» смело высказался против крепостного права…».

2. Если цитата сопровождается словами автора, знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи, например:

Во вторую поездку на Волгу Левитан написал много полотен. Об этих вещах Чехов сказал ему: «На твоих картинах уже есть улыбка». «Где граница между прозой и поэзией, - писал Лев Толстой, - я никогда не пойму».

3. Если цитата синтаксически связана с авторским текстом, образуя придаточное предложение, то первое слово цитаты пишется с ма-ленькой буквы, например:

В.Г. Белинский писал, что «изучить поэта - значит не только озна-комиться, через усиленное и повторяемое чтение, с его произведением, но и перечувствовать, пережить их».

4. Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается постановкой многоточия: перед текстом цитаты (после начальных кавычек), когда цитата приводится не с начала предложения; после текста цитаты (перед закрывающимися кавычками), когда цитируемое предложение приводится не до конца.

5. Если сопровождающие цитату слова служат и для оценки, характеристики ее (так, вот что, вот так), то после цитаты ставится только тире, например:

«Весь мир отражается в этой светлой, изумрудного тона воде» - так описывает путешественник одно из здешних озер.

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.

Достоевский говорил о русских писателях что все они вышли из гоголевской Шинели. Разговор Татьяны с няней чудо художестве_ного совершенства писал Белинский. Тридцати(летний) Лермонтов записал в своей тетрад_ В народных сказках более поэзии чем во всей француз_кой литературе. Прав отчасти был Владимир Одоевский когда он сказал что поэзия есть предвес_ник того состояния человечества когда оно перестает дост_игать и начнет пользоват_ся достигнутым. Чехов пр_зн_вался Я (не)знаю языка лучше чем у Лермонтова. Песни и поэмы Лермонтова гремели (по)всюду вспоминал один из писателей того времени. Белинский сказал что (за)границей встречают_ся те (же) Чичиковы только в другом платье. А.П.Чехов отмечал язык должен быть прост и изящен. Кипренский пр_небрег словами Пушкина о том что служенье муз не терп_т суеты пр_красное должно быть вел_чаво. Как я счастлив что родился в России подумал Кипренский. Вновь я зах_ндрил без меры и границ писал Левитан Чехову из Финляндии Здесь нет природы. И Шевченко думал в ссылке о том что(бы) солнце правды хоть сквозь сон увид_ть что(бы) хотя(бы) раз еще взгл_нуть на народ свой. Без_умный Евгений стоял перед Медным всадником и (не) мог найти для своего отчаяния (ни, не) одного слова кроме ужо тебе. Однажды Пушкин сказал какому(то) из своих пр_ятелей Представь какую штуку с_грала со мной Татьяна. Она замуж вышла. Этого я (ни, не) как (не) ожидал от нее.

Ты мне льстиш_ Орест промолвил грус_но Пушкин глядя на оконч_ный портрет. Где сказал Кипренский с тоской я возьму красок что(бы) изобр_зить это зимнее бе_молвие и этот блеск и дворц_ утратившие об_ем и тяжесть и наконец в_лнение своего сердца? Надо будет ему возр_зить так решил Берлиоз да человек смертен (ни, не) кто против этого не спорит.

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр. 3)

(Пол)дома, ум_рать, пред_стория, как(то), достич_, эконом_те, двух_ярусный, пр_мудрый, в аудитори_, ш_лк, там(же).

 

Литература:

«Вопросы стилистики» - журнал

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.Я. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М.: Просвещение, 2000

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. 5-е изд., испр. и доп. - М., 1987

Словарь антонимов русского языка. - М., 1984

Словарь омонимов русского языка. - М., 1974

Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. - М., 1996

Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. - М., 1997

Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. - М., 1996

Вариант 11. Лексика современного русского языка в сфере ее употребления.

Задание 1.

1. Лексика - раздел русского языка.

2. Заимствованные слова и их употребление, употребление устаревших слов и неологизмов.

3. Употребление фразеологизмов.

Вопросы для контроля:

1. Какие слова относятся к устаревшим?

2. Какова роль заимствованных слов в русском языке?

3. Что такое фразеологизмы? Их функция в русском языке?

Понятия и термины: лексика, историзмы, архаизмы, фразеологизмы.

Задание 2.

