(...) В настоящее время спорт стал культурным явлением огромного значения и степени сложности, которое оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на жизнь людей и общества в целом. Он проник почти во все сферы наших общественных институтов, включая образование, экономику, искусство, политику, закон, средства массовой информации и международную дипломатию. Его диапазон очень велик: почти все имеют какое-то отношение к спорту, если не прямое, то косвенное. Несмотря на столь значительное участие широкой общественности в спорте, до сих пор он не получил должного освещения в научных трудах и исследовательских работах как социальное явление. Более того, повсеместное присутствие спорта считалось учеными-социологами как нечто само собой разумеющееся, и поэтому почти не было не только объяснения, но и четкого описания этого важного социального явления.
И хотя спорт еще мало изучен, можно с уверенностью сказать, что этот термин очень расплывчат, что различные люди вкладывают разное значение в термин «спорт». Как шаг в этом направлении спорт должен быть рассмотрен с точки зрения четырех уровней анализа: спорт как игровое событие, как формализованная игра, как социальный институт и как форма социального вовлечения. (...)
1.1. Спорт как игровое событие. По всей вероятности, когда мы думаем о спорте, мы чаще всего имеем в виду определенные виды спорта. С аналитической же точки зрения, спорт является специализированным типом игры. Иными словами, элементарной единицей спорта является реальное игровое событие. (...)
1.1.1. Игра. «Игровое соперничество» (a "playful competition") - любой вид состязания, характеризуемый одним или несколькими атрибутами игры /play/ (игры в широком смысле этого слова - как игровой обстановки вообще - перев.). (...) Голландский историк И. Хейзинга, вероятно, был одним из первых, кто постарался наиболее полно выразить все основные свойства игры. Р. Кайлуа [Caillois, 1961] подверг критическому анализу определение Й.Хёйзинги и заново определил игру как деятельность, характеризуемую следующими элементами: свободой, ограниченностью, неопределенностью, непроизводительностью, способностью вестись по определенным правилам и налетом надуманности или притворства. Ниже обсуждаются все эти качества, которыми И. Хёйзинга и Р. Кайлуа наделяют игру, в том числе отношение этих качеств к формализованным играм вообще и к спорту, в частности.
Свобода. Это качество означает, что игра является добровольной деятельностью, т.е. никого, строго говоря, не заставляют насильно принять участие в игре, игра проводится в свободное время и может быть начата и закончена по желанию игроков. Эта характеристика игры, безусловно, применима ко многим играм досуга, включая некоторые формы любительского спорта.
Ограниченность. Под ограниченностью И. Хёйзинга и Р. Кайлуа подразумевают то, что игра ограничена рамками времени и пространства. Эта особенность игры полностью относится и к спорту. Состязания по многим видам спорта, например, проводятся в строго ограниченной социальной среде (в пространственном смысле): стадион для корриды, футбольный стадион, площадка для игры в гольф, трасса гонок или плавательный бассейн. Более того, за некоторыми исключениями в большинстве видов спорта имеются правила, строго определяющие продолжительность данного состязания.
Неопределенность. Ход или результаты игры не могут быть заранее определены. Подобным же образом основной характеристикой любой игры досуга является то, что ее исход не может быть известен заранее. Возможно, этот фактор в большей степени, чем любой другой, влияет на возбуждение и напряженность, так характерные для многих состязаний. Поразительно то, что если соревнование происходит с явным преимуществом какой-либо стороны, то такое соревнование не заставляет слишком сильно волноваться участников и не вызывает особого интереса у зрителей. По этой причине в спорте стремятся создать хотя бы видимость равенства соперничающих сторон. С этой целью прилагаются усилия уравнять шансы сторон в количественном и качественном отношениях. Примером установления равенства в количественном плане может служить (...) установление весовых категорий для боксеров и борцов. Примером уравнивания возможностей соперников на основе навыков и опыта может служить гандикап, устанавливаемый для игроков в гольф или (...) разделение спортивных соревнований в одной спортивной организации по различным уровням в зависимости от подготовки спортсменов. (...)
Непроизводительность. Как правило, игра сама по себе не ведет к созданию новых материальных ценностей, хотя в некоторых формализованных играх или играх досуга, как, например, в покере, возможно перераспределение денег или другой собственности между игроками. Более того, в профессиональном спорте победа может доставить целое состояние некоторым лицам. Однако можно утверждать, что игры сами по себе непроизводительны. (...)
