Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Лекция 2. Культурологические теории. Школы и направления.




Культурология.

Первобытная культура.

Уайт, 20 век – основоположник культурольгии.

Культурология

1)Фундаментальная

А) теория культуры

Б) историческая культурология

2)Прикладная

А) Изучение и охрана памятников культуры

Б) прикладная культурология

 

Cultura- возделывание почвы.

 

Подходы к пониманию культуры:

1) Любой результат деятельности человека

 

Cultura vs. natura(природа)

Артефакты- предметы и явления, которые не существовали в природе, а возникли в результате человеческой деятельности.

 

Культура – материальная, духовная.

2) Cultura animi (душа) Цицерон. Восприятие, образование, развитие человека.

3) В 19 веке развитие культуры приравняли к достижениям науки и техники, к материально-техническому прогрессу – материальной культуре. Культура – уровень развития общества, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также создания материальных и духовных ценностей.

 

Структура культуры:

1) Материальная-духовная

2) Мировая-национальная

3) Городская-сельская

4) Народная-профессиональная

5) Культура отдельных социальных общностей

6) Географический принцип

7) Хронологический принцип

 

Функции культуры:

1) Информационная (передача социального опыта)

2) Семиотическая (знаковая ф-ия. Письмо, речь).

3) Регулятивная (поведение человека)

4) Гносеологическая (познавательная). Доминирующая – познание и подчинение окружающего мира. Рецессивная – познание человеком самого себя.

5) Аксеологическая (ценностная). Позволяет оценить ценностное состояние культуры.

6) Приспособление к окружающей среде.

7) Релаксационнокомплексатарная

 

Первобытная культура – 1 тип. Натура. Большая часть развития мировой цивилизации. Первобытная культура предопределила развитие мировой культуры на следующих этапах. Одновременно в развитием культура идет развитие человека. Длительность первобытного периода определяется сложностью и противоречивостью самого человека.

 

Человек. Этапы развития.

1) Умелый. Изготавливает орудия труда.

2) Прямоходящий. Питекантроп + речь. Пользуется огнем. Знает три способа обработки камня (рубило, зубило, скрябок)

3) Разумнвый (250 тыс. лет назад). Неандертальцы умерли, Кроманьонцы выжили.

 

Черты первобытной культуры:

-Мифологизм (объяснить мир при отсутствии нужных знаний). Космогония – происхождение богов – происхождение человека

- Анимизм (одушевление предметов окружающего мира)

-Фетишизм (наделение предметов сверхъестественными свойствами)

-Тотемизм (мой брат, мой род). Происхождение от растений-животных. Клан тигра, орла. Одних соединяет, других разъединяет.

-Синкретизм (неразделенность, единство реального и воображаемого. Неразделенность культуры на отдельные части. Принцип аналогии. Если есть воображение, владею и предметом).

Лекция 2. Культурологические теории. Школы и направления.

1. Философские концепции культуры. А. шопенгаугэр, Сартр, Шпенглер. Морфологическая концепция локальных культур освонльда шпенглера (1880 -1936). Закат Европы –основная работа. Концепция культуры шпенглереа отвечала настроением которое царило в об – ве. Связанны с кризисом и поиском выходов из него. Культуру понимал как организм обладающий сквозным истор единством, но обособленной от др подобных организмов. Т.е. культуры неповторимы и замкнуты. Хотя и взаимодействуют между собой. Считал, что жизнь людей лишь от части может быть выражена в культуре. По его мнению лишь 8 культур являлись носителями действительной истории об-ва человечества: Египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко – римская, византийско –арабская, западно- европейская, культура народов майя. Но писал что ожидается рождение русско – сибирской культуры. Каждая культура существует от тысячи до полутора тысячи лет.(по его мнению) и проходит в развитии 4 цикла: 1.весна – становление культ. 2. Лето – расцвет. 3. Осень - зрелость культ и ее надлом. 4. Зима – гибель культ.

Шпенглер считал что погибая культ перерождается в цивилизацию – судьба каждой культ. Неизбежный процесс. Цивилизацию оценивал негативно и по его мнению Европа в ступила в стадию цивилизацию в 19 веке. Характерные черты цивилизации: культ денег, подчинение человека машине, возвеличивание технецизма, свертывание литерат худ деятельности, разложение марали, потеря человеком свободы и его превращение в элемент бездушной толпы.

