Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел 2 – Европейская философия 19-20 вв.




Введение.

В становлении и формировании духовной культуры человека философия всегда играла особую роль. Именно с помощью философии люди пытались найти ответы на вопросы бытия, жизни, смерти и многие другие.

Философия - интеллектуальный потенциал нации, воплощённый в разнообразии творений культуры. Соединение философского и исторического знания, с задачей не описания исторических фактов, а раскрытия их внутреннего смысла.

Философские взгляды и исследования конкретного периода времени отражают необходимость поиска ответов на вопросы присущие данной эпохе. Не является исключением и период конца 19-20 вв. Именно в это время произошёл коренной перелом в истории – научно-техническая и, как следствие, информационная революция. Такое событие не могло не повлиять на философскую мысль – понадобилось заново осмыслить проблему «человек-мир» и определить позицию по отношению к «классической философии» 18-19 вв. Всё это нашло своё отражение в работах философов и учёных того времени и во многом определило дальнейший ход истории. Можно смело сказать, что учёные в определённой степени являются философами и наоборот – философы – учёными. Именно поэтому я собираюсь раскрыть свою тему на примерах работ философов, ведь они внесли немалый вклад в развитие науки и повлияли на мировоззрение многих других выдающихся учёных (любое исследование отталкивается от представлений человека о мире и именно философия помогает понять и найти свой взгляд на жизнь).

Всё вышесказанное подтверждает актуальность данной темы и необходимость её исследования. Для более полного раскрытия данной темы рассмотрим философию 19-20 вв. по основным этапам её развития, выделим представителей философических течений того времени, сущность их идей и учений, и направления их философских исканий.

 

 

Часть 1– Европейская и американская философия 19-20 вв.

Раздел 1 – Людвиг Фейербах. Предпосылки грядущих перемен.

Переход к последней трети 19 века напрямую связан с именем Людвига Фейербаха (1804-1872). Большое влияние на него оказала немецкая классическая философия и, в частности, взгляды Гегеля. Уже в ранних работах проявляется главный вопрос, интересующий Фейербаха, - вопрос отношения философии к религии.

По мнению Фейербаха «бог есть лишь проекция родовой человеческой сущности». То есть по началу религии существует в довольно грубых формах, но, по мере того как она очищается Бог становится более совершенным, а человек начинает казаться себе всё менее совершенным. Фейербах считает, что в этом и заключена проблема – «человек должен стать Богом другому человеку». Именно через отношения «Ты и Я» проявляется божественность и родовая природа. Главным «родовым» отношением Фейербах считал любовь между мужчиной и женщиной. Именно любви он придавал фундаментальное значение. По теории Фейербаха, мышление вторично и должно учиться у чувств, а любовь, в свою очередь, должна стать смыслом всей жизни человека. Отсюда и проистекает его знаменитое высказывание – «Моя философия в том, чтобы не иметь никакой философии … истинная философия заключается не в том, чтобы создавать книги, а в том, чтобы создавать людей …»

Таким образом, можно сказать, что антропология Фейербаха стала переходом к «философии жизни», марксизму, позитивизму и другим течениям второй половины 19 века.


 

 

Раздел 2 – Европейская философия 19-20 вв.

«Философия жизни» и позитивизм.

Начиная с середины 19 века, в Европе начинает формироваться такое направление философии, как «философия жизни». Переходом к этому течению, как уже было сказано выше, послужили работы Людвига Фейербаха.

Философия жизни — направление, рассматривающее все существующее как форму проявления жизни, некой изначальной реальности, которая не тождественна ни духу, ни материи и может быть постигнута лишь интуитивно.

Наиболее значительные представители философии жизни — Фридрих Ницше (1844–1900), Вильгельм Дильтей (1833–1911), Анри Бергсон (1859–1941), Георг Зиммель (1858–1918), Освальд Шпенглер (1880–1936), Людвиг Клагес (1872–1956).