Правила. Все типы формализованных игр имеют установленные правила, будь то официальные или неофициальные. (...) Одной из наиболее характерных черт спорта является наличие четких критериев для определения победителя. И хотя некоторые спортивные игры кончаются с ничейным результатом, в большинстве состязаний продуманы правила для выхода из тупика и определения окончательного победителя. (...)
Надуманность. Для И. Хёйзинги и Р. Кайлуа термин «надуманность» означает, что игра стоит вне обычной или реальной жизни и характеризуется притворством. (...) Интересно отметить, что еще в начале века Т. Веблен писал: «Спорт обладает тем же качеством притворства, что и игры и "приключения", к которым предрасположены дети и особенно мальчики. Надуманность и притворство не вносятся в одинаковой степени во все виды спорта, но присутствуют в значительной степени во всех» [Veblen, 1934, р. 256]
И. Хёйзинга (1992) отметил, что «притворство» игры расценивается некоторыми как существование того факта, что игра находится на ранг ниже «серьезных дел». (...) С другой стороны, он не преминул отметить, что признание притворства игры ни в коей море не означает, что она не может проводиться с чрезвычайной серьезностью. В качестве примеров можно вспомнить о том, с какой серьезностью относятся начинающие к игре в гольф или как серьезно болельщики обсуждают игру своей команды или какое значение придают правительства стран к проведению в их странах Олимпийских игр или как болеют студенты США за свои университетские футбольные команды. (...) Эмпирически трудно охарактеризовать другое свойство игры, а именно ее отличие от обычной или реальной жизни.
Искусственные препятствия. Препятствия, с которыми люди встречаются в своей повседневной жизни, обычно заранее не предусмотрены и являются реальными в том смысле, что они требуют соответствующих ответных действий, обусловленных внутренними и социальными потребностями. Напротив, в играх препятствия, с которыми приходится бороться, создаются искусственно. И хотя иногда эти препятствия приобретают жизненно важное значение, становятся вопросом жизни или смерти как, например, у альпинистов при трудном восхождении, но эти трудности обычно не имеют существенного отношения к повседневной борьбе человека за существование. (...).
Потенциальные ресурсы. (...) Если во многих реальных ситуациях повседневной жизни под руками может не оказаться средств или возможностей для адекватного преодоления возникающих препятствий, в играх в силу их внутренней структуры всегда предусматриваются потенциальные ресурсы или пути преодоления искусственно созданных препятствий. (...)
1.1.2. Соперничество. Соперничество определяется как борьба за превосходство между двумя или несколькими противостоящими сторонами. Выражение «между двумя или более противостоящими сторонами» можно в широком плане интерпретировать как отношения соперничества между людьми, а также другими объектами природы, как одушевленными, так и неодушевленными. Таким образом, отношения соперничества включают:
1. Состязание между отдельными людьми; например, бой двух боксеров или бег на 100 метров. 2. Соревнование между отдельными командами; например, хоккейный матч или парусная регата. 3. Состязание между отдельными людьми или командами с живыми объектами природы; например, бой быков или охота на оленей. 4. Состязание между человеком или командой с неодушевленными предметами природы; например, преодоление участка с порогами на каноэ или скалолазание. 5. Борьба отдельного человека или команды с некоторыми стандартными условиями; например, спортсмен, пытающийся установить новый мировой рекорд в беге на 1500 м, или баскетбольная команда, которая пытается забросить в корзину противника рекордное количество мячей. Состязание с идеальным эталоном можно по-иному рассматривать как соревнование человека с пространством или временем или с самим собой. (...)
1.1.3. Слагаемые успеха: физическая подготовка, стратегия и случай. Дж. Роберте и Б. Саттон-Смит говорят о том, что различные игры досуга, известные в мировой практике, можно классифицировать по слагаемым успеха следующим образом: «1) игры, основанные на физической подготовке, в которых исход борьбы обусловлен моторной деятельностью игроков; 2) игры, основанные на стратегии, исход которых зависит от рационального выбора одного из многих возможных способов действия или решений; 3) игры, основанные на чистой случайности, исход которых полностью зависит от догадки или какого-то неконтролируемого артефакта, например, костяшки или колесо в рулетке» [Roberts, Sutton-Smith, 1962, p. 166].(...)
