Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Абзац как композиционно-стилистическая единица текста




1. Назовите единицы семантико-структурного и композиционно-стилистического членения текста. Чем обусловлены эти виды членения?

2. Дайте сравнительную характеристику абзацу и СФЕ (ССЦ). Приведите примеры соотношений ССЦ и абзаца.

3. Что такое тематический абзац? Охарактеризуйте абзацы:

а) аналитико-синтетический;

б) синтетико-аналитический;

в) рамочный;

г) абзац – композиционный стык;

д) абзац – стержневая фраза.

4. Каково основное назначение абзаца? Назовите положительный и отрицательный эффект при отсутствии абзацного членения.

5. Охарактеризуйте основные функции абзацного членения:

а) логико-смысловую;

б) экспрессивно-эмоциональную;

в) акцентно-выделительную.

6. Как характеризуются абзацы разных типов текстов?

 

 

Анализ текстов

1. Определите признаки связности текста (выявите левосторонние и правосторонние связи).

2. Докажите, что текст обладает целостностью.

3. Как проявляется авторская модальность в тексте?

4. Найдите средства повторной номинации в тексте. Какую функцию они выполняют (стилистически нейтральны или обладают экспрессивно-эмоциональной окраской)?

5. Оцените степень информативности средств повторной номинации.

6. Определите границы СФЕ. Назовите их количество и количество абзацев. Совпадают ли границы СФЕ и абзацев?

7. Определите

а) вид тематического абзаца

– аналитико-синтетический;

– синтетико-аналитический;

– рамочный;

– абзац – композиционный стык;

– абзац – стержневая фраза;

б) причины членения текста на абзацы:

– новизна информации, новая микротема;

– важность информации в рамках данного текста;

– эмоциональное выделение детали;

– невозможность дальнейшего представления информации без нарушения смысла и логичности (в результате линейной несовместимости фраз).

 

Тексты для анализа

1. Наиболее типичным свойством жидкости является ее изотропность, т.е. оди­наковость свойств во всех направлениях. Одинаковы теплопроводность, механи­ческие свойства, скорость распространения различных волн (упругих или электромагнитных) и так далее. Около ста лет тому назад были открыты жидкос­ти не обладающие изотропностью — так называемые анизотропные жидкости. С тех пор было найдено (и создано искусственно) огромное число таких жидкос­тей. Главной их особенностью является то, что в одних направлениях они обла­дают свойствами кристаллов (например, периодичностью внутренней структу­ры), а в других — нет. Это жидкие кристаллы. За совмещение таких, казалось бы, несовместимых свойств, как текучесть и упорядоченность, они получили назва­ние мезофаз (мезо означает промежуточный, т.е. промежуточных фаз).

Длинные полимерные молекулы могут образовывать еще один класс состоя­ний, к которым относятся, например, холодец и резина. В этих состояниях длин­ные молекулы объединяются в разветвленные цепи или сетки. В результате по­лучается своеобразное, похожее на желе тело, которое называется «чель». Состо­яния этого типа также чрезвычайно распространены в природе.

Наконец, очень коротко остановимся на в каком-то смысле экстремальных состояниях вещества.

При нагревании газа кинетическая энергия его молекул растет и может ока­заться порядка энергии ионизации атомов. Тогда при столкновении молекул друг с другом атомы могут ионизироваться, и мы получим смесь нейтральных и заря­женных (положительно и отрицательно) частиц. Очень важно, что количество положительных и отрицательных зарядов всегда одинаково, так что в целом газ электронейтрален. Это плазма, совершенно специальное и обладающее уникаль­ными свойствами состояние вещества (Е.Гордецкий. Сколько бывает состояний у вещества?

 

2. Вот сворачивает за угол торговец недвижимостью Аркаша Лернер. Видно, ему что-то понадобилось к завтраку. Какая-нибудь ди­ковинная приправа.

Лернер начинал свою карьеру режиссером белорусского телеви­дения. Его жена работала на телестудии диктором.

