Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсобенности русской философии




“ема 5. –усска€ философи€

¬опросы лекции

1. ќсобенности русской философии.

2. —лав€нофилы и западники.

3. ‘илософи€ всеединства ¬. —оловьева.

4. ѕроблемы веры и разума. (ѕ. ‘лоренский, Ћ. Ўестов, —. ‘ранк).

5. ‘илософи€ Ќ. Ѕерд€ева.

6. ‘илософские взгл€ды ». ћ. —еченова. ». ѕ. ѕавлова, ». ». ћечникова, ¬.

ћ. Ѕехтерева.

ќбща€ характеристика русской философии

–усска€ философи€ Ч одно из направлений в мировой философии. –усска€ философи€, как и другие национальные философии, выражает самосознание и менталитет народа, его историю, его культуру и духовные искани€.

ќсновой духовного самосознани€ и менталитета народа в русской философии €вл€етс€ русска€ иде€. –усска€ иде€ Ч это вопрос о существовании –оссии во всемирной истории.

–усска€ философи€, €вл€€сь составной частью мировой философии, имеет вместе с последней общие вопросы и проблемы исследовани€ (метафизика, онтологи€, гносеологи€, социальна€ философи€ и т.д.), общий категориальный аппарат и т.д. ¬месте с тем русской философии присущ и р€д характерных особенностей, присущих только ей. Ёто религиозна€ философи€, где в центре внимани€ сто€т вопросы духовно-ценностной ориентации человека, проблемы философской и религиозной антропологии.   отличительным особенност€м, характеризующим проблематику русской философии, можно отнести концепцию мирового всеединства, русского космизма, русскую религиозную этику, русскую герменевтику, идею соборности и т.п. ќсновной вопрос русской философии Ч это вопрос об истине Ч смысле быти€ человека, его космического и земного назначени€. –ешаетс€ этот вопрос в духовно-религиозной теории истины.

‘ормирование русской философской мысли было обусловлено двум€ традици€ми: слав€нской философско-мифологической традицией и греко-византийской религиозно-философской традицией.

–усска€ философи€ прошла длительный путь своего развити€, в котором различают р€д этапов:

1) становление русской философской мысли (XI Ч XVII вв.);

2) русска€ философска€ мысль эпохи ѕросвещени€ (философские и социологические идеи русских просветителей XVIII в.);

3) становление русской философии (философи€ революционных демократов, слав€нофилы и западники, народничество Ч начало и середина XIX в.);

4) русский духовный ренессанс, Ђсеребр€ный векї русской философии (последн€€ треть XIX Ч начало XX в.), которые в совокупности сформировали русскую классическую философию.

ќсобенности русской философии

‘илософска€ мысль в –оссии зарождаетс€ в XI в. под вли€нием процесса христианизации.  иевский митрополит »лларион создает Ђ—лово о законе и благодатиї, в котором приветствует включенность Ђрусской землиї в общемировой процесс торжества божественного христианского света.

ƒальнейшее развитие русской философии проходило в обосновании особого предназначени€ православной –уси дл€ развити€ мировой цивилизации. ¬о времена правлени€ ¬асили€ III по€вилось учение игумена ≈лизаровского монастыр€ ‘илофе€ о Ђћоскве как третьем –имеї.

–усска€ философи€ на прот€жении XVI-XIX вв. развивалась в противоборстве двух тенденций. ѕерва€ акцентировала на самобытности русской мысли и св€зывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. ¬тора€ же тенденци€ стремилась вписать –оссию в процесс развити€ европейской культуры и предложить ей следовать тем же историческим путем.

ѕервую тенденцию представл€ли слав€нофилы, а вторую Ч западники. »дею западников поддерживали в XIX в. ¬. √. Ѕелинский, Ќ. √. „ернышевский, ј. ». √ерцен. –аботы Ђзападниковї, в большей мере, воспроизвод€т идеи; „ернышевский Ч ‘ейербаха. Ѕелинский Ч √егел€, √ерцен Ч французских материалистов и т.д.

—лав€нофилов представл€ли ». ¬.  иреевский, ј. —. ’ом€ков, брать€ јксаковы Ч самобытные русские философы.