Хотя шанс или случайность могут присутствовать и в спорте, обычно значение случайности в спорте сводится к минимуму с тем, чтобы выявить победителя в соответствии с его истинными способностями, а не просто по счастливой случайности и игре случая. (...) Случайность в спорте используется как раз для того, чтобы уравнять шансы и обеспечить одинаковые условия. Например, перед началом футбольного матча судья бросает монету для того, чтобы определить, кто первым введет мяч в игру и какая команда на какой половине поля начнет игру; или, например, перед началом бега на различные дистанции или соревнований пловцов происходит жеребьевка по определению номера дорожек. Все это делается для того, чтобы как-то уравнять шансы участников.
1.1.4. Физические навыки. Хотя спорт и игры досуга имеют много общих свойств, основное различие между ними заключается в потребности в физической силе. Спорт можно отличить от формализованных игр по потребности в развитых физических способностях и навыках (которые приобретаются только в результате усиленной тренировки). (...) Хотя понятие физической способности позволяет провести грань между спортом и играми в целом, остаются невыясненными некоторые вопросы, особенно на стыке двух понятий. Например, партию в бильярд между друзьями, бросание колец, которое устраивают между собой мужа и жена, или спор между сыном и отцом о том, кто больше наловит рыбы, можно отнести к развлеченческим играм, а не к спорту. Но когда игры, требующие физической сноровки для достижения победы, специально организуются и проводятся под эгидой каких-либо организаций в виде официальных соревнований, например, турниры по бильярду, кольцам или соревнования по рыбной ловле, то их уже на законном основании можно назвать спортом. (...)
1.2. Спорт как формализованная игра (institutionalized game). (...) При рассмотрении спорта как формализованной игры мы понимаем его как характерную долговременную форму культуры и социальной структуры, представляющую собой единое сложное целое, элементами которого являются ценности, нормы, санкции, знания, социальное положение (например, роли и статусы). (...)
Формализация игры означает, что она имеет традиционно установленные правила, часто использованные в прошлом, и определенные правила для реализация игр в будущем. В конкретной игровой ситуации форма определенного вида спорта не обязательно должна отражать все характеристики, представленные в формализованной структуре. Однако чем выше организация спортивного состязания в конкретной обстановке, тем больше оно будет проявлять черты формализованной структуры, характерные для данного вида спорта. Профессиональный бейсбольный матч, например, обладает большим количеством формализованных качеств, чем игра в бейсбол дворовых команд, однако, обе игры основаны на той же формализованной структуре и поэтому могут считаться формами спорта. (...) Хотя есть неспортивные формализованные игры, обладающие одинаковыми со спортом характеристиками (например, шашки и бридж), эти игры незначительны и в любом случае не входят в понятие спорта, потому что они не требуют демонстрации развитых физических навыков. (...)
1.3. Спорт как социальный институт. (…) Спорт в наиболее широком смысле можно трактовать как социальный институт. (…) При рассмотрении спорта как социального института можно воспользоваться термином «спортивная система». Спортивная система состоит из всех организаций в обществе, которые организуют, направляют и контролируют деятельность человека в спортивных ситуациях. Исходя из этого, такие организации, как фирмы по производству спортивного оборудования, спортивные клубы, спортивные команды, государственные руководящие органы в области любительского и профессионального спорта, издательства спортивных журналов и т.д., все они являются частью спортивной системы. (…)
1.4. Спорт как форма социального вовлечения. (...) Человеческая «деятельность состоит из структур и процессов, посредством которых человек формирует осмысленные намерения и более или менее успешно проводит их в жизнь в конкретной обстановке» [Parsons, 1966]. Спортивной обстановкой или спортивной ситуацией можно назвать любой социальный контекст, в рамках которого человек имеет отношение к спорту.
Лой, Дж. Спорт и социальная система: направления анализа, проблематика и литература / Дж. Лой, Б. Макферсон, Дж. Кеньон // Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. - М., 2005. - Ч.1.
Вопросы
1. Какие уровни социального анализа спорта выделяет автор?
2. Какими качествами наделен процесс игры? Насколько спорт сохраняет в себе эти качества?
3. На какие слагаемые успеха в спорте указывает автор?
4. Почему спорт является формализованной игрой? Всегда ли он обладает этим свойством?