Лернеры жили дружно и счастливо. У них была хорошая квартира, две зарплаты, сын Мишаня и автомобиль.

Аркадия Лернера считали крепким профессионалом. Даже при­страстие к замедленным съемкам не могло испортить его телеочер­ков. Его короткометражки считались импрессионистскими.

В Америке Лернер около года пролежал на диване. При этом сле­дует отметить, что его финансовые дела шли не плохо.

Видимо, Лернер обладал каким-то специфическим даром благополучия. Вообще, я уверен, что нищета и богатство — качества прирожденные. Бедняки при любых обстоятельствах терпят убытки. А у богатых все наоборот. Они находят деньги в старых пиджаках. Выигрывают по лотерее. Получают в наследство дачи от малознакомых родственников. Видимо, Лернер родился заведомо состоятельным человеком. Так что деньги у него вскоре появились. Сначалаего укусил нью­фаундленд. Лернеру выплатили значительную компенсацию. Потом Лернера разыскал старик, который накануне империалистической войны занял у его деда три червонца. За семьдесят лет червонцы пре­вратились в несколько тысяч долларов. В результате Лернер приоб­рел квартиру. За год она втрое подорожала. (ПоС.Довлатову)

 

(3) Новая мысль. Наша корова дура. Почему она дает столько молока? У нее один сын — теленок, а она кормит весь дом. Чтобы давать столь­ко молока, она весь день ест, ест свою траву, даже смотреть жалко. Я бы не выдержал. Почему лошадь не дает столько молока? Почему кошка кормит своих котят и больше ни о ком не заботится?

Почему куры несут столько яиц? Это ужасно. Никогда они не весе­лятся, ходят, как сонные мухи, летать совсем разучились, не поют, как другие птицы. Это все из-за несчастных яиц.(Саша Черный. «Дневник Фокса Микки»).

 

(4)— О! да я вижу — вы совсем большой.
Она легонько ударила меня по пальцам.

— Держите прямо руки! — И она прилежно занялась наматыванием клубка.

Я воспользовался тем, что она не поднимала глаз, и принялся ее рассматривать, сперва украдкой, потом все смелее и смелее. Лицо ее показалось мне еще пре­лестнее, чем накануне: так все в нем было тонко, умно и мило. Она сидела спиной к окну, завешенному белой сторой; солнечный луч, пробиваясь сквозь эту стору, обволакивал мягким светом ее пушистые, золотистые волосы, ее невинную шею, покатые плечи и нежную, спокойную грудь. Я глядел на нее — и как дорога и близка стано­вилась она мне! Мне сдавалось, что и давно-то я ее знаю и ничего не знал и не жил до нее. На ней было темненькое, уже поношенное платье с передником; я, кажется, охотно поласкал бы каждую складку этого платья и этого передника. Кончики ее ботинок выгля­дывали из-под ее платья: я бы с обожанием преклонил­ся к этим ботинкам... «И вот я сижу перед ней,— подумал я, — я с ней познакомился... какое счастие, бо­же мой!» Я чуть не соскочил со стула от восторга, но только ногами немного поболтал, как ребенок, который лакомится.

Мне было хорошо, как рыбе в воде, и я бы век не ушел из этой комнаты, не покинул бы этого места.

Ее веки тихо поднялись, и опять ласково засияли передо мною ее светлые глаза — и опять она усмехну­лась.

— Как вы на меня смотрите, — медленно проговорила она и погрозила мне пальцем.

Я покраснел... «Она все понимает, она все видит, — мелькнуло у меня в голове. — И как ей всего не пони­мать и не видеть!» Вдруг что-то застучало в соседней комнате — зазвенела сабля.

— Зина!— закричала в гостиной княгиня, — Беловзоров принес тебе котенка.

— Котенка! — воскликнула Зинаида и, стремительно поднявшись со стула, бросила клубок мне на колени и выбежала вон (И.С.Тургенев. Первая любовь)

 

 

Семинар 7





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 559 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2305 - | 2154 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.