Подберите синонимы к заимствованным словам:

аналогия, ресурсы, абстрактный, аббревиатура, абсурд, агрессия, регулировать, реагировать, эрудиция, цинизм, репрессия.

Образец: аналогия - сходство и т.д.

Замените следующие слова устаревшими:

глаз, рука (правая, левая), ладонь, щеки, шея, палец, мальчик, поэт, рыбак, очень.

Задание 3.

Подобрать к следующим фразеологизмам фразеологические синонимы и антонимы.

Образец: бить баклуши - лодыря гонять - не покладая рук

Кот наплакал, дать маху, водой не разольешь, рта не закрывает, семи пядей во лбу.

Задание 4.

Тема: «Обращение».

Методические советы. При изучении данной темы не забудьте обра-тить внимание на частицу О, стоящую перед обращением. Помните, что личные местоимения ТЫ и ВЫ, как правило, обращениями не бывают.

Для справок.

Обращение может стоять в начале, середине и в конце предложения.

1.Обращение, стоящее в начале предложения, отделяется запятой или восклицательным знаком, например:

Друзья, здесь светит нам луна, здесь кров небес над нами. Тираны мира! Трепещите...

2.Обращение, стоящее в середине предложения, выделяется запятыми с обеих сторон, например:

Не твоя ли, Пушкин, радость окрылила нас тогда.

3.Обращение, стоящее в конце предложения, отделяется запятой, а после него ставится тот знак, который требуется по смыслу всего предложения, например:

Прощай, свободная стихия. О чем ты думаешь, казак?

4.Частица О, стоящая перед обращением, знаками препинания от него не отделяется, например:

И я к тебе пришел, о город многоликий.

5.Личные местоимения ТЫ и ВЫ, как правило,не являются обраще-нием, а выступают в роли подлежащего, например:

Не шуми ты, рожь, спелым колосом!

Ты не пой, косарь, про широку степь.

6.Если распространенное обращение разорвано в предложении другими членами предложения, то каждая часть обособляется, например:

Отколе, умная, бредешь ты, голова?

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Пылай камин в моей пуст_ной келье. О сердце сколько ты любило! О разум сколько ты пылал! Звени звени златая Русь волнуйся (не)уемный ветер. Что конь (не)малый мы с тобою по свету дали крюк? (Не)видно близко (ль) далеко(ль) куда держать чудак? (Не)знаю конь. Гадаю конь. Кидаю так и так... Люблю я грусть твоих просторов мой милый край св тая Русь.Что шумиш_ качаясь тонкая рябина низко накл_няясь головою к тыну? Шуми шуми послушное ветрило волнуйся (подо) мной угрюмый океан. Ребята не Москва (ль) за нами? Увижу(ль) о друзья народ (не)угнет_ный? Сыпь ты черемуха снегом пойте вы птахи в лесу. Книги дружище как хороший сад где все есть и приятное и полезное. О Русь в тоске изнемогая тебе сл_гаю гимны я. Милее нет на свете края о родина моя. Ой ты Русь моя родная родина кроткая лиш_ к тебе я любовь берегу. (Не) знаю где приют своей гордыне ты милая ты нежная нашла... Наверно ты моя волшебница из сказки в эту ноч... пришла? Люблю твою Россия старину. Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый пос_тил. Не пугай зима весна придет. О тени прошлого как влас_ны вы над нами. А какое мой друг (не)счестие какая на_смешка быть сутулым сереньким порядочным и (не) глупым и влюбит_ся в эту хорошенькую и глупенькую девочку которая на вас ноль внимания!

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

Довольно(таки), кое(о)чем, прор_стает, ч_лка, ц_линд, двух_этажый, передач_, без_нициативный, б_численное, серебр_ный, скош_ая трава.

Литература:

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М.: Просвещение, 2000

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. 5-е изд. испр. и доп. - М., 1987

Розенталь Д.Э. Стилистика на каждый день. - М.: Высшая школа, 1986

Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. - М., 1997

Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. - М., 1996

Вариант 12. Этические нормы речевой культуры (речевой этикет).

Задание1.

1. Из истории этикета.

2. Речевой этикет (вербальные формы выражения отношений между людьми).

3. Этикет как важнейшая часть общечеловеческой культуры.

Вопросы для контроля:

1. Что означает слово этикет?

2. На какие группы делятся формулы речевого этикета?

