LU-метод основан на том, что если главные миноры матрицы А отличны от нуля, тогда матрицу А можно представить, причем единственным образом, в виде произведения
А=LU,
где L–нижняя треугольная матрица с ненулевыми диагональными элементами и U–верхняя треугольная матрица с единичной диагональю.
Рассмотрим СЛАУ Ax=f.
A=LU
где
или
,
Окончательно запишем
Полагая получим следующие рекуррентные формулы для вычисления элементов матрицы L и U
(11)
Если найдены матрицы L и U, то решение исходной системы A=LU сводится к последовательному решению двух систем уравнений с треугольными матрицами
LU – метод позволяет вычислить определитель матрицы А
.
В среде MathLab разложение матрицы А на треугольные матрицы L и U осуществляется с помощью команды
[L,U,P]=lu(A),
которая кроме нижней треугольной матрицы L и верхней треугольной матрицы U порождает и матрицу перестановок Р.
Метод простой итерации решения систем линейных алгебраических уравнений
Исходную систему (1) преобразуем к виду:
(12)
где , i=1,2,...,n; , aii¹0.
Перепишем систему (12) в виде одного матричного уравнения:
(13)
Первая сумма равна нулю, если верхний предел суммирования меньше нижнего.
Так (12) при i=1 имеет вид
Итерационный процесс (12) начинается с начальных значений , которые в общем случае задаются произвольно, но предпочтительнее, если за взять свободные члены исходной системы, т.е . Подставляя начальные значения в правую часть выражения (12) и вычисляя полученное выражение находим первое приближение:
.
Подставляя приближение в правую часть системы (12) получим:
.
Продолжая этот процесс получим последовательность , , ,…, ,… приближений вычисляемых по формуле:
, где ` (14)
В развернутой форме записи формула (14) выглядит так:
Условие окончания счета:
,
где i= .
Теорема
Если какая-либо норма матрицы меньше единицы: , то уравнение (13) имеет единственное решение ξ, к которому стремится последовательность итераций (14) при любом выборе начального приближения .
Число итераций для достижения заданной точности ε определяется из неравенства:
. (15)
Неравенство (15) обычно дает завышенную оценку числа итераций k.
Условие, позволяющее принять приближение в качестве решения с точностью ε, представляется в следующей форме:
. (16)
Метод вращения
Метод вращения, как и метод Гаусса состоит из прямого и обратного ходов.
Прямой ход метода. Исключаем неизвестное из всех уравнений, кроме первого. Для исключения из 2-го уравнения вычисляют числа
, ,
где a и b такие, что , .
Первое уравнение системы заменяем линейной комбинацией первого и второго уравнений с коэффициентами и ,а второе уравнение такой же комбинацией с и - . В результате получим систему
. (17)
Здесь
где j= .
Преобразование системы (1) к системе (17) эквивалентно умножению матрицы A и вектора B слева на матрицу С12 вида
.
Аналогично для исключения из третьего уравнения вычисляем числа
и ,
такие, что .
Затем первое уравнение системы (17) заменяем линейной комбинацией первого и третьего уравнений с коэффициентами , , а третье уравнение системы (17) тоже заменяем линейной комбинацией с ,– . Это преобразование эквивалентно умножению слева на матрицу
.
Исключая неизвестное х1 из всех последующих уравнений получим систему
А(1) х =В,
где матрица A(1)=C1m…C13C12A,, а вектор правых частей .
Здесь и далее через Сkj обозначена матрица элементарного преобразования, отличающаяся от единичной матрицы Е только четырьмя элементами. Действие матрицы Сkj на вектор x эквивалентно повороту вектора x вокруг оси перпендикулярной плоскости на угол такой, что
, .
Операцию умножения на матрицу Сkj называют плоским вращением или преобразованием Гивенса.
Первый этап состоит из m-1 шагов, в результате чего получается система
(18)
В матричной форме А(1) х =В(1).
На втором этапе, состоящем из m-2 шагов, из уравнений системы (2.7) с номерами 3,4,…,m исключают неизвестное х2. B результате получим систему
В матричной форме получаем , где , .
После завершения (m-1)-го шага придем к системе с верхней треугольной матрицей вида
,
где .
Обратный ход метода вращения проводится точно также как и для метода Гаусса.
Метод отражения
Метод отражения основан на преобразованиях Хаусхолдера. Алгоритм Хаусхолдера приводит n´n симметричную матрицу к трехдиагональной форме, за n–2 ортогональных преобразований. Каждое преобразование обнуляет необходимые части выбранного столбца и соответствующей строки. В этом методе QR -разложение матрицы A системы уравнений Ax = b
производится при помощи матриц отражения, которые имеют вид
U = E − 2 wwT.
Здесь E – единичная матрица; w – n -мерный вектор единичной длины,
(w, w) = 1, а wwT – квадратная симметричная матрица:
.
Следовательно, и матрица отражения U является симметричной, U = UT. Более того, матрица U ортогональна, то есть UT = U −1, действительно:
UUT = (E − 2 wwT)(E − 2 wwT) T = E − 2 wwT − 2 wwT + 4 wwT wwT = E,
поскольку wTw = (w, w) = 1.
Так как U симметрична и ортогональна, U 2 = UUT = E, собственные числа матрицы U удовлетворяют условию , то есть , причем отрицательному собственному значению λ = −1 соответствует собственный вектор w:
Uw = λ w = Ew − 2 wwT w = w − 2 w = − w = (−1) w → λ = −1.
Положительному собственному значению λ = 1 соответствуют все векторы, ортогональные вектору w. Если произвольный вектор v ортогонален вектору w, то есть (v, w) = 0, то
Uv = Ev − 2 wwT v = v − 2 w (w, v) = v.
