Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Единство естественнонаучного и гуманитарного компонентов культуры личности




Тема 1. Научный способ освоения человеком действительности и специфика его проявления в современном естествознании

Единство естественнонаучного и гуманитарного компонентов культуры личности

Если говорить о культуре личности сегодня, то она имеет две составляющие: гуманитарную и естественнонаучную. И между ними должна быть не конфронтация, а гармония. Аналогичный вывод справедлив и в отношении общества, которое может развиваться динамично только тогда, когда в его культуре гармонично соединяются как научно-техническая, так и духовно-художественная ветви познания.

Можно выделить два значения соотношения гуманитарного и естественнонаучного: в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова естественнонаучный компонент культуры понимается как метафора для обозначения научного освоения мира, а гуманитарный компонент - как обозначение духовно-практических способов освоения мира - таких, как мораль, искусство, религия. Научный способ освоения мира формирует в мировоззрении человека истину, т.е. вооружает человека знанием законов функционирования и развития объективного мира. Духовно-практические способы освоения мира призваны сформировать у человека представление о добре и красоте. Духовно-практические способы освоения мира всегда ценностно ориентированы на человека, они должны показать уникальность каждого человека. Научное знание относительно ценностно нейтрально по отношению к человеку. С одной стороны, ученый не может полностью отвечать за результаты использования добытых им знаний, ибо он не распоряжается этими знаниями (одни добывают знание, а другие принимают решение как их использовать). Именно в этом смысле говорят о нейтральности научного знания по отношению к человеку. С другой стороны, в самой науке все больше возникает проблем, которые непосредственно затрагивают интересы человека, например, выяснение возможного допустимого энергетического воздействия человека на окружающую человека среду. В этом смысле говорят об относительной нейтральности науки по отношению к человеку

Начиная с эпохи Возрождения идеалом человека был человек в единстве добра, красоты и истины. Этот идеал сохраняется и сегодня. Это означает, что эти две составляющие культуры должны не противопоставляться друг другу, а интегрировать, т.е. проникать друг в друга.

В узком смысле слова это разделение проходит и внутри самого научного освоения мира как различие между естественными науками и науками гуманитарного цикла. В любом случае “гуманитарный” понимается как имеющий отношение к человеку, ценностно нагруженный, связанный с отстаиванием значимости уникальной человеческой индивидуальности. В противоположность этому “естественнонаучный” традиционно в классическом типе рациональности рассматривается как ценностно нейтральный.

Мир науки нуждается в дополнении человеческими ценностями и смыслами. Наука и духовно-практические способы освоения действительности (искусство, мораль, религия) могут существовать только дополняя друг друга. Мир науки сам по себе, по крайней мере, мир классической науки, лишен надежды, сострадания, заботы и других экзистенциальных человеческих качеств и чувств. Только через гуманитарный компонент культуры человек может приобщиться к этим ценностям. Без взаимодополнения естественнонаучного и гуманитарного невозможно гармоничное развитие личности в единстве истины, добра и красоты.

Приведем некоторые примеры из истории культуры. Чарльз Дарвин проделал над собой и своим творчеством жестокий эксперимент: смолоду он отказался (ради экономии времени для занятия наукой) от чтения художественной литературы и музицирования, которые так любил. В пожилом возрасте он признавал, что “обворовал” себя, “иссушил” мозг, что ему с каждым годом все трудней и трудней работать. С другой стороны, Альберт Эйнштейн всю жизнь занимался игрой на скрипке, а когда его спрашивали, какие источники его натолкнули на идеи теории относительности, он ссылался на романы Ф.М. Достоевского и философию Древнего Китая.

Разрыв между естественнонаучным и гуманитарным компонентами культуры превращается к середине 50-х гг. ХХ века в столь зияющую пропасть, конфронтация становится настолько острой, что это позволило английскому физику и писателю Ч.-П.Сноу говорить о “двух культурах” (См.: Сноу Ч. Две культуры. - М., 1973). Если у человека не будет единства естественнонаучного и гуманитарного компонентов культуры, то будет расти непонимание между людьми различных профессий, особенно между гуманитариями и естественниками.

Обладать сегодня естественнонаучной культурой означает:

1. Каждый человек должен знать особенности научного способа освоения человеком действительности. Способов освоения человеком действительности много. Основные: мифологический, религиозный, художественный, научный, технический и другие. Однако основой современной цивилизации является научный способ освоения человеком действительности. И тем не менее человеку, даже если он многое знает, умеет, суждено жить, действовать, принимать ответственные решения на границе научного знания и других способов освоения человеком действительности. При этом необходимо учитывать, что в области научного знания действуют свои правила игры, а в других способах освоения человеком действительности - свои. Они, в частности, касаются выбора решаемых проблем, методов их решения и методов оценки полученных результатов. И там, где уместно опираться на научные знания, мы обязаны опираться на них. А для этого необходимо знать особенности научного способа освоения человеком действительности.

2. Человек должен понимать задачи и возможности современного научного метода, его дополнительную природу по отношению к художественному методу освоения действительности.

3. Человек должен понимать общие закономерности развития современного естествознания, знать и понимать сущность фундаментальных законов природы, составляющих каркас современной физики, химии и биологии, к которым сводится множество частных закономерностей природных явлений.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 287 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2541 - | 2236 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.032 с.