3. Каковы нравственные нормы речевого этикета?

Понятия и термины: этикет. Вербальные и невербальные формы выражения отношений между людьми.

Задание 2.

Напишите рассуждения на тему:

«Хорошее воспитание не в том, что не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, что это сделал кто-то другой.»

 

 

Задание 3.

Напишите варианты комплиментов:

а) партнеру по работе;

б) подчиненному;

в) хозяйке дома;

г) маме.

Задание 4.

Тема: «Обособление определений».

Методические советы. От обособленных определений нужно отли-чать необособленные. Помните, что определения могут быть выражены не только полными, но и краткими прилагательными и причастиями. Обращайте внимание на то, где стоит определение по отношению к определяемому слову.

Для справок.

1.Обособляются распространенные определения, выраженные причастием или прилагательным с зависящим от них словами и стоящие после определяемого существительного, например:

Солнце, еще не вошедшее в силу, греет бережно и ласково. Упрям-ство есть слабость, имеющая вид силы.

2.Не обособляются распространенные определения, стоящие перед определяемым существительным, например:

Омытая ливнем степь давно зазеленела.

3.Обособляются распространенные и одиночные определения, относящиеся к личному местоимению, независимо от местоположения определения, например:

Подавленный тоской, я бессильно брел по улицам. Мы, измученные бессонной ночью, быстро засыпали. А он, мятежный, просит бури.

4.Обособляются распространенные и одиночные определения, стоя-щие перед определяемым существительным, если они содержат добавочное обстоятельственное значение, например:

Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой. Ошеломленная, мать неотрывно смотрела на Рыбина.

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

В доме Маковских отл_чавшихся радушием и гост_пр_имством соб_рались как правило выдающиеся художники музыканты писатели артисты. Довольный произведе_ным впеч_тлением собеседник пустился в подробности. Подлин_ая любовь рождает_ся только в сердце переживш_м заботы о судьбе другого человека. Вспыхнувшую на востоке зарю тот (час) опять завол_кло тучами. Смоч_ная росой тускло бл_стела крыша белого _дания. Я возбужд_ный стал рас_казывать ему о жизни Христа. И вот стали р_птать на Данко говоря что напрасно он молодой и (не) опытный повел их. Открыв глаза я увидал легкий сумрак наполн_ный голубоватым светом пол (не) покрытый попонами и белую лежанку. Степь бе_молвная и пусты_ная вся залитая ярким солнцем утра развертывалась вокруг нас сл_ваясь на г_ризонте с небом. К числу зрелых произведений Пушкина (не) услыш_ных (не) только современниками но и друзьями поэта относят_ся его «Маленькие тр_гедии». Среди многочисл_ных формул определяющих существо поэзии выделяют_ся две предлож_ные поэтами (же) задумывавшимися над тайнами своего ремесла. Созд_ная Петром «табель о рангах» разд_лившая всех государств_ных людей его времени на четырнадцать классов налегла на человеческую личность как гиган_ская чугу_ная плитка. Когда человек несет в сердце своем слово об_ед_няющее мир он везде найдет людей способных оц_нить его.

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

Почему (то), все (таки), ни(с) чем, бл_стать, ч_лка, ц_стерна, без_аварийный, туч_, без_звестный, бе_характерный, печ_ная на углях картошка.

Литература:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. - Ростов/н/Д.: «Феникс», 2000

Гольдин В.Е. Речь и этикет. - М.: Просвещение, 1983

Гринберг Л.Г. Советский этикет. - Л.: «Знание», 1974

Скворцов Л.И. Язык, общение и культура. - Л., 1990

Трофименко В., Волгин А. Поговорим об этикете. - М., 1991

Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте». - М.: Просвещение, 1982

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989

Шилова К.А. Телефонные разговоры делового человека. - М., 1992

Вариант 13. Речевое общение. Невербальные средства общения.

Задание 1.

1. Неречевой этикет.

2. Невербальные средства общения. Типы жестов.

3. Роль жестов, мимики в общении человека.

Вопросы для контроля:

1. Что понимается под невербальными средствами общения?

2. Какие типы жестов бывают,и чем они различаются?

3. В чем заключается роль мимики, интонации, тембра голоса при общении?

Понятия и термины: невербальные средства общения; мимика, жест.

Задание 2.

Напишите рассуждение на тему:

«Воспитанность- это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени».

