Буквальный смысл Слова служит защитой для подлинных истин, сокрытых внутри; и эта защита состоит в том, что буквальный смысл можно поворачивать туда и сюда, то есть истолковывать в соответствии с пониманием, таким образом, внутреннее Слово не будет повреждено или нарушено. Ибо нет никакого вреда в том, что буквальный смысл понимается одним иначе, чем другим, но это вредит, если извращаются Божественные истины, сокрытые внутри, поскольку это означает, что причиняется насилие Слову. Чтобы предотвратить это, на страже стоит буквальный смысл, и он защищает от тех, которые находятся в неправдах, происходящих от религии, и которые не утверждают эти неправды, таким образом, не совершают никакого насилия. Эта "защита" означается "херувимами" и в Слове также описывается ими. Эта защита обозначена "херувимом", который после изгнания Адама и его жены из Едемского сада был поставлен при входе в сад, о чем мы читаем:
Когда Господь Бог изгнал человека, Он поставил на востоке у сада Едемского Херувима
и пламенный меч, вращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт. 3:23, 24).
"Херувимом" обозначена защита. "Путь к дереву жизни" означает приход к Господу, который происходит в людях через Слово. "Пламя вращающегося меча на пути к нему" означает Божественную Истину в последних, которая есть так же Слово в буквальном смысле и может быть таким образом обращаемо. То же означается "херувимами", сделанными из золота и поставленными на обоих краях крышки, покрывавшей ковчег в скинии (Исх. 25:18-21); и поскольку это означалось "херувимами", то Иегова говорил между ними с Моисеем (Исх. 25:22; 30: 6; Чис. 7:89). Ничто иное не означалось "херувимами" на завесах скинии и на покрывалах там (Исх. 26:31); так как завесы и покрывала скинии прообразовали последнее на небе и в Церкви, также последнее в Слове. Ничто иное не означалось "херувимами" посреди Иерусалимского храма (1 Цар. 6:23-28); и "херувимами", вырезанными на стенах и дверях храма (1 Цар. 6:29, 32, 35); подобное означалось "херувимами" в новом храме (Иез. 41:18-20). Таким образом "херувимами" означалась защита, чтобы не приближались непосредственно к Господу, к небу и к Божественной Истине, которые внутри Слова, но опосредствованно через последние пределы, поэтому о царе Тирском говорится:
Ты, печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты был в Едеме, в саду Божьем, твои одежды были украшены драгоценными камнями; о херувим, ты был помазан, чтобы осенять; Я низвергнул тебя, о херувим, осеняющий из среды огнистых камней (Иез. 28:12-14, 16).
"Тиром" обозначена Церковь относительно познания истины и добра, и следовательно его царем обозначено Слово, где находятся эти познания, и откуда они происходят. Ясно, что здесь Слово в последнем, то есть в буквальном смысле, обозначено царем Тирским, а защита - "херувимом", ибо говорится: "ты печать совершенства, всякие драгоценные камни покров твой" и "ты херувим осеняющий". "Драгоценные камни", которые также там упоминаются, означают истины буквального смысла Слова (п. 31). Поскольку "херувимы" означают Божественную Истину в последних началах, как защиту, поэтому у Давида говорится:
Пастырь Израиля! Восседающий на херувимах (Пс. 79:2).
Господь восседает на херувимах (Пс. 98:1).
Иегова наклонил небеса и сошел, и херувимов оседлал (Пс. 17:10, 11).
"Восседать на херувимах" и "оседлать их" значит быть в последних началах Слова. Божественная Истина в Слове и ее качество описывается херувимами у Иезекииля в первой и десятой главах. Но так как никто не может знать того, что означается деталями их описания, кроме того, кому открыт духовный смысл, и поскольку это было мне открыто, то будет объяснено, что вообще означают все детали, относящиеся к "четырем животным" или к "херувимам" в первой главе Иезекииля, которые являются следующими:
Описана внешняя Божественная сфера Слова (стих 4).
Оно представлено как человек (стих 5).
Соединение с духовным и небесным (стих 6).