ќсобенности русский философии:

1. Ќе занималась процессами познани€ мира. Ёти вопросы сто€ли только по отношению к человеку.

2. јнтропоцентризм. ѕроблемы доказательства Ѕога сводились к вопросу

Ђзачем это нужно человекуї.

3. ќбращение к проблемам нравственности.

4. ќбращение к социальной проблеме Ђ ак сделать человека лучше?ї

5. ѕрактическа€ направленность.

6. —в€зь с отечественной культурой.

ѕроблемы русской философской мысли:

1. ѕроблемы свободы.

2. –елигиозный космологизм.

3. ѕроблемы гуманизма.

4. ѕроблемы жизни и смерти (»ван »льич у “олстого).

5. ѕроблемы творчества.

6. ѕроблемы добра и зла.

7. ѕроблемы власти и революции.

XVIII век Ч преобладали религиозные и идеалистические взгл€ды на жизнь.

XIX век Ч западничество и слав€нофильство.

«ападники и слав€нофилы

ќригинальным русским философско-идеологическим течением €вл€етс€ слав€нофильство: ». ¬.  иреевский (1806 Ч 1856 гг.), ј. —. ’ом€ков (1804Ч1860 гг.).

 

—лав€нофилы опирались на Ђсамобытностьї, на православно-русское направление в общественной мысли –оссии. ¬ основе их учени€ лежала иде€ о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и исключительности. »сходный тезис состоит в утверждении решающей роли православи€ дл€ развити€ всей мировой цивилизации. ѕо мнению слав€нофилов именно православие сформировало Ђте исконно русские начала, тот Ђрусский духї, который создал русскую землюї.

». ¬.  иреевский получил домашнее образование под руководством ¬. ј. ∆уковского. ”же в молодые годы разрабатывает Ђпрограмму истинного патриотического движени€ї.

¬ философии  иреевского можно выделить 4 основных блока идей.
ѕервый блок включает вопросы гносеологии. » здесь он выступает за единство веры и разума. “олько при сочетании мышлени€, чувства, эстетического созерцани€, совести и бескорыстной воли к истине человек приобретает способность мистической интуиции. ¬ера становитс€ Ђживым, цельным зрением умаї.

”м, не обогащенный верой, беден и односторонен. «ападноевропейское просвещение признает источником знани€ лишь личный опыт и свой рассудок, в результате получаетс€ у одних мыслителей формальна€ рассудочность, т.е. рационализм, а у других Ч отвлеченна€ чувственность, т.е. позитивизм. » только православна€ вера обеспечивает Ђбезм€тежную внутреннюю целостность духаї.

¬торой блок включает особенности русской культуры. ƒл€ русской духовной культуры характерна цельность быти€ внутреннего и внешнего, посто€нна€ пам€ть об отношении временного к вечному; человеческого к божественному. –усский человек всегда живо чувствует свои недостатки и чем выше восходит по лестнице нравственного развити€, тем более требователен к себе и потому менее бывает доволен собою.
“ретий Ч иде€ соборности. ÷ельность общества, сочетающа€с€ с личной самосто€тельностью и индивидуальным своеобразием граждан, возможна только при условии свободного подчинени€ отдельных лиц абсолютным ценност€м и при свободном творчестве их, основанном на любви и уважении церкви, народа, государства.
„етвертый Ч отношение церкви и государства. √осударство есть устройство общества, имеющее целью жизнь земную, временную.

÷ерковь есть устройство того же общества, имеющее целью жизнь небесную, вечную.

¬ременное должно служить вечному. √осударство должно проникнутьс€ духом церкви. ≈сли в государстве есть справедливость, нравственность, св€тость законов, достоинство человека и т.д., оно служит не временным, а вечным цел€м. “олько в таком государстве возможна свобода личности. Ќаоборот, государство, существующее дл€ мелкой земной цели, не станет уважать свободу.

ѕоэтому свободное и законное развитие личности возможно только в государстве, подчин€ющемс€ религиозной вере.