Задание 3.

Какие эмоции передают жесты в предложениях? Закончите их, дайте несколько возможных вариантов.

Маша схватилась за голову и закричала...

Николай хлопнул себя по лбу и воскликнул...

Старик замахал руками, повторяя...

Парень сказал, почесав в затылке...

Муж, указывая себе в середину груди пальцем правой руки, сказал...

Задание 4.

Тема: «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепри-частными оборотами».

Методические советы. При изучении данной темы обращайте внимание на союз И, который может связывать деепричастные обороты и деепричастия, однородные члены и предложения. Следите за местом деепричастного оборота или одиночного деепричастия, которые могут стоять вслед за сочинительным или подчинительным союзами. Особое внимание уделите союзу А.

Для справок.

1.Обособляется деепричастный оборот независимо от места, занимаемого им по отношению к глаголу-сказуемому, например:

Нередко художник прибегал к иносказанию, используя притчи, по-словицы. Художник, изображая современную ему жизнь, словно фиксирует для грядущих поколений неповторимые особенности быта своей эпохи.

2.Два деепричастных оборота и одиночные деепричастия, соединен-ные неповторяющимся союзом И, запятой не разделяются, например:

Хаджи Мурат рассеянно слушал, поглядывая на дверь и прислушиваясь к наружным звукам. Сверкая и искрясь, осыпался иней с древесных вершин, сбитых падением самолета.

Но если союз И соединяет не два деепричастных оборота, а другие конструкции (два сказуемых, два самостоятельных предложения), то запятая ставится в соответствии с правилами как перед союзом И, так и после него, например:

Хаджи Мурат слез с лошади и, слегка прихрамывая, вошел под навес. (И соединяет два сказуемых). Левинсон постоял немного, вслушиваясь в темноту, и, улыбнувшись про себя, зашагал еще быстрее. (первый деепричастный оборот относится к первому сказуемому, а второй - ко второму).

3.Деепричастный оборот и одиночные деепричастия, стоящие после сочинительного или подчинительного союза, отделяются от него за-пятой, например:

Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал ее.

Встреча с партизанами напомнила Морозке, что, уезжая из госпиталя, он не захватил письма Сташинского.

4.Не обособляются одиночные деепричастия, перешедшие в наречия (молча, не спеша, не глядя, стоя, лежа, шутя, крадучись и т.п.)

Обычно стоят после глагола, например:

Перевозчик греб стоя. Он шел не торопясь.

5.Не обособляются деепричастные обороты, представляющие собой устойчивые выражения, например:

Кричать не переводя духа, работать засучив рукава, слушать раскрыв рот.

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Жизнь устро_а так д_явольски что (не) умея (не) навидеть (не) возможно ис-кренне любить. Дождь шел (не) перест_вая. Пусты_ое море смеялось играя от-раж_ным солнцем. Девочка вздрогнув (не) вольно взглянула из (под) руки на разлив моря. Хорь присел на скамью и пр_спокойно поглаживая свою курчавую бороду вступил (со) мною в разговор. (Не) покл_нившись до земли гриба (не) добудеш_.

Пр_спосабливаясь люди хотят сохр_нить себя и в то (же) время теряют себя. Различие между храбрым и трусом в том что первый созн_вая опас_ность (не) чу_ствует страха а второй чу_ствует страх (не) созн_вая опас_ности. В небе (не) подвижно стояли ястребы ра_пластав свои крылья и (не) подвижно устремив глаза свои в траву.

Князь Андрей стоял обл_котившись на перила и слушая Пьера (не) спуская глаз смотрел на красивый отблеск солнца. Увидав Пьера он смутился в первую минуту но заметив смущение и на лице Пьера тот (час) об_дрился. Иван Ильич переш_л мост и уже совсем (не) замечая дороги шагал по набережной. Иногда Половцев оставив карты садился прямо на полу (по) калмыцки сложив ноги и расстелив кусок брезента разб_рал чистил ручной пулемет. Пр_ходилось сидеть сложа руки и думать. Взгляд надежды с которым Иван Ильич проводил доктора был так жалок что увидав его Прасковья Федоровна даже заплакала выходя из дверей кабинета что (бы) передать гонорар знаменитому доктору. Иногда ночью просыпаясь Чайковский слышал как потрескивая пропоет то одна то другая половица как (бы) вспомнив его дневную музыку и выхв_тив из нее любимую ноту.