Природное начало Слова и каково его качество (стих 7).
Духовное и небесное начала Слова, соединенные с природным, и каковы их качества (стих 8, 9).
Божественная любовь блага и истины, небесного, духовного и природного в нем,
раздельно и вместе (стих 10, 11).
Что они стремятся к одному (стих 12).
Сфера Слова, исходящая от Божественного Блага и Божественной Истины Господа,
из которой Слово черпает жизнь (стих 13, 14).
Учение добра и истины в Слове и по Слову (стих 15-21).
Божественность Господа над ним и в нем (стих 22, 23); также от него (стих 24, 25).
Что Господь над небесами (стих 26).
Что Божественная Любовь и Божественная Мудрость принадлежат Ему (стих 27, 28).
Это краткое изложение.
240. "Исполненные очей спереди и сзади" означает Божественную Мудрость в нем. "Глазами", когда относится к человеку, означается разумение, а когда относится к Господу – Божественная Мудрость (п. 48, 125). То же самое, когда говорится о Слове, как здесь, ибо Слово исходит от Господа и говорит о Господе, и также есть Господь. Подобное сказано о херувимах у Иезекииля, что "они были полны очей" (глава 10:12). "Спереди и сзади", если говорится о Слове, исходящем от Господа, означает Божественную Мудрость и Божественную Любовь в нем.
241. [Стих 7] "И первое животное было подобно льву" означает Божественную Истину Слова в отношении могущества. Что "лев" означает Истину в своем могуществе, а здесь Божественную Истину Слова в отношении могущества, можно заключить по силе льва, сравнительно с любым земным животным, также по львам в духовном мире, которые представляют образы могущества Божественной Истины. Это также можно заключить из Слова, где они означают Божественную Истину в своем могуществе. Каково могущество Божественной Истины в Слове, может быть видно в Учении Нового Иерусалима о Священном Писании (п. 49) и в работе "О Небе и Аде" (п. 228-233). Вот, почему Иегова или Господь сравнивается со "львом" и также называется "Львом" в следующих отрывках:
Лев начал рыкать - кто не содрогнется? Господь Бог сказал - кто не будет пророчествовать? (Ам. 3:8).
Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема. Вслед Господа пойдут они; как лев,
Он даст глас Свой (Ос. 11:9, 10).
Как лев, ревущий над своею добычею, так Господь Саваоф сойдет сразиться за гору Сион (Ис. 31:4).
Вот, лев от колена Иудина, корень Давидов (Откр. 5:5).
Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается.
Преклонился он, лег, как лев: кто поднимет его? (Быт. 49:9).
В этих местах "львом" описывается могущество Божественной Истины, исходящей от Господа. "Реветь" означает говорить и действовать мощно против адов, жаждущих поглотить человека. Господь выхватывает его оттуда, как лев хватает свою добычу. "Преклониться" значит обрести силу. "Иуда" в высшем смысле означает Господа (п. 96, 266).
Ангел воскликнул громким голосом, как рыкает лев (Откр. 10:3).
Преклонился, лежит как лев, кто поднимет его? (Чис. 24:9).
Вот, народ как лев поднимается (Чис. 23:24).
Это говорится об Израиле, которым означается Церковь и ее могущество, состоящее в Божественных Истинах. Также как:
И будет остаток Иакова среди многих народов, как лев среди зверей лесных,
как молодой лев среди стада овец (Мих. 5:7, 8).
Кроме того во многих других местах, как Ис. 6:6; 11:6-9; 35:9; Иер. 2:15; 4:7; 5:6; 12:8, 17; 51:38; Иез. 19:3, 5, 6; Ос. 13:7, 8; Иоиль 1:6, 7; Наум 2:12; Пс. 16:12; 21:14; 56:5; 57:7, 8; 90:13; 103:21-22; Втор. 33:20.
242. "И второе животное подобно тельцу" означает Божественную Истину Слова относительно чувства. Зверями земными означаются различные существующие природные чувства, "телец" же означает расположение к познанию. В духовном мире это расположение представлено тельцом, и поэтому оно также означается "тельцом" в Слове, как у Осии:
Мы принесем Иегове тельцов уст наших (Ос. 14:3).