ј. —. ’ом€ков проводит исследовани€, в которых оценивает роль различных религий в мировой истории. ќн делит все религии на две основные группы: кушитскую и иранскую.  ушитство строитс€ на началах необходимости, на подчинении, превращает людей в исполнителей чуждой им воли. »ранство Ч это религи€ свободы, она обращаетс€ к внутреннему миру человека, требует от него сознательного выбора между добром и злом.

Ќаиболее полно сущность иранства выразило, по мнению ј. —. ’ом€кова, христианство. Ќо христианство раскололось на три крупных направлени€: католицизм, православие и протестантизм. ѕосле раскола христианства Ђначало свободыї уже не принадлежит всей церкви. ¬ различных направлени€х христианства сочетание свободы и необходимости представлено по-разному:

Х  атолицизм обвин€етс€ слав€нофилами в отсутствии церковной свободы, поскольку там существует догмат о непогрешимости ѕапы –имского.
Х ѕротестантизм же впадает в другую крайность Ч в абсолютизацию человеческой свободы, индивидуального начала, которое разрушает церковность.
Х ѕравославие, считает ј. —. ’ом€ков, гармонически сочетает свободу и необходимость, индивидуальную религиозность с церковной организацией.

–ешение проблемы сочетани€ свободы и необходимости, индивидуального и церковного начала решаетс€ ключевым пон€тием Ч соборностью. —оборность про€вл€етс€ на основе духовной общности во всех сферах жизнеде€тельности человека: в церкви, в семье, в обществе, в отношени€х между государствами. ќна есть итог взаимодействи€ свободного человеческого начала (Ђсвободной воли человекаї) и божественного начала (Ђблагодатиї). —оборность основываетс€ на Ђбезусловныхї, не завис€щих от внешних форм выражени€, истинах. Ёти истины Ч не плод рациональных познавательных усилий человека, а плод духовных исканий людей.

—тержнем соборного сознани€ €вл€ютс€ Ќикео-царьградские символы веры, лежащие в основе вероучени€ –усской православной церкви (12 догматов и 7 таинств). Ќикео-царьградские символы веры были прин€ты на первых семи ¬селенских соборах и выработаны соборным сознанием. —оборность может быть усвоена только теми, кто живет в православной Ђцерковной оградеї, то есть членами православных общин, а дл€ Ђчуждых и непризнанныхї она недоступна. √лавным же признаком жизни в церкви они считают участие в церковных обр€дах, культовых действи€х. ¬ православном культе, по их мнению, воспитываютс€ наиболее важные Ђчувства сердцаї.  ульт не может быть заменен теоретическим, умозрительным изучением веры. ѕравославное богослужение на практике обеспечивает реализацию принципа Ђединства во множественностиї. ѕриобща€сь к богу через таинства крещени€, причащени€, миропомазани€, исповеди и брака, верующий осознает, что только в церкви он может в полной мере вступить в общение с Ѕогом и получить Ђспасениеї. ќтсюда вытекает стремление к Ђживому общениюї с другими членами православной общины, т€га к единству с ними.  аждый член церкви, наход€сь в ее Ђоградеї, может по своему переживать и чувствовать религиозные действи€ в силу чего имеет место и Ђмножественностьї.

‘илософи€ призвана служить углублению соборного начала. —лав€нофилы рассматривают народ как набор идеальных качеств, выдел€€ в нем неизменную духовную сущность, субстанцией которой выступает православие и общинность. ѕредназначение великих личностей Ч быть представител€ми этого народного духа.

ћонархи€ Ч лучша€ форма правлени€ дл€ –оссии. Ќо царь получил свою власть не от Ѕога, а от народа путем избрани€ его на царство (ћихаил –оманов); самодержец должен действовать в интересах всей земли русской. «ападные государства, по мнению слав€нофилов, €вл€ютс€ искусственными создани€ми. –осси€ сформировалась органически, она Ђне построенаї, а Ђвырослаї. Ёто естественное органическое развитие –оссии объ€сн€етс€ тем, что православие породило специфическую социальную организацию Ч сельскую общину и Ђмирї.