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

Где (же), (не, ни) (у) кого (не) был, раст_рать, рощ_, пощ_чина, ц_тата, раз_яренный, об_скать, бе_церемонный, незва_ный гость, слома_ая кружка.

Литература:

Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. - М.: Просвеще-ние, 1986

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. 2-е изд. - Ро-стов/н/Д., 1999

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. - Ростов/н/Д.: «Феникс», 2000

Соколова В.В. Культура речи и культура общения. - М., 1996

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989

Вариант 14. Имена и фамилии. Склонение имен и фамилий.

Задание 1.

1. Из истории имен и фамилий.

2. Имятворчество в 20-30е годы.

3. Границы появления и завершения массового процесса получения фамилий.

4. Склонение имен и фамилий.

Вопросы для контроля:

1. Что понимают под личным именем?

2. В чем заключается смысл имятворчества? Какие имена называются кален-дарными?

3. Когда стали появляться фамилии в России и когда процесс получения фамилий завершился?

4. Перечислите элементы, из которых складываются русские фамилии?

5. Трудные случаи склонения фамилий.

Понятия и термины: ономастика, анропонимика.

Задание 2.

Напишите рассуждения на одну из тем.

1) В тех случаях, когда уместна просьба, приказ вызывает возмущение.

2) Может никто и не выздоравливал от доброго слова, но от худого слова люди умирают.

Задание 3.

Поставьте в форме дательного падежа.

Аркадий Гайдар, Виктор Черных, Олег Давыденко, Петр Сазанюк, Ирина Станкевич, Игорь Ружило, Виктор Фурс, Иван Павлюк, Татьяна Жук, Тамара Карась, Игорь Богушевич, Булат Окуджава, Виктор Розенталь, Владимир Даль, Наталья Дубенко, Виктор Цой, Анита Цой, Александр Ремчук, Александра Ремчук.

Задание 4.

Тема: «Обособление приложений»

Методические советы. При изучении темы: «Обособление приложе-ний» обратите внимание на то, к какому существительному (собственному или нарицательному) относится приложение. Помните, что союз ИЛИ (в значении ТО ЕСТЬ) может присоединять приложение. Не забудьте, что кроме запятой приложение может быть обособлено посредством тире.

Для справок.

1.Обособляются распространенные приложения, выраженные именем существительным нарицательным и относящиеся к нарицательным существительным, например:

Итак, два почтенных мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собою!

2.Всегда обособляется приложение, относящееся к личному место-имению, например:

Ему ли, карлику, тягаться с исполином?

3.Обособляются приложения, присоединяемые словами ДАЖЕ, НАПРИМЕР, В ОСОБЕННОСТИ, ПО ПРОЗВАНИЮ, ПО ИМЕНИ, ПО ФАМИЛИИ, ПО ПРОЗВИЩУ, ПО КЛИЧКЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ, например:

Мало кто помнил в городе, где и как потерял свой голос Леонтий Архипкин, по прозвищу Граммофон.

4.Обособляются приложения, присоединяемые СОЮЗАМИ ТО ЕСТЬ, ИЛИ (в значении ТО ЕСТЬ), например:

Шмидт испытал много предательств, или, говоря по-старинному, ударов судьбы.

5.Обособляются приложения, присоединяемые союзом КАК (со значением причинности), например:

Как поэт нового времени, Батюшков не мог в свою очередь не заплатить дани романтизму.

6.Тире ставится перед приложением,стоящим в конце предложения, например:

Больше всех сердился «последний символист на земле» Георгий Чулков - маленький изящный старик, похожий на композитора Листа.

7.Тире с двух сторон выделяет приложение, имеющее пояснительный характер, например:

Недотрогу стальную - зубастый капкан - здесь не ставил на зверя никто никогда.

8.Дефис ставится также после собственного имени - географического названия, например:

Чита - город, Ингода - река, Арахлей - озеро. Перед собственным именем дефис в этом случае не ставится: город Чита, река Ингода, озеро Арахлей.