"Тельцы уст" суть исповедания по расположению к истине. У Малахии:
Для вас, благоговеющие перед именем Моим, взойдет солнце правды и исцеление в лучах его,
и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные (Мал. 4:2).
Они сравниваются с тучными тельцами, потому что тельцами означаются те, которые исполнены познаниями истины и добра по расположению к познаниям. У Давида:
Голос Иеговы сокрушает кедры Ливанские и заставляет их скакать подобно тельцу (Пс. 28:6).
"Кедрами Ливанскими" означаются познания истины. Поэтому говорится, что "голос Иеговы" заставляет их скакать подобно тельцу. "Голос Иеговы" есть Божественная Истина, здесь ее наитие. Так как египтяне любили познания, они, поэтому, сделали тельца для себя, как знак расположения к этому, но после того, как они стали поклоняться тельцу как Богу, тогда "тельцом" в Слове стала обозначаться склонность к познанию неправд, как у Иер. 46:20-21; Пс. 68:31 и в других местах, то же означается "тельцом", которого сыны Израиля сделали себе в пустыне (Исх. 32), подобное означается "тельцом" Самарии (3 Цар. 22:28-32; Ос. 8:5, 6, 15). Поэтому у Осии говорится:
Сделали для себя литых истуканов из серебра, и говорят они приносящим жертву людям:
"целуйте тельцов!" (Ос. 13:2).
"Делать себя литых истуканов из серебра" означает фальсифицировать истину, "приносить жертву людям" означает разрушать мудрость, "целовать тельцов" означает по расположению признавать неправды. У Исаии:
Там будет пастись теленок, и там он будет покоиться и объедать ветви его (Ис. 27:10).
Подобное означается "тельцом" у Иеремии 34:18-20. Так как всякое Божественное поклонение происходит от расположения к истине и к добру, а оттуда к познаниям, поэтому жертвы, из которых в основном состояло богослужение Церкви сынов Израиля, приносились из различных животных, как то из агнцев, козлов, козлят, овец, тельцов и рогатого скота; они были представлены тельцами, ибо означали расположение к познанию истин и добра, которое является первым природным расположением. Это означается "жертвами тельцов" (Исх. 29:11-12; Лев. 4:3, 13 до конца; 8:14 до конца; 9:2; 16:3; 23:18; Чис. 8:8 до конца; 15:24; 28:19-20; Суд. 6:25-29; 1 Цар. 1.25; 16:2; 3 Цар. 18:23-26, 33). Второе животное виделось подобно "тельцу", потому что Божественная истина Слова, которая им означается, проникает в дух и так его наставляет и наполняет.
243. "И третье животное имело лицо, как человек" означает Божественную Истину Слова относительно мудрости. "Человеком" в Слове означается мудрость, ибо он рожден для того, чтобы принять мудрость от Господа и стать ангелом. Следовательно, насколько кто является мудрым, настолько он человек. Истинно человеческая мудрость состоит в познании, что есть Бог, каков Бог, и что относится к Богу. Божественная Истина Слова учит этому. Что мудрость означается "человеком", ясно из этих мест:
Сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи - дороже золота Офирского (Ис. 13:12).
"Муж" представляет разум, а "человек" – мудрость.
Живущие на земле сожжены, и немного осталось людей (Ис. 24:6).
Я засею дом Израилев и дом Иудин семенем человеков и семенем скота (Иер. 31:27).
Вы - овцы Мои, вы - люди, а Я - ваш Бог (Иез. 34:31).
Как много бывает жертвенных овец, так полны будут людьми опустелые города (Иез. 36:38).
Смотрю на землю, и вот, она разорена и пуста, - на небеса, и нет на них света.
Смотрю, и вот, нет человека (Иер. 4:23, 25).
И говорят они приносящим жертву людям: "целуйте тельцов!" (Ос. 13:2).
Он измерил стену Святого Иерусалима мерою человеческою, какова мера и Ангела (Откр. 21:17).
