Вступ. Мета та задачі предмету. Програмне забезпечення. Класифікація, характеристики. Операційні системи. Історія розвитку ОС. Функції і різновиди ОС.
План.
1. Устройство персонального компьютера (HARDWARE).
2. Означення програмного забезпечення.
3. Класифікація програм.
4. Системні програми: операційні системи, утиліти.
5. Прикладні програми.
6. Інтерфейс.
7. Частини ОС.
8. Історія розвитку ОС.
9. Основні функції ОС.
10. Різновиди операційних систем.
Систему ПК можно разделить на две части:
Ø Устройство персонального компьютера (HARDWARE);
Ø - Программное обеспечение (SOFTWARE).
Программное обеспечение - совокупность программ, процедур и правил, а также документации, которая относится к функционированию системы обработки данных.
Классификация программ:
1. Системные программы - необходимы для обеспечения нормальной работы ПК, его обслуживания и настройки.
· Операционные системы - совокупность программных средств, которые обеспечивают управление аппаратными ресурсами вычислительной системы и взаимодействие программных процессов с аппаратурой, другими процессами и пользователем.
· Утилиты - программы, предназначенные для улучшения работы ПК.
· Тесты - программы для тестирования как программного, так и аппаратного обеспечения.
2. Прикладные программы - предназначенные для решения задачи или класса задач или для оказания пользователю определенных услуг.
· Офисные программы;
· Программы для работы с Интернет;
· Мультимедийные программы;
· Профессиональные программы;
· Развлекательные и образовательные программы.
Каждая ОС состоит из таких частей:
1. Загрузчик.
2. Ядро, командный интерпретатор - Ядро — центральная часть операционной системы, управляющая выполнением процессов, ресурсами вычислительной системы и предоставляющая процессам координированный доступ к этим ресурсам. Переводчик команд с программного языка на машинный.
3. Командный процессор (интерпретатор).
4. Драйвера устройств - специализированные програмки для управления различными устройствами, входящими в состав персонального компьютера
5. Интерфейс - оболочка, с которой работает пользователь.
Интерфе́йс (англ. interface — сопряжение, поверхность раздела, перегородка) — граница раздела двух систем, устройств или программ, определённая их характеристиками, характеристиками соединения, сигналов обмена и т. п. Совокупность унифицированных технических и программных средств и правил (описаний, соглашений, протоколов), обеспечивающих взаимодействие устройств и/или программ в вычислительной системе или сопряжение между системами. Понятие интерфейса распространяется и на системы, не являющиеся вычислительными или информационными.
Примеры:
вожжи — главный элемент интерфейса между лошадью и кучером, или же, — интерфейс системы «лошадь — кучер»);
руль, педали газа и тормоза, ручка КПП — интерфейс (управления) автомобиля или же интерфейс системы «водитель — автомобиль»;
электрические вилка и розетка являются интерфейсом энергоснабжения большинства бытовых приборов;
элементы электронного аппарата (автомагнитолы, часов и т. д.) — дисплей, набор кнопок и переключателей для настройки, плюс правила управления ими — интерфейс системы «человек — машина»;
клавиатура и мышь — элементы сопряжения в системе человеко-машинного интерфейса (в свою очередь, сами клавиатура и мышь имеют свои интерфейсы соединения с компьютером).
Интерфейсы в вычислительной технике
Интерфейсы являются основой взаимодействия всех современных информационных систем. Если интерфейс какого-либо объекта (персонального компьютера, программы, функции) не изменяется (стабилен, стандартизирован), это даёт возможность модифицировать сам объект, не перестраивая принципы его взаимодействия с другими объектами (например, научившись работать с одной программой под Windows, пользователь с легкостью освоит и другие — потому, что они имеют однотипный интерфейс).
В вычислительной системе взаимодействие может осуществляться на пользовательском, программном и аппаратном уровнях. Соответственно, согласно этому, интерфейсы могут существовать как: