Античный - антигулус (латынь /древний) античной цивив и культурой принято называть культуры древних Греции и Рима, а так жк стран, испытавшх их культ внимание. В период 1 тыс до нашей эры по 5в. н.э.
Характерные черты древнегреческой культ:
1. Космологизм (космос - порядок, хаос - беспорядок. Противопоставляли эти понятия древние греки)
2. Антропоцентризм (Человек)
3. Красота (объективна, независимо от людей существует)
4. Мера (полюсы. Дельфы. На храме написано «Знай меру». Калокогатия все сливается красота и доброта едины)
5. Культ тела человека. (Очень много физкультуры в Спарте)
6. Агон или состязательность. 776 год до н.э 1 олимпийские игры раз в 4 года, длились 5 дней. 1896 г. По инициатива Пьера де Кубертена 1 олимпийские игры современности в Афинах.
7. Праздничность. Панафинеи. По все Элладе отмечались. Афины самый богатый полюс. Побеждая прославляют свой полюс. Фидий погиб выпив чашу с яда. Потому что увековеил себя на памятнике. Дионисий - виноделия. Дельфины потомки злых пиратов. Отмечался праздник осенью после сборов урожаев. Всегда пили разбавленное вино. Сатиры – сопровождающие Деониса. Комедия и трагедия(песнь козлов) от сюда театр. Праздник в честь Деониса. Греческий театр медленный. Котурны – высокая обувь. Прятали за хитонами(длинная одежда) не платили за театр – дело чести.
Лекция 6.
Типология культуры
1. Отрасли: (такие совокупности норм правил модели поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого)
Ø Экономические;
Ø Политические;
Ø Профессиональные.
2. Типы: (таки совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями целого
Ø Исторические; (латино –американская культ, античная культура)
Ø Хозяйственные; (охотников и собирателей культура; культура постиндустриального об-ва)
Ø Регионально – этнические:
А). Этнические – это культура людей, связанных между собой общностью происхождения, т.е. кровным родстов и совместно осуществляемой хоз деятельстью, т.е. единсво крови и почвы. Поэтому она и меняется от одной местности к другой. Характерные черты: местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком соц пространстве, господствует сила привычки, обычаев, традиции, передающихся из покаления в поколение. Этническая культура может быть дописьменной или письменной. Изучается этнографией и антропологией;
Б). Национальные. Структура национальной культ сложнее этнической, она не сводится к не сводится к механической сумме этнических культур. Национальная культура объединяет людей, живущих, на больших территориях, не обязателно связанных кровно – родственными отношениями. Для нац культ характерно рождение литерат языка и национальной культ. Нац культ всегда письменная. этническая и наци культ являются доминирующими, по отношению ко всем другим видам культуры на данной территории. Нац культ изучается филологией.
3. Формы: (такие совокупности норм правил и моделей поведения людей, которые нельзя назвать полностью автономными образованиями, они не являются так же составными частями какого либо целого)
Ø Высокая (элитарная); творческая. Может быть только письменной, как и национальная. А этническая и народная -любой. Высокая культура создается образованными слоями об – ва. А этническая и народная - необразованными. Мала по свои размерам и исторически более древняя этническая культура превращается в народную, после того как появляется национальная культуру. Высокая культура носит, по началу, эксперементальных или авангардный характер. В ней пробуются те худ приемы, которые бдут понятны широким слоям непрофессионалов годы спустя. (Около 50 лет)
Ø Массовая; повседневный, быт. С середины 20 века – взлет, зарождение. СМИ проникли в большинство стан мира и стали доступны. Эстрада. Может быть: национальной и интернациональной. Массовая культ обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная. Самая широкая аудитория и является авторской. Удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его поэтому образцы массовой культ устаревают быстро и выходят из моды. С произведениями высокой или народной культ этого не происходит. Изначально высокая культура – культура образованных слоев. Это скорей городская культура. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массой культуре (литература).
Ø Народная.
4. Виды: (такие совокупности норм правил и моделей поведения людей, которые являются разновидностям более обще культуры)
Ø Доминирующие – это совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного об-ва; субкультура – это часть общей культуры нации в отдельных аспектов, отлиающихся или противостоящее целому, но вглавных чертах согласующаяся и продолжающая культуры нации. Отличается от доминурующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть сильными, но суб культ не противостоит доминирующей культ. Она включает ряд ценностей домнирующей культуры и добовляет к не новые ценности, характерные только для нее. Молодежная культра. Контркультура - это такай субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культ, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями.
Ø Обыденная, специальная;
Ø Городская, сельская.
Материальную и духовную культ нельзя отнести к отраслям типов формам или видам, поскольку они сочетают все 4 признают – это комплексные образования.
Западно - европейская средневековая культ. С 5 до конца 14 века. Культура эпохи возрождения с конца 14 до 17 в. название средние века дали эпоху возрождения. Деятели возрождения считали, есть 2 большие вершины: античность и возрождение. Средние века уничижительная оценка периода. В ср века не создали нечего нового, но и не сохранили, то, что было создано до них. Своей задачи считали: возрождение античной культ.