Кроме того во многих других местах, в которых "человек" означает того, кто мудр, а в общем смысле – мудрость.
244. "И четвертое животное подобно орлу летящему" означает Божественную Истину Слова относительно познаний и затем разумения. "Орлами" означаются различные предметы, а "орлами летящими" означаются познания, из которых происходит разумение, ибо летая, они познают и наблюдают. Они имеют острые глаза для проникающего видения, "глазами" же означается разумение (п. 48, 214). "Летать" означает постигать и наставлять, а в высшем смысле, когда это относится к Господу, – предвидеть и провидеть. Что "орлы" в Слове означают такие предметы, ясно из этих мест:
Надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы (Ис. 40:31).
"Поднимать крылья, как орлы" означает возвышаться в познаниях истины и добра, и таким образом в разумение.
По твоему ли слову возносится орел, оттуда высматривает себе пищу:
глаза его смотрят далеко (Иов 39:26, 27, 29).
Способность познавать, понимать и наблюдать здесь описывается "орлами", и это не от собственного разума человека.
Господь насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя (Пс. 102:5).
"Насыщать благами" значит образовывать разум познаниями. Поэтому здесь делается сравнение с орлом.
Большой орел с большими крыльями прилетел на Ливан и снял с кедра верхушку, сорвал верхний из молодых побегов его, и взял от семени этой земли, и посадил на земле семени, и оно выросло. И еще
был орел, к которому виноградная лоза потянулась своими корнями (Иез. 17:1-8).
Здесь двумя "орлами" описываются Иудейская и Израильская Церкви, обе в отношении познаний истины и затем разума. В противоположном смысле "орлы" означают познания ложного, чем извращается разум (как Мф. 24:28; Иер. 40:13; Ав. 1:8-9 и в других местах).
245. [Стих 8] "И каждое из четырех животных имело по шести крыльев вокруг" означает Слово относительно силы и его охраны. Что "четыре животных" означают Слово, показано выше; что "крыльями" означается сила, а также стража, может быть видно ниже. Число "шесть" означает все относительно истины и добра, так как шесть состоит из умножения 3 на 2, "три" означает все относительно истины (п. 505), а "два" – все относительно добра (п. 762). Сила означается "крыльями", потому что ими птицы поднимаются вверх, а крылья у птиц сотворены вместо рук у человека, "руками" же означается сила. Поскольку сила означается "крыльями", и каждое животное имело по шесть крыльев, то из вышесказанного ясно, какого рода сила означается "крыльями" каждого, а именно, что "крылья льва" означают силу борьбы против зла и неправд от ада; это есть могущество Божественной Истины Слова от Господа. Ясно также, что "крылья тельца" означают силу воздействия на дух, так как Божественная Истина Слова воздействует на тех, которые читают его как святое; что "шесть крыльев человека" означают силу познания о том, что есть Бог, и что есть от Бога, так как это следует из чтения человеком Слова, и что "крылья орла" означают силу распознавания, что является истинным и добрым, следовательно, усвоение себе разумения. О крыльях херувимов мы читаем у Иезекииля, что:
Крылья их простирались прямо одно к другому, которые покрывали их тела,
и под крыльями их подобие рук человеческих (Иез. 1:23, 24; 3:13; 10:5, 21).
"Простираться одно к другому" означает действовать объединенно и единодушно; "покрывать тела" означает защищать, чтобы внутренние истины, содержащиеся в духовном смысле Слова, не были нарушены; а "руками под крыльями" означается сила. О "Серафимах" также говорится, что:
Они имели шесть крыльев, два из которых покрывали лицо, два закрывали ноги и двумя летали (Ис. 6:2).
"Серафимами" также означается Слово, собственно учение по Слову; "крыльями, которыми они покрывали лица и ноги" также означается защита, а крыльями, которыми они летали" – сила, как выше. Что "летать" означает постигать и наставлять, а в высшем смысле – видеть и провидеть, ясно также из этих отрывков:
Бог воссел на херувимов и понесся на крыльях ветра (Пс. 17:11; 2 Цар. 12:11).