Рассмотрим действие матрицы U на произвольный вектор y, который представим в виде суммы двух ортогональных компонент: y = z + v. Компонента z направлена вдоль вектора w и является проекцией y на w:
z = dw, d = (y, w), а компонента v ортогональна этому вектору: (v, w) = 0, и равна v = y −(y, w) w. Тогда
Uy = U (z + v) = E (z + v) − 2 wwT (z + v) = z + v − 2 wwT z − 2 wwTv =
= z + v − 2 wwTdw = z + v − 2 z = − z + v.
Таким образом, вектор Uy является зеркальным отражением вектора y относительно плоскости, ортогональной вектору w. Используя это свойство матрицы отражения, можно подобрать вектор w таким, чтобы исходный вектор y ≠ 0 в результате отражения Uy получил направление некоторого заданного единичного вектора e. В результате отражения получается вектор
Uy =α e или Uy = −α e, α = (y, y), (19)
поскольку при ортогональных преобразованиях длины векторов сохраняются (U – ортогональная матрица). Направление, перпендикулярное к плоскости отражения, будет определяться вектором (y −αe) или вектором (y +αe).
Таким образом, векторы
или , (20)
где , , являются требуемыми компонентами матрицы отражения. Если векторы y и e параллельны, то отражения делать не надо (при этом или будут равны нулю).
Покажем, что произвольную квадратную матрицу можно представить в виде произведения ортогональной и правой (верхней) треугольной матриц.
Пусть A – квадратная матрица порядка n.
Приведем ее к правой треугольной форме путем последовательного умножения слева на ортогональные матрицы отражения. На первом шаге приведения в качестве вектора y рассмотрим первый столбец матрицы A:
.
Если (i= 2,3,…,n), следует перейти к следующему шагу приведения, положив A (1) = A; U = E 1 и обозначив . В противном случае умножим матрицу A слева на матрицу отражения U1=En−2w1w1T, где w1 подбирается таким образом, чтобы вектор U1y1 стал параллелен вектору e1= [1, 0, 0,, 0] T, то есть в соответствии с формулами (19), (20). Здесь En – единичная матрица порядка n, а e 1, y1 – n –мерные векторы. В результате такого преобразования в первом столбце матрицы A (1) все элементы, кроме первого, станут равными нулю.
На втором шаге приведения преобразуемым вектором является второй
столбец матрицы A(1) без первого члена
.
Преобразование отражения выполняется умножением матрицу A (1) слева на матрицу
,
где Sn-1=En-1-2wn-1wn-1T – (n −1) -мерный вектор, вычисляющийся по формулам (19), (20). Тем самым обнуляются элементы второго столбца, расположенные ниже главной диагонали матрицы A(2) =U2 A(1).
Последующие шаги процесса приведения матрицы A проводятся аналогично. После выполнения k -го шага получается матрица A ( k ), все элементы которой, находящиеся ниже главной диагонали вплоть до k -го столбца матрицы, равны нулю: при i>j, j=1,2,…,k.
Для выполнения (k +1) -го шага приведения преобразуем вектор
.
Если компоненты вектора для (для i =(k+ 2), (k +3),…, n), получаем A (k +1) = A (k); Uk+1 = En и переходим к следующему шагу. В противном случае строим матрицу отражения
Sk+1=En-k-2wk+1wk+1T
(вектор wk+1 и матрица Sk+1 порядка (n − k)) для преобразования вектора yk+1 в вектор, параллельный вектору ek+1= [1, 0, 0,, 0] T (длины (n − k)), и переходим от матрицы A (k) к матрице A (k +1):
A(k+1) = Uk+1A(k), где
Процесс этот всегда осуществим, и после (n −1) -го шага приходим к матрице
,
имеющей правую треугольную форму. Обозначив через U произведение матриц вращения , это выражение можно записать в виде A (n −1)= UA, или A = QR, где Q = UT – ортогональная матрица, а R = A (n −1) – правая треугольная матрица.
Решение системы Ax = b посредством метода отражения выполняется следующим образом. Умножив систему слева на последовательность матриц
отражения, сводим ее к виду с верхней треугольной матрицей
UAx = Ub Þ Rx = Ub, или A (n −1) x = Ub.
Если все диагональные элементы матрицы A(n−1) отличны от нуля, то неизвестные xi для i = n, (n −1),…,1 находятся, как и в методе Гаусса, обычным обратным ходом. Если же хотя бы один из диагональных элементов
матрицы равен нулю, то система A (n −1) x = Ub вырождена, и в силу эквивалентности вырождена и исходная система.
Этот метод в настоящее время считается одним из наиболее устойчи-
вых к вычислительной погрешности, но более трудоемок в сравнении с методом Гаусса. Для получения QR -разложения квадратной матрицы A порядка n общего вида требуется около (4 / 3) n 3 арифметических операций.
Метод квадратного корня
Метод квадратного корня по своему идейному содержанию близок к LU-методу. Основное отличие в том, что он дает упрощение для симметричных матриц.ID_1
Этот метод основан на разложении матрицы А в произведение
где S–верхняя треугольная матрица с положительными элементами на главной
(22)
Из условия (2) получаются уравнения
Так как матрица А симметричная, не ограничивая общности, можно считать, что в системе (23) выполняется неравенство i≤j. Тогда (23) можно переписать в виде
В частности, при i=j получится
(24)
Далее, при i<j получим
По формулам (24) и (25) находятся рекуррентно все ненулевые элементы матрицы S.
Обратный ход метода квадратного корня состоит в последовательном решении двух систем уравнений с треугольными матрицами.
Решения этих систем находятся по рекуррентным формулам
Всего метод квадратного корня при факторизации A=STS требует примерно операций умножения и деления и m операций извлечения квадратного корня.