Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


÷елостность и св€зность как конструктивные признаки текста.




ѕредмет, объект, задачи лингвистики текста. “екст как коммуникативна€ единица высшего уровн€

 

1. ѕричины выделени€ Ћ“ в отдельную научную дисциплину.

2. ќпределение Ћ“.

3. ћесто Ћ“ среди других научных дисциплин, междисциплинарный характер Ћ“ (концепции “.ван ƒейка, √.ѕлетта).

4. —в€зь Ћ“ с другими науками:

а) с лексикологией и семасиологией;

б) с лингвостилистикой;

в) с синтаксисом (продемонстрировать на своих примерах).

5. ћетодологическое отличие Ћ“ от других €зыковых дисциплин.

6. ќбъект Ћ“.

7. ѕредмет Ћ“:

а) сущность коммуникативности текста;

б) двунаправленность текста;

в) направлени€ развити€ Ћ“ как науки.

8. “ипологи€ текстов:

а) аспекты рассмотрени€ текстов;

б) разграничение €зыковой и коммуникативной компетенции;

в) услови€ создани€ идеальной типологии и причины отсутстви€ до насто€щего времени такой типологии;

г) сущность функциональной, жанровой типологии текстов (продемонстрировать на своих примерах);

д) два подхода к типологии текстов (√.¬.Ќигер и ¬.Ћ.ёхт);

е) трихотомический подход к текстовой типологии (“.ван ƒейк).

9. ќпределение текста:

а) традиционна€ интерпретаци€ пон€ти€ текст;

б) лингвистическое определение текста;

в) семиотическое определение текста;

г) текст в широком и узком понимании (в концепци€х ќ.».ћоскальской, ¬.¬. асевича, ».–.√альперина, «.я.“ураевой). ѕричины существовани€ множества определений текста.

10. “екст как знакова€ сущность.

11. ќсновные свойства текста.

12. ”слови€ правильности воспри€ти€ текста. ѕон€тие пресуппозиции (продемонстрировать на собственных примерах разных жанров).

13. ќпределение текста с когнитивной точки зрени€ (текст как особый тип знани€).

14. “ипы фоновых знаний (продемонстрировать на собственных примерах).

 

 

—еминар 2

ќнтологический статус текста. ¬иды, жанры и типы текстов

1. —оотношение устной и письменной речи.

2. ѕроблема разграничени€ устных и письменных текстов.

3. —оотношение между функци€ми устной и письменной речи в трактовке ќ.Ћюдвига.

4. Ђѕромежуточныеї формы коммуникации.

5. “еори€ √. √линца о когнитивных процессах при чтении и письме.

6.  онцепци€ текста ».–.√альперина.

7. “екст как воспроизводимое высказывание в трактовке ¬.√.јдмони.

8. ѕон€тие речевого жанра. ќсновные признаки речевого жанра. ѕервичные и вторичные речевые жанры в трактовке ћ.ћ.Ѕахтина.

9. Ќаправлени€ исследовани€ речевых жанров в семитической парадигме:

а) семантическое направление;

б) синтаксическое направление (ј.Ѕ.Ѕаранов, √.».Ѕогин, ¬л.Ѕарнет, ќ.ј.Ћаптева);

в) прагматическое (концепци€ ј.  .ƒолинина, “. ¬.Ўмелевой, ј.¬ежбицкой).

10. ќсновные черты высказывани€ и речевого жанра в представлении ћ. Ќ. ожиной.

11. ќбщение и речевые жанры в представлении “. ј.Ћадыженской.

12.  лассификаци€ типов текстов √. √линца,  . √нифке-’убрига,  . √аузенбласа.

13. ‘ункционально-структурные особенности художественных текстов. –азграничение значени€ (содержани€) и смысла текста.

 

 

—еминар 3

‘ункциональный и прагматический анализ текста. “екст как законченное информационно-структурное целое.

 

1. ¬ чем суть функционального анализа текста?

2. ¬ чем различие смысла и значени€?

3.  акова специфика прагматического анализа?  ак разграничиваютс€ текст и дискурс? ѕродемонстрируйте на примерах текстов разных жанров.

4. „ем различаютс€ прагматическа€ установка автора и прагматическа€ установка текста? ѕочему разграничиваютс€ объективное и субъективное членение текста?

5. „ем обусловлена семантика и структура текста? Ќазовите единицы текста на семантико-структурном и композиционном уровн€х.

6. ѕодберите образцы текстов разных стилей. ќпределите форму текста, жанр текста, стилевую доминанту, стилистические характеристики текста.

7. Ќазовите невербальные средства передачи информации в тексте.  акими способами осуществл€етс€ вербализаци€ Ђнемыхї €зыков?

 

 

—еминар 4

≈диницы текста

1. „ем различаютс€ высказывание и предложение? Ќазовите типы предложений в выбранном фрагменте текста. ќпределите структуру высказывани€ в выбранном фрагменте.

2. Ќазовите типы высказываний. ѕриведите собственные примеры.

3. 10.„то такое диктум и модус?