Я увидел Ангела, летящего по середине неба, который имел вечное Евангелие (Откр. 14:6).
Что "крылья" означают защиту, ясно из этих отрывков:
Господь перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен (Пс. 90:4).
В тени крыл Твоих укрой меня (Пс. 16:8).
Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны (Пс. 35:8; 57:1; 63:8).
Я простер воскрилия риз Моих на тебя, и покрыл наготу твою (Иез. 16:8).
Для вас исцеление в крылах его (Мал. 4:2).
Как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья
свои, носит их на перьях своих, так Господь один водил его (Втор. 32:10-12).
Иисус сказал: 0, Иерусалим! сколько раз Я хотел собрать детей твоих,
как птица собирает птенцов своих под крылья (Мф. 23:37; Лк. 13:34).
246. "А внутри они были исполнены очей" означает Божественную Мудрость в Слове в природном смысле по его духовному и небесному смыслу. Что "животные, исполненные очей впереди и сзади" означают Божественную Мудрость в Слове, может быть видно выше (п. 240); также как здесь словами, что крылья были "исполнены очей". Поскольку Божественная Мудрость Слова в природном смысле происходит из духовного и небесного смысла, сокрытого внутри, поэтому говорится, что "внутри они были исполнены очей". О духовном и небесном смыслах, сокрытых во всех частях Слова, может быть видно в Учении Нового Иерусалима о Священном Писании (п. 5-26).
247. "И не имеют никакого покоя ни днем, ни ночью, взывая: Свят, Свят, Свят Господь Бог Всемогущий" означает, что Слово постоянно учит о Господе, что Он Один есть Бог, следовательно, что Ему Одному должно поклоняться. Что животные "не имели никакого покоя, ни днем, ни ночью" означает, что Слово учит постоянно и непрерывно, учит же оно тому, что говорят животные. Слова "Свят, Свят, Свят Господь Бог Всемогущий" означают, что Один Господь есть Бог и Ему Одному должно поклоняться. То, что "Свят" упоминается трижды означает это, поскольку утроение включает все "святое" в Нем Одном. Что Божественная Троица пребывает в Господе, подробно было показано в Учении Нового Иерусалима о Господе, как и то, что Слово говорит об Одном Господе, и что от этого происходит его святость. Что Один Господь свят, может быть видно выше (п. 173).
248. "Который был, есть и грядет" означает Господа. Что это есть Господь, ясно видно в первой главе, в стихах 4, 8, 11, 17, где говорится о Сыне Человеческом, который есть Господь относительно Слова; и там открыто говорится, что "Он Альфа и Омега, Начало и Конец, Первый и Последний, Который был, есть и грядет, Всемогущий". Что же означается этими словами, было объяснено (п. 13, 29, 30, 31, 38, 57). Здесь же Господь понимается под словами "Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет".
249. [Стих 9] "И когда животные воздают славу и честь, и благодарение Сидящему на престоле" означает, что Слово относит всякую истину и всякое добро, и всякое богослужение Господу, Который будет судить. "Животные" представляют Слово, как было показано; "слава и честь", когда это говорится о Господе, означают, что вся истина и добро Ему принадлежат и от Него исходят; "благодарение" есть всякое богослужение; "Сидящий на престоле" есть Господь относительно суда, как выше. Из этого ясно, что словами "когда животные отдают славу и честь, и благодарение Сидящему на престоле" означается, что Слово относит всякую истину и всякое добро, и всякое богослужение Господу, Который будет судить. Под словами "воздать Господу честь и славу" ничто иное не понимается в Слове, чем признавать и исповедовать, что всякая истина и всякое добро исходит от Него, таким образом, что Он Один есть Бог, ибо "слава" принадлежит Ему по Божественной Истине, а "честь" по Божественному Благу. Это означается "славой" и "честью" в следующих местах:
Господь сотворил небеса. Слава и величие перед лицом Его (Пс. 95:5-6).
Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облачен славою и величием (Пс. 103:1).
Велики дела Господни. Дело Его - слава и красота, и правда (Пс. 110:2, 3).