Философия жизни возникает в 60-70-х годах 19 века и достигает своего расцвета в первой четверти 20 века. Впоследствии ее значение уменьшается, но ряд ее принципов заимствуется такими направлениями, как экзистенциализм и персонализм. К философии жизни в некоторых отношениях близки такие направления, как неогегельянство, феноменология и прагматизм. Поясню подробнее каждое направление.

Неогегельянство - стремление создать науки о духе как живом и творческом начале, в противоположность наукам о природе.

П рагматизм - понимание истины как полезности для жизни.

Феноменология – требование непосредственного созерцания явлений (феноменов) как целостностей, в отличие от опосредствующего мышления, конструирующего целое из его частей.

Идейными предшественниками философии жизни являются в первую очередь немецкие романтики с которым так же свойственны следующие идеи: тоска по сильной, нерасщепленной индивидуальности и стремление к единству с природой. Как и романтизм, философия жизни отталкивается от механистически-рассудочного мировоззрения и тяготеет к органическому. Это выражается не только в ее требовании непосредственно созерцать единство организма (образцом является И. В. Гёте), но и в жажде «возвращения к природе». Наконец, в русле философии жизни возрождается характерный - особенно для йенской школы романтизма и романтической филологии - интерес к историческому исследованию таких «живых целостностей», как миф, религия, искусство, язык.

Главное понятие философии жизни — «жизнь» — неопределенно и многозначно; в зависимости от его истолкования можно различать варианты этого течения. Жизнь понимается: биологически — как живой организм, психологически — как поток переживаний, культурно-исторически — как «живой дух», метафизически — как исходное начало всего мироздания.

Несмотря на такое многообразие, у каждого представителя этого направления понятие жизни употребляется почти во всех значениях, но каждый для себя выбирает более близкую трактовку данного понятия.

Разберём более подробно суть взглядов философов, которых традиционно относят к данному направлению философии.

Биологически-натуралистическое понимание термина «жизнь» наиболее часто использует Ф. Ницше. В своих трудах он противопоставляет живой организм механизму, «естественное» - «искусственному», самобытное - сконструированному, изначальное - производному. Таких же взглядов придерживались Л. Клагес, Т. Лессинг, анатом Л. Больк, палеограф и геолог Э. Даке, этнолог Л. Фробениус и другие.

«Биологически-натуралистическая» концепция характеризуется иррационализмом - рациональное начало рассматривается здесь как особого рода болезнь, свойственная человечеству. Многих представителей этого течения отличает склонность к примитиву и культу силы. Названным мыслителям не чуждо стремление свести любую идею к «интересам», «инстинктам» индивида или общественной группы.

Добро и зло, истина и ложь объявляются «красивыми иллюзиями»: в прагматическом духе добром и истиной оказывается то, что усиливает жизнь, злом и ложью — то, что ее ослабляет. Для этого варианта «философии жизни» характерна подмена личностного начала индивидуальным.

Другой вариант философии жизни связан с космологически-метафизическим истолкованием понятия «жизнь». Наиболее выдающимся философом данной концепции является А. Бергсон. Он понимает жизнь как космическую энергию, как «жизненный порыв» (elan vital), сущность которого состоит в непрерывном воспроизведении себя и творчестве новых форм. Биологическая форма жизни считается лишь одной из проявлений жизни наряду с душевно-духовными ее проявлениями.

«Жизнь в действительности относится к порядку психологическому, а сущность психического — охватывать смутную множественность взаимно проникающих друг друга членов … Но то, что принадлежит к психологической природе, не может точно приложиться к пространству, ни войти вполне в рамки разума». (Бергсон А. «Творческая эволюция». М.; Спб., 1914. С. 230.)

Поскольку психическая жизнь, согласно Бергсону, - время как чистая «длительность», текучесть, изменчивость, она не может быть познана понятийно, путем рассудочного конструирования, а постигается интуитивно.