—ельска€ община сочетает в себе два начала: хоз€йственное и нравственное. ¬ хоз€йственной области община или Ђмирї выступает организатором сельскохоз€йственного труда, решает вопросы вознаграждени€ за работу, заключает сделки с помещиками, несет ответственность за исполнение государственных повинностей.

ƒостоинство сельской общины в нравственных принципах, которые она воспитывает у своих членов; готовность посто€ть за общие интересы, честность, патриотизм. ¬озникновение этих качеств у членов общины происходит не сознательно, а инстинктивно, путем следовани€ древним религиозным обыча€м и традици€м.

ѕризнава€ общину лучшей формой социальной организации жизни, слав€нофилы требовали сделать общинный принцип всеобщим, то есть перенести его в сферу городской жизни, в промышленность. ќбщинное устройство должно быть также положено в основу государственной жизни и способно заменить собой Ђмерзость административности в –оссииї.

¬ государстве ведущим принципом социальных отношений должно стать Ђсамоотречение каждого в пользу всехї. ¬ единый поток сольютс€ религиозные и социальные устремлени€ людей. ѕроизойдет Ђпросветление народного общинного начала началом общинным, церковнымї.

ѕродолжателем идей слав€нофилов стали ‘. ћ. ƒостоевский (1821Ч 1881), Ћ. Ќ. “олстой (1828Ч1910).

ƒостоевский создал свою систему Ђистинной философииї, в которой делил историю человечества на три периода:

1) патриархальность (естественна€ коллективность);

2) цивилизаци€ (болезненна€ индивидуализаци€);

3) христианство как синтез предыдущих.

ќн выступал против социализма как порождени€ капитализма и атеизма. ” –оссии должен быть собственный путь, св€занный, прежде всего, с расширением православного сознани€ на все сферы жизни.  апитализм по своей природе бездуховен, —оциализм Ч путь внешнего устройства человечества, ¬ основе же вс€кой социальности, считал ƒостоевский, должно лежать нравственное самосовершенствование человека, а это возможно только на основе православной веры.

Ћ. Ќ. “олстой создает свою Ђрациональную философиюї, включающую все ценное из православи€. ÷ентральное место в ней занимает нравственность. »менно в сфере нравственности решаютс€ основные отношени€ между личностью и обществом. √осударство, церковь и все официальные организации Ч носители Ђзлаї и Ђнасили€ї. Ћюди должны объедин€тьс€ в рамках внегосударственных форм, на принципах любви к ближнему, и тогда новые услови€ христианской жизни образуютс€ сами собой.

 

 

«ападники и их продолжатели в XIX в. ¬. Ѕелинский, ј. √ерцен, Ќ. „ернышевский:

Х критиковали православие (ѕ. „аадаев Ђ‘илософские письмаї);

Х акцентировали интерес на личностном начале;

Х критически относились к российской самобытности;

Х сто€ли на позици€х материализма атеизма и позитивизма.

Ќ. √. „ернышевский (1828Ч1889 гг.) ¬рем€ правлени€ Ќикола€ I Ч период реакции. — «апада приход€т новые идеи, которые в –оссии утопически воспринимались (религи€ без ’риста), вера в новое общество, в науку, в человека.

„ернышевский раздел€л взгл€ды √егел€, а затем ‘ейербаха. –абота Ђјнтропологический принцип в философииї.

„еловек Ч естественна€ натура, Ђимеюща€ мускулы, нервы, желудокї. ¬с€ его жизнь Ч сложный химический процесс. Ћюбовь, ненависть Ч своеобразные химические реакции. ѕротив ƒарвина, т. к. в естественной борьбе победили бы дегенераты. ѕротив идеализма. Ќравственность должна формироватьс€ своими законами, но их еще не вывели. –елиги€ Ч бред. »зучал ‘урье (утопический коммунизм).

„еловек по природе добр и в услови€х сельской общины, Ђкресть€нского социализмаї он будет счастлив.  расота в естестве. Ђ„еловек Ч произведение природыї. ћечтает о новом человеке Ч труженике. Ќигилизм.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2017-03-11; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 53273 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаука Ч это организованные знани€, мудрость Ч это организованна€ жизнь. © »ммануил  ант
==> читать все изречени€...

529 - | 454 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.02 с.