Велика слава его в спасении Твоем. Ты положил на него благословения (Пс. 20:6, 7).
Благодать излилась из уст Твоих. Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою
Твоею и красотою Твоею, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды (Пс. 44:4, 5).
Немного Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его (Пс. 8:6).
Слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа,
величие Бога нашего (Ис. 35:2).
Все это говорится о Господе; кроме того в других местах, как Пс. 144:4, 5, 12; Откр. 21:24, 26. "Слава" упоминается в Слове, где говорится о Божественной Истине (п. 629); а "честь", где говорится о Божественном Благе.
250. "Живущему во веки веков" означает Господа, и что Он только имеет жизнь, и жизнь вечная исходит от Него Одного, это может быть видно выше (п. 58, 60).
251. [Стих 10] "Двадцать четыре старца падают ниц перед Сидящим на престоле и поклоняются Живущему во веки веков" означает умаление перед Господом всех, пребывающих на небе. Что под "двадцатью четырьмя старцами" понимаются все, принадлежащие Господней Церкви, может быть видно выше (п. 233), здесь все, принадлежащие Церкви на небе. "Старцы", как главы, прообразовали всех. Что есть это умаление перед Господом и поклонение, происходящее от смирения, ясно без объяснения.
252. "И полагают венцы свои перед престолом" означает признание, что их мудрость происходит от Него Одного. Что "венец" означает мудрость, может быть видно выше (п. 189, 235). Следовательно, "полагать венцы перед престолом" означает признавать, что мудрость не принадлежит им, но Господу в них.
253. [Стих 11] "Говоря: Достоин Ты, Господи, принять славу и честь, и силу" означает исповедание, что Господу принадлежит царство по заслуге и по правде, ибо Он есть Божественная Истина и Божественное Благо. "Говоря" означает исповедание, что это "по заслуге и по правде" это выражается словами "достоин Ты, Господи"; и что Он есть Божественная Истина и Божественное Благо, означается "славой и честью", как выше (п. 249); что Ему принадлежит царство, означается словами "принять силу". Следовательно, все, связанное в один смысл, означает исповедание, что Господу по заслуге и по правде принадлежит царство, ибо Он есть Божественная Истина и Божественное Благо.
254. "Ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено" означает, что все на небе и в Церкви сотворено и образовано, и что люди преобразуются и возрождаются по Божественному Благу Господа через Божественную Истину, которая также есть Слово. Таков духовный смысл этих слов, потому что "сотворить" означает преобразовать и возродить через Божественную Истину, "Господней волей" означается Божественное Благо. Говорится ли "Божественное Благо и Божественная Истина" или "Божественная Любовь и Божественная Мудрость" – это то же самое, потому что всякое благо происходит от любви, а всякая истина – от мудрости. Что все на небе и в Церкви существует от Божественной Любви и Мудрости, и что мир был сотворен из них, было подробно показано в "Ангельской Мудрости о Божественной Любви и Мудрости"; также, что любовь и благо исходят от воли, тогда как мудрость и истина – от разумения. Из этого ясно, что под "волей Господа" понимается Его Божественное Благо или Божественная Любовь. Что "сотворить" в Слове означает преобразовать и возродить, ясно из этих мест:
Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня (Пс. 50:12).
Даешь им - принимают; отверзаешь руку Твою - насыщаются благом.
Пошлешь дух Твой - созидаются (Пс. 103:28, 30).
Поколение грядущее восхвалит Господа (Пс. 101:19).
Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, а вы будете веселиться и радоваться вовеки о том,
что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим весельем и народ его радостью (Ис. 65:17, 18).
Господь, сотворивший небеса, распростерший землю, дающий дыхание народу на ней
и дух ходящим по ней (Ис. 42:5, 45:12, 18).
Так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему. Каждого, кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей (Ис. 43:1, 7).
В день сотворения твоего, ты совершенен был в путях твоих со дня сотворения твоего, пока
не нашлось в тебе беззакония (Иез. 28:13, 15).
Это говорится о царе Тирском, которым означаются состоящие в разумении через Божественную Истину.