 

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Он Челкаш чу_ствовал себя в силе повернуть эту жизнь и так и этак. Сей Дубровский отставной поручик гвардии был ему ближайш_м соседом. Мне как лицу (высоко) поставленному (не) подобает ездить верхом. При сторожк_ находилась громадная ч_рная собака (не) известной породы по имени Арапка. Выручил его велосипед единствен_ое богатство накоплен_ое за последние три года работы. Как старый артил_ерист я пр_зираю этот вид холодного укр_пления. Стоял чудесный апрельский день лучшее время в Арктик_. Ветер полководец всех обл_ков разв_рнул их могущественно как войска. Где можно нас гусей несчастнее найти? В верховьях у озер попадается глина с известью или мергель. Как истин_ый француз в карман_ Трике привез куплет Татьяне. Мы пошли на вал или возвышение образован_ое природой и укреплен_ое ч_стоколом. Память этот бич_ несчатных ож_вляет даже камни прошлого. Нос собаки или чутье как говорят охотники, (н_) когда (не) перестает уд_влять человека. Мне как механику выполнить это (н_) чего (не) стоит. Доказан_о что животные например дельфины вполне способны любить. Онегин добрый мой пр_ятель родился на берегах Невы. О ней этой Радде словами и (не) скажеш_ (н_) чего. Пьер как закон_ый сын получил все. Была у него и легавая собака по прозванию Валетка пр_удивительное создание. И славит сладос_ный певец Людмилу прелесть и Руслана. Тебе Кавказ суровый царь земли я снв_ посв_щаю стих небрежный. Отступник бурных насл_ждений Онегин дома заперся, зевая, за перо взялся.

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме

Рас_рочка, словес_ник, в аудитор_, вид_мый, краски смеш_ны, обид_т, поле_ица, раскова_ый, в(пол)уха, (не)смотряна занятость, накле_нный, смеш_ное чувство.

Литература:

Горбаневский М.В. В мире имен и названий. - М.: Знание, 1987

Иваненко В.А. Как выбирают имена. - М., 1988

Калакуцкая Л.П. Склонение фамилий и личных имен в русском литературном языке. -М.: «Наука», 1984

Симина Г.Я. Из истории русских фамилий. - М., 1971

Симина Г.Я. Фамилия и прозвище. Ономастика. - М., 1969

Суперанская А.В. Имя через века и страны. - Л.: Лениздат, 1990

Суслов А.В., Суперанская А.В. О русских именах. Изд. 2-е, испр. и доп. - Л.: Лениздат, 1991

Унбегаун О.А. Русские фамилии. / Пер. с анг. / Общ. Реб. Успенского Б.А. - М.: Прогресс, 1989

Успенский Л. Ты и твое имя. - М., 1990

Федосюк Ю.А. Русские фамилии. - М., 1981

Вариант 15. В мире географических названий.

Задание 1.

1. Топонимика - наука, изучающая географические названия.

2. «Строительный материал» для топонимов.

3. «Экология топонимов»

Вопросы для контроля:

1. Каково происхождение слова топонимика?

2. Как появляются топонимы? Их разнообразие?

3. Как связаны топонимика и история?

Понятия и термины: топонимика, топонимы, антропонимы.

Задание 2.

Напишите рассуждение на одну из тем.

«Слово не воробей,вылетит - не поймаешь».

«Человек спрятан за словами: хочешь понять человека, вслушайся в его речь».

«Молчание не всегда доказывает присутствие ума,но доказывает отсутствие глупости».

Задание3.

Отметьте предложения, в которых лексическое значение слова указано неверно,и объясните, почему.

1.Ландшафт - морской пейзаж.

2.Коалиция - совместный документ, принимаемый представителями крупных государств.

3.Кардинальный - главный, самый существенный.

4.Менталитет - умственные способности человека.

5.Дублет - лицо - заменяющее, дублирующее актера в спектакле.

Задание 4.

Итоговое упражнение по всему пройденному материалу. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

В семь часов вечера я напившись чаю выехал со станц_и которой названия (не) помню. Было уже темно когда я закутавшись в шубу рядом с Алешкой уселся в сани.

Едва миновав темные фигуры мельниц из которых одна (не) уклюже махала своими большими крыльями и выехав за станицу я заметил что дорога стала тяжелее ветер стал дуть мне в левую сторону. (Не) проехали мы четверти часа как ямщик остановив лошадей передал вожжи Алешке (не) ловко выпростал ноги из сиденья и хрустя большими сапогами по снегу пош_л искать дорогу.