Жизненное, время Бергсон рассматривает не как простую последовательность моментов, а как тесную взаимосвязь всех элементов длительности. В концепции Бергсона метафизическая трактовка жизни соединяется с ее психологической интерпретацией: именно психологизмом проникнута и онтология (учение о бытии), и теория познания французского философа.

Говоря о других трактовках термина «жизнь», следует заметить, что как натуралистическая, так и метафизическая концепции характеризуются внеисторическим подходом.

Так, согласно Ницше, сущность жизни всегда одинакова, а поскольку жизнь есть сущность бытия, то последнее есть нечто всегда себе равное - «вечное возвращение». Для Ницше протекание жизни во времени - это лишь внешняя ее форма, не имеющая отношения к самому содержанию жизни.

В свою очередь философы, придерживающиеся исторического варианта философии жизни - В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер и другие - так же как и Бергсон, интерпретируют жизнь "изнутри".

Эти философы исходят из непосредственного внутреннего переживания, которым, однако, для них является культурно-исторический опыт. В отличие от других концепций здесь внимание приковано к индивидуальным формам реализации жизни, к ее неповторимым, уникальным историческим образам.

Характерная для философии жизни критика механистического естествознания принимает у этих мыслителей форму протеста против естественно-научного рассмотрения духовных явлений вообще, против сведения их к природным явлениям. Отсюда стремление Дильтея, Шпенглера, Зиммеля разработать специальные методы познания духа.

Наиболее интересны и важны для исторического направления философии жизни специфические формы переживания человеком мира. Правда, поскольку жизнь рассматривается "изнутри", без соотнесения с чем бы то ни было вне ее, то оказывается невозможным преодолеть тот принципиальный иллюзионизм, который все нравственные и культурные ценности лишает в конечном счете их абсолютного значения, сводя их к более или менее долговечным исторически преходящим фактам.

Парадокс философии жизни состоит в том, что в своих неисторических вариантах она противопоставляет жизнь "искусственному" началу, а в историческом - отождествляет жизнь и культуру.

Общность вышеизложенных концепций обнаруживается, прежде всего, в восстании против характерного для конца 19 - начала 20 века господства методологизма и гносеологизма, распространившихся благодаря влиянию кантианства и позитивизма.

Философия жизни выступила с требованием возвращения от формальных проблем к содержательным, от исследования природы знания к постижению природы бытия, и в этом состоял ее несомненный вклад в философскую мысль. Критикуя кантианство и позитивизм, представители философии жизни считали, что научно-систематическая форма последних приобретена ценой отказа от решения содержательных, метафизических и мировоззренческих проблем. В отличие от этих направлений философия жизни стремится создать новую метафизику с жизненным началом в основе и соответствующую ей новую, интуитивную теорию познания. Жизненное начало, как убеждены философы этой ориентации, не может быть постигнуто ни с помощью тех понятий, в которых мыслила идеалистическая философия, отождествлявшая бытие с духом, идеей, ни с помощью тех средств, которые были разработаны в естествознании, как правило отождествляющем бытие с мертвой материей, ибо каждый из этих подходов принимает во внимание только одну сторону живой целостности. Жизненная реальность постигается непосредственно, с помощью интуиции, которая позволяет проникнуть внутрь предмета, чтобы слиться с его индивидуальной, следовательно, невыразимой в общих понятиях природой. Интуитивное знание, таким образом, не предполагает противопоставления познающего познаваемому, субъекта объекту, напротив, оно возможно благодаря изначальному тождеству обеих сторон, в основе которого лежит одно и то же жизненное начало. По своей природе интуитивное знание не может иметь всеобщего и необходимого характера, ему невозможно научиться, как учатся рассудочному мышлению, оно скорее родственно художественному постижению действительности. Здесь философия жизни воскрешает романтический панэстетизм: искусство выступает своеобразным органом (инструментом) для философии, возрождается культ творчества и гения.