Чтобы увидели и познали, и рассмотрели, и уразумели, что рука Господня соделала это,
и Святой Израилев сотворил это (Ис. 41:19-20).
* * * * * * *
255. К этому я добавлю Памятное событие. Чтобы никто не проник в духовный смысл Слова и не извратил подлинную истину, содержащуюся в этом смысле, Господом поставлена стража, понимаемая под херувимами в Слове, которые там представлены "четырьмя животными". Что стража поставлена, мне было показано следующим образом.
Позволено было видеть большие кошельки, похожие на мешки, в которых хранилось серебро в большом изобилии; а как они были открыты, то казалось, что любой мог бы взять из них серебро и даже забрать его. Но возле кошельков сидели два ангела, которые были стражами. Место, ими охраняемое, казалось похожим на ясли в хлеву. В следующей комнате были видны непорочные девы с целомудренной женой, и рядом с этой комнатой стояли два младенца, и было сказано, что с ними нужно играть не по-детски, но мудро. Далее появилась блудница и мертвый конь.
Когда я увидел это, мне объяснили, что таким образом был представлен буквальный смысл Слова, в котором содержится духовный смысл. Большие кошельки, полные серебра, означают познания истины и добра в большом изобилии. То, что они, будучи открыты, все же охраняются ангелами, означает, что каждый может брать оттуда познания истины, но предусматривается, чтобы кто-либо не извратил духовный смысл, в котором сокрыты истины. Ясли в хлеву, в которых лежали кошельки, означают духовное наставление для разума. Ясли означают здесь то же, что означают ясли, в которых лежал Господь младенцем, потому что лошадь, которая ест оттуда, означает понимание Слова.
Непорочные девы, которые были видны в соседней комнате, означают расположение к истине, а целомудренная жена – соединение добра и истины. Младенцы означают невинность мудрости в Слове. Это были ангелы третьих небес, кажущиеся младенцами. Блудница с мертвым конем означает фальсификацию Слова многими в настоящее время, от чего всякое понимание истины погибает. Блудница означает фальсификацию, а мертвый конь – непонимание истины.
Мне было даровано разговаривать со многими после смерти, полагающими, что они будут сиять на небе подобно звездам, так как, по их словам, они почитали Слово святым, читали его часто и многое извлекали из него, чем утверждали догмы своей веры, и были, поэтому, признаваемы в мире за ученых, поэтому они думали, что станут Михаилами или Рафаилами. Но многие из них были исследованы относительно любви, по которой они изучали Слово, и было найдено, что некоторые изучали его по любви к себе, чтобы казаться великими в мире, и чтобы их почитали как архиепископов в Церкви, а другие делали это из любви к миру, чтобы приобрести богатство. Когда они были исследованы относительно того, что они знали из Слова, то было обнаружено, что они не знали никакой подлинной истины, но только то, что называется олжетворенной истиной, которая сама в себе есть ложь, и в духовном мире она является зловонием для ангелов. Им было сказано, что таково их состояние, потому что они целями считали себя и мир или, что то же самое, их любовь, а не Господа и небеса. А когда их целями становятся они сами и мир, тогда при чтении Слова их разум фиксируется на себе и на мире, и поэтому они всегда рассуждают из своей собственной природы, которая пребывает в полной тьме относительно всего небесного. В этом состоянии человек не может быть удален от собственного света, и таким образом возвыситься в свет неба, не может он также получать какое-либо наитие от Господа с небес.
Я также видел их, допущенных на небо, и когда было найдено, что у них нет истин, то они лишились своих одежд и явились в постыдном положении; те же, которые фальсифицировали истины, были изгнаны из-за их зловония, однако, они остались со своей гордостью и убежденностью в том, что они достойны. Иначе происходило с теми, которые изучали Слово по любви к познанию истины, потому что она истина, и потому что это служит для пользы в духовной жизни не только самому человеку, но также и его ближнему. Я видел их вознесенными на небо и таким образом во свет, в котором пребывает Божественная Истина, и в то же самое время возвышенных в ангельскую мудрость и ее счастье, составляющее жизнь вечную.