Куда ты? Сбились? Спрашивал я но ямщик (не) отвечал мне а отвернув лицо от ветра который сек ему глаза отош_л от саней.

Ну что. Есть повторил я когда он вернулся. Нету (н_) чего сказал он мне вдруг (не)терпеливо и с досадой (как)будто я был виноват в том, что он _бился с дорог_ и медленно опять просунув ноги в передок стал разб_рать вожжи.

В это время (с)зади нас послышались колокольчики (н_)скольких троек кото-рые догоняли нас.

А то поедемте барин сказал мне ямщик люди проехали. Я согл_сился и мы снов_ повернули против ветра и потащились (в)перед (по) глубокому снегу.

Я смотрел (с)боку на дорогу что(бы) (не) сбит_ся со следа проложен_ого санями. Вдруг впереди послышался знакомый мне колокольч_к. Это были те (же) тройки сложившие почту и с обратными лошадьми привязан_ыми сзади возвр_щавшиеся на станци_ю. Глядя на них мне стало стыдно что я боялся ехать и мой ямщик должно быть испытал то(же) чу_ство потому(что) мы в один голос сказали Поедем за ними. С тех пор как ямщик мой ехал сзади он _делался как(будто) веселее и разговорчивее чем я. Я стал его рас_прашивать (от)куда как и что он и скоро узнал что он земляк мне. Большая пегая лошадь вытянув шею и напрягши спину мерно ступала по совершен_о занесен_ой дорог_.

Проехав еще (н_)сколько времени я увид_л как мне пок_залось д_леко на са-мом г_ризонте ч_рную длин_ую полосу.

Ст_новилось ужасно холодно и едва я высовывался из воротника как сухой снег крутясь набивался в ресниц_ нос рот и заскакивал за шею.

Через (н_)сколько минут сани заскр_пели по доскам под_езда станцин_ого дома и Игнашка повернул (ко)мне свое засыпан_ое снегом лицо. Доставили (та-ки) барин сказал он.

(по Л. Толстому)

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр. 3)

Прот_реть, неук_снительно, еж_нок, внуш_нный, бе_шерстный, без_интересный, пр_восходство, ненавид_т, рубле_ый дом, журав-ли_ый, карта изуче_а, (не)смотря на жару, (не)медля ни минуты.

Литература:

Агеева Р.А. Происхождение имен, рек и озер. - М., 1985

Балабанов В. В дебрях названий. - М., 1985

Вартаньян Э.А. История с географией, или жизнь и приключения географических названий. - М., 1986

Горбаневский М.В. В мире имен и названий. - М.: Знание, 1987

Мурзаев Э.М. География в названиях. - М., 1982

Нерознак В.П. Названия древнерусских городов. - М., 1983

Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика. - М., 1990

Суперанская А.В. Что такое топонимика? - М., 1985

Вариант 16. Словари - наши помощники и друзья.

Задание 1.

1. Из истории создания словарей.

2. Две основные группы словарей: толковые, словари-справочники.

3. Роль словарей в жизни человека.

Вопросы для контроля:

1. К какому времени относят первые словарные опыты? Как назывались тогда словари?

2. Перечислите основные виды толковых словарей?

3. Какие словари относятся к справочным?

Понятия и термины: лексикография, лексикон.

Задание 2.

Напишите рассуждение на одну из тем:

1. «Язык мой - враг мой: прежде ума глаголет».

2. «Языком и лаптя не сплетешь».

3. «Петь хорошо вместе, а говорить порознь».

(пословицы)

Задание 3.

Объяснить значение следующих слов (письменно):

Преамбула, превалировать, приоритет, прерогатива, панацея, одиозный, дилетант, альянс, мораторий, эмбарго, инсинуация.

Поставить ударение в словах:

договор, каталог, раскупорить, индустрия, обеспечение, баловать, сироты, водопровод, усугубить, намерение, диспансер, таможня, алфавит.

 

Задание 4.

Итоговое упражнение по всему пройденному материалу. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Всякие мысли приходят иногда в голову. Например, мысль о том что хоро-шо(бы) составить (н_)сколько новых словарей русского языка кроме конечно уже существующих общих словарей.

В одном таком словаре можно пр_дположим собрать слова имеющие отношение к природ_ в другом хорошие и меткие мес_ные слова в третьем слова людей разных проф_ессий в четвертом - мусорные и мертвые слова засоряющие русский язык.