Факторы повлиявшие на формирование ср культ:
1. Культура европейский варварских племен.
2. Античная культ.
3. Принятие христианства 2 по 5 века варварские века приняли христианства.
Характерные черты:
1. Теоцентризм – бог в центре культ
2. Догматизм – наличие строго канона в искусстве.
3. Типизация – однотипные изображение земного и небесного мров.
4. Символизм – стремление в худ творчестве отразить символ идею божетсвенное откровение.
5. Синкретизм – отсутствие четкой грани между наукой мифологией, религией искусством и т. д.
6. Противоборство двух культур: с одной стороны офиц церковня культ. Ср: народная карнавальная, смеховая культ. Оценили ее негативно, но они ошибались. Европейская культ формировалась. Основа Европы заложены в ср века. Основа тоже основаны в ср века.
Рим на латыни «ром». Романский пришедший с Европы. 2 на смену пришел готический стиль. Падение античности. 2 племени захватывали Рим племя вандалов (варварское племя) готы тоже захватывали Рим к племени готов отношения не имеет. В соборах проходили переговоры, читались лекции.
Грели масло и рану заливали маслом горячим, чтобы душа не улетела через дыру. Ученые подрывали авторитет церкви, но с оглядкой. Античность - грамотна. Ср века безграмотные. Но учили, церковному пению и т.д. мальчиков из богатых семей. Девочек учили писать считать для того что бы вести хозяйство. В конце 11 века появляются университеты. Учились у профессоров. У одного отучились учили ехали к другому. Лекции были в виде комментированного чтения. Основной предмет риторика умение говорить. На семинарах проводились диспуты. 4 факультета: 1 факультет искусств – подготовительный факультет. Там основные предметы. 2 факультет богословский учились 15 лет. 3 факультет медицинский. 4факультет юридический.
Лекция 7.
Из Италии возрождение распространяется в др страны в начале 15 в северное возрождение (Голландия, немецкие земли) со второй половины 15 века возрождение во Франции, Англии и с начала 16 века возрождение начинается в Испании.
Характерные черты культуры эпохи возрождения:
1. Ориентация на античное наследие.
2. Гуманизм – понимание ценности каждой человеческой жизни.
3. Материалистическое понимание природы.
4. Рациональное познание мира.
5. Человек в центре культуры эпохи возрождения.
II. Культура Византии.
Столица Византии Константинополь. Стамбул. Территории балканский полуостров и территория малой Азии. Европейская страна и территория малой Азии страна христианская, которая является наследницей античной культуры – значит языческой. И является наследницей античной культуры. Прямая наследница античной культуры. Византия обгоняла в развитии заподно - европейские страны, все средние века. В Византии к науке было уважительное отношение. Понимали теоретическое знание под наукой понимали чисто теоретическое знание. Прикладное знание называли ремеслом.
Образование. Византийцы грамотные люди. Сохранили античную систему образование, которая включала три ступени: 1. Начальная школа. 6 7 лет, учили 2-3 года, учили читать писать, считать, учили по псалтыри – сборник песен религиозного содержания и по часослову – сборник молитв.
Скульптура. Сохранили античную скульптуру, такую скульптуру не создавали. В античность считали, что чел тело самое прекрасное, что создали боги. Христианский бог бестелесен.
Архитектура.
Христианство: Западное христианство (католицизм) Базиликальные храмы. Восточное христианство (православие) крестово – купольные храмы.
Живопись. Живопись включает 2 направления: монументальная храмовая живопись: 1. Мозаика изображение из кусочков смальты – сплав стекла с минеральными красками. 2. Фреска – роспись по сырой штукатурке. Иконопись. Борьба иконопочитателей против иконы и иконно борцы против икон. восточные культы е изображали богов. Для них икона пережиток язычества. Идолопоклонство. Достоверных, прижизненных изображений Христа, богоматери нет, поэтому, мы можем предполагать как они выглядели, анне знать на самом деле. Если художник изображает, то он только представляет как они выглядели.
Спас нерукотворный. Царь эдесс заболел проказой. Стал приглашать докторов. Никто не вылечил. Художника послал нарисовать портрет. Художник не смог. Христот тогда вытер лицо от кань и когда полотенце высохло проступил его образ.
Когда Христа вели. Мира вытерла его лицо от пота…
Иоанн Дамаскин (разработал теорию иконы нужно писать по строгим канонам). Дамаск столица Сирии. Прикладывает кисть к иконе богоматери молится и рука прирастает. В эту честь отливают серебренную и появляется иконы трех рукой богоматери. Другая версия спасали ребенка в воде. Просил молился. И появилась рука потом исчезла. Богоматерь троерутчица.
III. Иконостас.
Появился в Византии. Василий вел службу. Было много народу. Святой дух спускался послушать в виде голубя. Однажды один пришедший загляделся на прихожанку. Потом разделили. Иконостасы в церквах разные. Пятиярусные иконостасы сложился к началу 15 века, ко времени Андрея Рублева. Ряды получили названия чины.
Спас на престоле. Центральная икона. Я свет всему миру, кто последует за мной не будет ходить во тьме.
