Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Структура философского знания




 

Под структурой обычно понимается закономерная связь элементов системы. Это значит, что не все содержание системы входит в ее состав, а только то, которое составляет ее сущность. Основными элементами структуры философского знания являются его разделы, которые суть различные философские дисциплины, обладающие своим предметом, категориальным аппаратом и методами исследования.

Наиболее авторитетной считается «лейбнициано-вольфовская система» представления философского знания, сформировавшееся в эпоху Просвещения (XVIII в.). Она выступает как система, основу которой составляет онтология. Задача онтологии как «первой теоретической рациональной науки» – дать непротиворечивое обоснование возможности существования предметов и их порядка. Центральными проблемами этой «школьной» философской системы являются: Бог, душа и мир.

Одним из наиболее древних разделов философии считается онтология – учение о бытии. В числе первых онтологических учений была философия представителя элейской школы Парменида, автора трактата «О природе». В онтологии исследуются проблемы бытия и мышления; бытия и небытия (ничто); бытия и становления; бытия и сущности; качества и количества; возможности и действительности; движения и развития; пространства и времени; материального и идеального и др. Нетрудно отметить, что в рамках онтологии исследуются вопросы, касающиеся предельных оснований мира. Онтология непосредственно обращена к Архe. Понятно, что философы по-разному понимали Архe, и вследствие этого история философии богата многообразием онтологических учений.

С онтологией неразрывна гносеология, или теория познания. Чтобы познать бытие, надо знать, что такое знание вообще и знание о бытии в частности. Возможно ли познание бытия? Каковы вообще возможности познания, есть ли предел и границы познания? Что есть истина и каковы ее критерии? Какие виды познания существуют? Как оценить роль научного познания? Эти и многие другие вопросы составляют предмет гносеологии. Гносеологическая проблематика вышла на первый план в Новое время, когда в связи с промышленной революцией стала бурно развиваться наука и остро встал вопрос о достоверности знания и критериев его истинности. В ХХ столетии получила развитие эпистемология, раздел теории познания, посвященный закономерностям развития знания как такового, главным образом, научного.

Этика (философия морали) оформилась в самостоятельную философскую дисциплину еще в античности. Термин «этика» ввел в философию Аристотель, написавший несколько трудов с этим названием: «Никомахова этика», «Евдемова этика», «Большая этика» и другие. В Новое время этику называли практической философией, поскольку полагали, что именно через нее философия становится руководством к правильной жизни. В какой-то степени это так, поскольку этика занимается нормотворчеством и предписывает определенные правила поведения на основе сформулированных ею общественных и личных идеалов. Однако делает это она благодаря теоретическому обоснованию моральных понятий: добра и зла, долга и совести, чести и достоинства. История этики знает множество учений, в которых с разных позиций обосновываются мораль и цели нравственной жизни человека. Гедонизм,эвдемонизм (этика счастья), стоицизм, утилитаризм, ригоризм (этика долга), перфекционизм (нравственное совершенствование), теономная (религиозная) этика и др.

Эстетика исследует феномен красоты (прекрасного) и ее преломление в художественном творчестве. Термин «эстетика» ввел в культурный оборот в XVIII веке немецкий философ Александр Баумгартен. Однако это не значит, что до этого не было эстетических исследований. Еще Платон в своих диалогах «Пир» и «Федр» дает развернутые рассуждения на тему красоты, отделяя ее конкретные проявления от самой идеи красоты, которую он полагал вечной и неизменной. Сущность прекрасного раскрывается в сравнении с его противоположностью – безобразным и конкретизируется через понятия трагического, ужасного, возвышенного, низменного и др. В сфере искусства человек не только созерцает красоту, но и является ее творцом. Задача эстетики здесь заключается в том, чтобы выявить, на какие эстетические идеалы опираются в своем творчестве художники, относящиеся к разным эпохам и культурам. Она изучает общие закономерности развития искусства, формирует художественный вкус и помогает понимать смысл художественных произведений.

Социальная философия и философия истории составляют два важных раздела философского знания. Одними из первых сочинений по социальной философии были диалог Платона «Государство» и трактат Аристотеля «Политика». В сочинении Гесиода «Труды и дни» была предпринята попытка представить в общей форме движение истории от «золотого века» к «железному веку». В средние века в понимании общества и истории господствовала религиозная точка зрения. Обострение интереса к социально-философской проблематике в Европе произошло в XVII – XVIII веках в преддверии буржуазных революций и в связи с задачами построения гражданского общества и правового государства. Проблемы взаимоотношения общества и государства, свободы личности и ее политико-правовых гарантий и ныне остаются чрезвычайно важными темами социальной философии. В Новое время также актуализировались исследования в области философии истории, что связано было с зарождением идеи исторического прогресса. Цели, направленность исторического процесса и его движущие силы – таковы основные проблемы философии истории, не утратившие своего значения и поныне.

Философия религии – философская дисциплина, исследующая религиозную проблематику или религию как социокультурный феномен. В первом случае она предстает как философская теология, начало которой было положено еще в трудах античных мыслителей, включая Платона, Аристотеля и в особенности неоплатоников Плотина, Порфирия и Прокла. В средние века философия и богословие практически неотделимы друг от друга, потому что вся культура была религиозной в своих основаниях и в частных своих проявлениях. Философское богословие и ныне существует в странах, где преобладают католическая и протестантская версия христианства. Исследование религии как социокультурного феномена ведется в рамках философского религиоведения, которое зарождается в Новое время в связи с процессами секуляризации культуры, т.е. освобождения ее от тотального влияния религии.

В XIX веке в качестве самостоятельной философской дисциплины выделилась философия культуры, а в XX столетии – философская антропология, философия науки и техники и глобалистика. Возможно, процесс дифференциации философского знания будет продолжен и появятся новые философские дисциплины. Анализ структуры философского знания убедительно показывает, что оно не является чем-то закостеневшим, а претерпевает определенные изменения. Философское знание, как и все в мире, развивается. Причем в развитии и функционировании философского знания также обнаруживается его специфика.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 309 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2338 - | 2143 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.