2. Исторические концепции культуры. Тайлор, Тойнби, Ясперс. Арнольд Тойнби отстаивал позицю цикличности развития цивилизации и ее отомарности(независимости от др цивилизаций) совподают с позицией шпенглера. Не считал что цивилизация это конец развития культ что она харак упадком и деградацией. По его мнений каждая цивилизация существует до тех пор пока она в состоянии давать ответы на вызов истор ситуации.когда общ – во не в состоянии дать ответ и прибегате к силе оружия цивилизация заканчиват свой путь(погибает). По его мнению одновременно существует 5 цивил: китайская, индийская, исламская, русская, западная. Любая цивил проходит 4 этапа: возникновение, рост, надлом, гибель. Временные рамки каждого этапа различны. За все время существования человечество в условиях цивилизации живет 2% времени. По его мнению история бросает народам вызов на каторые они дают ответ до тех пор, пока не потеряли свою творческую силу и энергию. Если об –во не может ответить на вызов истории, то народ исчезает с истор арены цивилизации. Распад культуры приводит к различным катоклизмам, войнам, революциям, реакциям. Таким образом история всех культ по его мнению, это история вечно сменяющихся вызовов и ответов. Считал, что нет и не может быть единого пранарода, который начал развивать культуру. т.е. все народы в равной мере начали ульт возраждение. Различе состаоит в том, как они отвечали на вызов истории.

Теория осевого времени. Карла Ясперса. Осевым временем Ясперс назвал такой период в развитии чел общ –ва, когда возникли предпосылки позволившие человеку стать таким, каклв он есть. Понятие осевого времени ясперс связывал с 2 явлениями: 1. Появление человека нового типа, между 800 и 200 г до н. э. 2. Явление сына божьего Иисуса Христа. Считал что весь итсор процесс движется к христу а затем идет от него. И нашу систему лето исчесления считал доказательством этой точки зрения.

3. Социологические концепции культуры. Вебер М., вебер А., Конт, Спенсер.

4. Психоаналитические концепции культуры. Фрейд, Юнг. Фрейд считал что в условиях западной культуры каждый человек имеет неустойчивую психику, страдает от комплексов, возникающих в сознании личности под влиянием противоречий между собственными желаниями и потребностями и предписывающими определенный поведения нормами культуры, которые человек вынужден соблюдать. Эти нормы навязывают человеу невропотическое поведение и что быизбежать этого человек вынужден перемещать, т е. сублимировать свою нерастраченную энергию из жизненных и по фрейду в первую очередь секусуальных потребностей в другие сферы в жизни: исскучтво, наука, политика, бизнес. Психику человека фред делил а 3 части: бессознательная часть – «Оно». Сосредоточенны инстинкты и вытесные из сознания идеи. От сознания бессознательное огорожено областью предсознательного, которое осуществляет цензуру желаний бессознательного. Сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание. А нереализованные желания находят окольные пути проникновения в сознание. К ним относятся: оговорки, юмор, сноведения, иные Явления психической потологии. Человек как бы находится между 2 огнет с одной стороны культура угнетает человека, лишает его наслаждений, а сдругой стороны защищает его от окр среды позволяет осваивать благо природы и пользоваться ими. Если чел отказывает от культ в пользу своих наслаждений то он лишается защиты многих блпг иможнт погибнуть. Если отказывает от насл в пользу культ то это тяжким грузом ложиться на его психику. Карл Юнг ученик Фрейда. Юнг не был в сним в согласии т кт считал, что фрейд примитивно представляет себе чедлаека, как существо эротическое. Чел не только сущ эрот: 1. Личносто – бессознательное. 2. Коллективное - бессознательное, которое отражает опыт предыдущих поколений – архетипы. И в личности человека индивидуально бессознательное и коллективно бессознательно переплетены. Главное место – коллективно – бессознательное.

5. Цивилизационные или собственно культурологические концепции культуры. Хейзига, ортега – и – Гассет. Хейзинг представлял культ по средствам игры. Работа – человек играющий. Игра в культ ритм и гармония, радость и изящество историческая альтернатива серьезному. Игра споравождает по средствам физ сил, а так же радостью шуткой, забавой. Но игра старше культуры и больше ее по объему. Пронизывт всю культ. Выражается в языке, мышлении в видах конкретнойдеятельности игру напрямую нльзя связать не и систинной не с добром в культуре. Игра противостоит серьезному и делает культ особой характеристикой жизни людей.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 307 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2455 - | 2137 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.025 с.