Спас в силах. Красны ромб символ огня опаляющий все злое. Голубой овал символ неба, где среди бесплотных душ. красный квадрат образ земли. По углам образы 4 евангелистов – учения Иисуса Христа.
Иоанн креститель старше Христа на несколько лет.
Перекладина под наклоном - две судьбы двух разбойников.
Лекция 8.
Русская культура.
I. Факторы, оказавшие влияние на развитие русской культуры.
II. Языческая культура восточных славян.
III. Принятие христианства на Руси и его влияние на развитие культуры.
IV. Культура киевской Руси.
Факторы:
1. Природно - географический климатический фактор, оказывает огромное влияние нет феодальных замков так как нужно было разрубить лес. Не любили лес: всякие суеверия, а так же прятал от врагов, Полиания жители полей вокруг Киева там нет естественных преград и поэтому Киев был сильно разорен;
2. Бинарность – двойственность, двояко проявлялась. Европа не особо нас принимает, а к Азии мы себя не относим. В русской культуре есть две культуры. Об этом говорил Плеханов, Ленин, они говорили у нас господствует азиатский тип культуры, но носителями европейской части культуры были ученые умные люди. Разрыв культур все больше и больше. Наложение этапов развития: один заканчивает другой начинается. Два пути развития: революция и эволюция. Дискретность прерывистость русской культуры.
3. Катастрофизм развития русской культуры. Норма для культуры России. Высокая выживаемость. Противоречия черт культур Росси. Оказало на культуру нашей страны христианство. Православие
Язычеством называется все ранние формы религии до единобожия. Развитие нашего язычества выделяют два этапа в 12 века. Книга об Идалах. Первый этап: культ сил природы. Славяне клали требы (жертва) упырям – злая сила природы берегиням(добрые). Поклонялись земле. Отправляясь на подвиг брали горсть земли родной. Родная земля придает силы. Почитали воду. 1 весенний дождик все славянское нас выбегало босиком с непокрытой головой и умыть лицо тремя горстями умывались и все плохое за год уходило. Второй тап: культ предков. Род-божество и рожениц-лада и леля богини плодородия и благополучия. Род дает начало всему на земле. Третий этап: попытка постепенного перехода к многобожию к единобожию. Перун покровитель князя и его дружины. Дождьбог бог солнца. Стигбог бог ветра. Хорс бог тюртсокго происхождения. симарк лошадь. Реформа не прижилась потерпела поражение. Останавливается Владимир на православии 988 год принимается христианство на Руси насильственно. Письменность развивается. Строятся христианские храмы. Первый храм был построен при князе игоре церковь ильи пророка не сохранилась. Первый каменный храм десятинная церковь.
Центрами развития культуры. Гордарика страна городов. Наивысшей рассвет – правление Ярослава мудрого(хитрый). Мирное развитие расцвет культуры. После софийского собора в Киеве при Ярославе Мудром. После этого были построены в Новгороде и Полоцке его мать была половцкая. Поэтому там и построил. После 17 века пришла мыль перестроить в борокко. За эти спасо преображенский собор в Чернигове до шел до наших дней не перестроенным. Первый монастырь Киево – печерский 30 40 годы 11 века. Что общего было с византийскими храмами – крестово купольный. Отличие формы Купалов у них была луковичная а у нас шлемовидные. Сейчас у нас луковичные. У нас центральный купол выше, а у них все купола на одном уровне. Живопись пришла тоже из Византии монументальная и храмовая два направления: мозаика, фреска. Мозаика у нас не приживается дорого, сложно. Но она присутствует. Иконопись Алимпий древний иконописец. Самая почитаемая икона на Руси иконно владимирской богоматери церковь считается прижизненным портретом богоматери написал Лука. Искусствоведы считают, неизвестная работа греческого мастера. В 1169 Андрей Боголюбский разгромил киев и вывез от туда много трофее и увез, хотел в ростов но уехал во Владимир. Построил резиденцию Боголюбово. Сейчас находится икона в Церкви при Третьяковской галереи. В Москве попросили во Владимире попросили икону. Встретили икону на улице Сретинка. Стретина(встреча). Повернули икону в сторонни нападавшего Тимура Тамерлана. и он разворачивается и уходит в другую сторону. По сведениям в его землях нападение. Литература. Религиозные произведения: произведения деятелей церкви..(Слово о законе и благодати митрополита Иллариона. 1 митрополит из восточных славян до этого грауи из Византии. Он был духовником Ярослава Мудрого.) о деятелях церкви Житие феодостя печерского. До 17 века жизнеописание святого и исторические произведения. Летописи - погодичные события. Повесть временных лет автор нестр. От куда есть пошла русская земля. Описание путешествий – хождений. Хождение игумна даниила к святым местам. Описание первого крестового похода. Киевский боярин прин участи в свете. Мемуарная литература о своей жизни пиутся. Поучение детям князя Владимира Мономаха. Произведения устного народного творчества – былины. Особенности русских были: борются за Русь, не прославляют себя, никто не борется во имя веры. Отсутствие сословной избирательности.