Понятие творчества для многих философов этого направления является в сущности синонимом жизни; в зависимости от того, какой аспект творчества представляется наиболее важным, определяется характер их учения. Так, для Бергсона творчество - это рождение нового, выражение богатства и изобилия рождающей природы, общий дух его философии - оптимистический. Для Зиммеля, напротив, важнейшим моментом творчества оказывается его трагически-двойственный характер: продукт творчества - всегда нечто косное и застывшее - становится в конце концов во враждебное отношение к творцу и творческому началу. Отсюда и общая пессимистическая интонация Зиммеля, перекликающаяся с фаталистически-мрачным пафосом Шпенглера и восходящая к самому глубокому мировоззренческому корню философии жизни - убеждению в непреложности и неотвратимости судьбы.

Наиболее адекватной формой выражения тех органических и духовных целостностей, к которым приковано внимание философов жизни, является средство искусства - символ. В этом отношении наибольшее влияние на них оказало учение Гёте о прафеномене как первообразе, который воспроизводит себя во всех элементах живой структуры. На Гёте ссылается Шпенглер, попытавшийся "развернуть" великие культуры древности и Нового времени из их прафеномена, то есть "символа прадуши" всякой культуры, из которой последняя рождается и вырастает, как растение из семени. В своих культурно-исторических очерках Зиммель прибегает к такому же методу. Бергсон, также считая символ (образ) наиболее адекватной формой выражения философского содержания, создает новое представление о философии, переосмысляя прежнее понимание ее сущности и истории. Всякая философская концепция рассматривается им как форма выражения основной, глубинной и по существу невыразимой интуиции ее создателя; она столь же неповторима и индивидуальна, как личность ее автора, как лицо породившей ее эпохи. Что же касается понятийной формы, то сложность философской системы есть продукт несоизмеримости между простой интуицией философа и теми средствами, которыми он эту интуицию стремится выразить. В противовес Гегелю, с которым здесь полемизирует Бергсон, история философии уже не представляется непрерывным развитием и обогащением, восхождением единого философского знания, а - по аналогии с искусством - оказывается совокупностью замкнутых в себе различных духовных содержаний, интуиций.

Критически относясь к научной форме познания, представители философии жизни приходят к выводу, что наука неспособна постигнуть текучую и неуловимую природу жизни и служит чисто прагматическим целям - преобразованию мира с целью приспособления его к интересам человека. Тем самым философия жизни фиксирует то обстоятельство, что наука превращается в непосредственную производительную силу и срастается с техникой, индустриальной экономикой в целом, подчиняя вопрос "что?" и "почему?" вопросу "как?", в конечном счете сводящемуся к проблеме "как это сделано?". Осмысливая новую функцию науки, философы жизни видят в научных понятиях инструменты практической деятельности, имеющие весьма косвенное отношение к вопросу "что есть истина?". В этом пункте философия жизни сближается с прагматизмом, однако с противоположным ценностным акцентом; превращение науки в производительную силу и появление индустриального типа цивилизации энтузиазма у большинства представителей этого направления не вызывает. Лихорадочному техническому прогрессу, характерному для конца XIX-XX веков, и его агентам в лице ученого, инженера, техника-изобретателя философы жизни противопоставляют аристократически-индивидуальное творчество - созерцание художника, поэта, философа. Критикуя научное познание, философия жизни вычленяет и противопоставляет различные принципы, лежащие в основе науки и философии. Согласно Бергсону, в основе научных построений, с одной стороны, и философского созерцания - с другой, лежат различные принципы, а именно пространство и время. Науке удалось превратить в объект все, что может получить форму пространства, а все, что превращено в объект, она стремится расчленить, чтобы этим овладеть; придание пространственной формы, формы материального объекта, - это способ конструирования своего предмета, единственно доступный науке. Поэтому только та реальность, которая не имеет пространственной формы, может сопротивляться современной цивилизации, превращающей все сущее в предмет потребления. Такой реальностью философия жизни считает время, составляющее как бы саму структуру жизни. "Овладеть" временем нельзя иначе как отдавшись его течению - "агрессивный" способ овладения жизненной реальностью невозможен. При всех различиях в трактовке понятия времени внутри философии жизни общим остается противопоставление "живого" времени так называемому естественно-научному, то есть "опространствленному" времени, которое мыслится как последовательность внешних друг другу моментов "теперь", индифферентных к тем явлениям, которые в нем протекают. С учением о времени связаны наиболее интересные исследования Бергсона (учение о духовной памяти, в отличие от механической), а также попытки построить историческое время как единство настоящего, прошедшего и будущего, предпринятые Дильтеем и развитые у Т. Литта, X. Ортеги-и-Гасета, а также М. Хайдеггера.