4. ќхарактеризуйте—‘≈ как единицу текста.

5. Ќазовите модели тема-рематических последовательностей.

6.  акова роль пор€дка слов в предложении?

7. „то такое актуальное членение? ¬ чем его отличие от грамматического предложени€?

8.  акова функци€ фразы-зачина в структуре межфразового единства?

9. „то такое скачок в последовательности?

 

 

јнализ текста

I. ѕрочитайте текст и определите:

1) стилевую принадлежность текста,

2) стилистические характеристики (на основе функционального анализа единиц разных уровней);

3) форму речепроизводства,

4) жанр текста;

5) тип текста (по классификации √.».Ѕогина)

а) по субъекту речи (авторство анонимное, безразличное, коллективное, персональное);

б) по объекту (индивидуально-ориентированный, массово-ориентированный, неопределенно-ориентированный, двусторонне ориентированный);

в) по времени (дл€ немедленного чтени€, дл€ немедленного чтени€ с сохранением, дл€ печатного воспроизведени€ без сохранени€, дл€ печатного воспроизведени€ с сохранением);

г) по речи внутритекстового автора (выбор субъ€зыка, социального диалекта, меры информативности и т. д.).

II. ќхарактеризуйте речевой жанр, выраженный в форме диалога героев в трех аспектах (по ј.  .ƒолинину):

1) в когнитивно-конструктивном аспекте;

2) в социально-психологическом аспекте;

3) в социокультурном аспекте.

III. ќпределите, вторичный или первичный текст.

IV. ќхарактеризуйте прагматическую установку автора.

V. ќпределите типы высказываний в тексте.

 

“екст дл€ анализа

 

... ѕришлось сообщить ему о том, что Ёдик собиралс€ о чем-то предупредить јлицию, но ему помешали это сделать. √осподин ћульдгорд слушал внимательно и кивал с таким видом, как будто ему было все пон€тно. “ем неожиданнее прозвучали его слова:

- јз ништо не разуметь. ћертвый он отверз уста сво€?

- Ќе отверз.

- ѕошто?

- ѕотому что был пь€н, и € не возжелала его выслушать, - отвечала јлици€, искренне сожале€, что так поступила.

- “ако же вторые останки? Ќе отверз уста?

- Ќет, - на сей раз ответила Ёльжбета.

- ѕошто?

- ѕотому что никто не спрашивал.

- ѕани не вопросила?

- Ќет, € не спрашивала его.

- јз ништо не разуметь, - повторил полицейский и оп€ть глубоко задумалс€.

ЕЌарушил его задумчивость телефонный звонок. «вонили из полицейской лаборатории. Ѕыстро работают, ничего не скажешь!

- » стало так! Ц торжественно возгласил господин ћульдгорд, положив трубку. Ц —веточ истины утвердил наши ча€ни€, ибо €д был еси во граде винном. »нъекци€, тонки иглиште. ћала€ толика лежаху на ложе подле десница особа нежива€. » там бысть €д. ќсоба нежива€ вкусиху два града винных, четыре овощ на блюда суть исполнен €д. ¬купе Ц шесть овощ, поелику на сам верх возлежаху особо. ƒругой овощ не исполнен.

- –ади Ѕога, объ€сните, что он такое говорит, - попросила побледневша€ «ос€.

- „то кто-то с помощью шприца впрыснул €д в виноградины, которые в количестве шести штук лежали небольшой кисточкой наверху, отдельные от большой грозди, помнишь? Ц перевела €, тоже немало потр€сенна€ (».’мелевска€. Ђ¬се красноеї, ћ., 2000).

 

—еминар 4

÷елостность и св€зность как конструктивные признаки текста.

 

I. ÷елостность и св€зность как конструктивные признаки текста.

1. „то такое локальна€ и глобальна€ св€зность? „то служит показател€ми этих видов св€зности?

2. „ем обусловлено разграничение левосторонней и правосторонней св€зи? ѕриведите примеры.

3. „то такое анафора и катафора?

4. ¬ чем заключаетс€ целостность текста?

5. ¬ чем про€вл€етс€ единство темы в межфразовом единстве?

6. „то такое ключевые слова?  акую функцию они выполн€ют в тексте?

7.  акова функци€ авторской модальности (Ђобраза автораї) в тексте?

8. ¬ чем суть Ђабсурдностиї с точки зрени€ свойств текста?

9. ќхарактеризуйте цепочки номинативов-именований как литературный прием.

 

—еминар 5

ѕовторна€ номинаци€

1. ¬ чем состоит сущность повторной номинации?

2.  акие функции выполн€ют средства повторной номинации в тексте?

3. „ем обусловлены ограничени€ в подборе замен?

4. ќхарактеризуйте местоименные слова как средство повторной номинации.

5. „ем отличаетс€ художественный текст от нехудожественного в отношении средств повторной номинации?

6. Ќа какие две группы дел€т средства повторной номинации? „ем обусловлен выбор?

 

—еминар 6





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2017-03-11; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 443 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

1396 - | 1166 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.