Этот последний словарь нужен для того что(бы) отучить людей от скудоумной и ломан_ой речи.

Мысль о том что(бы) собрать слова имеющие отношение к природ_ пришла мне в голову в тот день когда на луговом озерце я услыш_л как хр_пловатая девочка переч_сляла разные травы и цветы.

Словарь этот будет конечно толковым. Каждое слово должно быть об_яснено и после него следует пом_щать (н_)сколько отрывков из книг писателей поэтов и ученых имеющих научное или поэтическое к_сательство к этому слову.

Например после слова «сосулька» можно нап_чатать отрывок из Пришвина: Повислые под кручей частые длин_ые корни деревьев теперь под темными сво-дами берега превр_тились в сосульки и нар_стая больше и больше достигли воды. И когда ветерок даже самый ласковый волновал воду и маленькие волны дост_гали под кручей концов сосулек то волновали их они к_чались стуча друг о друга звенели и этот звук был первый звук весны.

А после слова «сентябрь» хорошо(бы) нап_чатать отрывок из Баратынского:

И вот сентябрь замедля свой восход

Сияньем хладным солнце блещ_т

И луч_его в зерцале зыбком вод

(Не) верным золотом тр_пещ_т

(К. Паустовский)

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

Расст_лать, зар_внять (яму), ш_лк, мозжеч_к, пр_одолеть, кол_т, неслыш_мый, на юбиле_, неглаже_ый костюм, овощи испорче_ы, (н_)куда идти, (полу)улыбка, (не)весело.

Литература:

Агеенко В.Л., Зарва М.В. Словари ударений русского языка. - М., 2000

Крысин А.П. Толковы словарь иноязычных слов. - М., 1998

Сергеев В.Н. Словари - наши друзья и помощники. - М., 1990

Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения. - СПб., 1998

Шанский Н.М., Иванов В.В. Важнейшие словари русского языка. - М., 1989

 

Вопросы к зачёту/ экзамену

1. Понятие о культуре речи. Аспекты изучения культуры речи.

2. Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка. Виды норм.

3. Речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие как основные единицы общения.

4. Устная и письменная разновидности литературно языка (сфера употребления, языковые средства, характер нормы и отношение к ней и т.д.)

5. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты речи.

6. Функциональные стили современного русского языка.

7. Научный стиль: сфера применения, жанры, языковые особенности.

8. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

9. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие.

10. Стандартизация и унификация деловой документации как важнейшие особенности делового стиля.

11. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи.

12. Язык и стиль распорядительных документов.

13. Язык и стиль коммерческой корреспонденции.

14. Язык и стиль инструктивно-методических документов.

15. Графические, лексические, синтаксические особенности жанров «Заявление» и «Доверенность».

16. Реклама в деловой речи.

17. Речевой этикет в документе.

18. Публицистический стиль речи: сфера функционирования, жанровая дифференциация, языковые средства.

19. Публичная речь, её особенности.

20. Оратор и его аудитория.

21. Основные этапы подготовки к публичному выступлению.

22. Источники подбора материалов для публичного выступления.

23. Словесное оформление публичного выступления. Основные качества публичной речи.

24. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка.

25. Жанровые, лексические и грамматические особенности разговорного стиля речи.

26. Пути совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

Рекомендуемая литература

1. Бронникова Ю.О., Сдобнова А.П., Тарасова И.А. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. М., 2009.

2. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М.,1999.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2004.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Для студентов ВУЗов. Серия «Шпаргалки». Ростов-на-Дону, 2005.

5. Власенков А.И. Русский язык: грамматика, текст, стили речи. М., 2005.

6. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988.

7. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. Изд. 10. М., 2008.

8. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1989.

9. Иванчикова Е.А. Жанровые формы газетной публицистики: опыт типологии текстов. Стилистика русского языка. М., 1987.

10. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1993.

11. Русский язык и культура речи, под ред. О.Я. Гойхмана. М., 2004.

12. Русский язык и культура речи, под ред. В.Д. Черняка. М., 2008.

13. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. М., 1980.

14. Соколов В.В. Культура речи и культура общения. М., 1996.

15. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. М., 1996.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 581 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

802 - | 763 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.