Философия жизни не только попыталась создать новую онтологию и найти адекватные ей формы познания. Она выступила также как особый тип миросозерцания, который нашел свое наиболее яркое выражение у Ницше. Это миросозерцание можно назвать неоязычеством. В основе его лежит представление о мире как вечной игре иррациональной стихии - жизни, вне которой нет никакой высшей по отношению к ней реальности. В противовес позитивистской философии, стремящейся с помощью рассудка подчинить человеку слепые природные силы, Ницше требовал покориться жизненной стихии, слиться с ней в экстатическом порыве; подлинный героизм он усматривал не в противлении судьбе, не в попытках "перехитрить" рок, а в приятии его, в amor fati - трагической любви к судьбе. Неоязыческое мироощущение Ницше вырастает из его неприятия христианства. Ницше отвергает христианскую мораль любви и сострадания; эта мораль, как он убежден, направлена против здоровых витальных инстинктов и порождает бессилие и упадок. Жизнь есть борьба, в которой побеждает сильнейший. В лице Ницше и других философов жизни европейское сознание обратилось против господствовавшей в нем бестрагичной безрелигиозности, а также против своих хрустианских корней, обретя ту остроту и трагичность миросозерцания, которые давно были им утрачены.

Трагический мотив, лежащий в основе философии Ницше и развитый Шпенглером, Зиммелем, Ортегой-и-Гасетом и другими, был воспринят представителями символизма конца XIX - начала XX века: Г. Ибсеном, М. Метерлинком, А. Н. Скрябиным, А. А. Блоком, А. Белым, а впоследствии - Л. Ф. Селином, А. Камю, Ж. П. Сартром. Однако нередко парадоксальным образом мужественная, казалось бы, "любовь к судьбе" оборачивается эстетикой безволия: жажда слияния со стихией рождает чувство сладкого ужаса; культ экстаза формирует сознание, для которого высшим жизненным состоянием становится опьянение - все равно чем - музыкой, поэзией, революцией, эротикой.

Таким образом, в борьбе с рассудочно-механистическим мышлением философия жизни в своих крайних формах пришла к отрицанию всякого систематического способа рассуждения (как не соответствующего жизненной реальности) и тем самым к отрицанию философии, ибо последняя не может обойтись без осмысления бытия в понятиях и, стало быть, без создания системы понятий. Философия жизни явилась не только реакцией на способ мышления, она выступила и как критика индустриального общества в целом, где разделение труда проникает и в духовное производство. Однако вместе с культом творчества и гения она приносит с собой не только дух элитарности, когда идеалы справедливости и равенства перед законом, воспетые эпохой Просвещения, уступают место учению об иерархии, но и культ силы. В XX веке появляются попытки преодолеть не только психологизм философии жизни и дать новое, лишенное иррационалистического пафоса обоснование интуиции (феноменология Гуссерля), но и характерный для нее пантеизм, для которого нет бытия, открытого трансцендентному началу. На смену философии жизни приходит экзистенциализм и персонализм, понимание человека как индивида сменяется пониманием его как личности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1361 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2280 - | 2103 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.