Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Лекция 12. Жизнь и творчество Абая

Международная Образовательная Корпорация

HAND-OUTS

История казахской литературы

Кредита

ФОГН Ж(11,12)2,3 ВС*

Лекция 11. Казахские просветители 19 века: Ч. Валиханов, И. Алтынсарин, А. Кунанбаев. Творчество Шангерея Бокеева.

Лекция 12. Жизнь и творчество Абая

Цель лекции:

ü Определение роли и значения творчества казахских просветителей

ü Выявление специфических особенностей жанра «Слов назидания».

ü Выявить традиции и новаторство в творчестве Абая Кунанбаева.

Вопросы к теме:

1. Литература II пол. 19 в. Общая характеристика.

2. Творчество Чокана Валиханова.

3. Творчество Ибрая Алтынсарина.

4. Творчество Абая Кунанбаева.

5. Философская, пейзажная, любовная лирика Абая.

6. Восточные мотивы в поэмах Абая.

7. Особенности жанра, стиля, проблематика «Слов назидания».

Тезисы: Во II пол. 19 в. возникло казахское просветительство. Ученый, этнограф Чокан Валиханов (1835-65), педагог Ибрай Алтынсарин (1841-89), поэт Абай Кунанбаев (1845-1904) звали народ идти по пути передовой рус. демократич. культуры. Алтынсарин разработал на основе рус. графики казах. алфавит, создал знаменитую «Киргизскую хрестоматию» (1879, Оренбург) для школьного чтения, включив в нее свои переводы басен И. А. Крылова, К. Д. Ушинского, оригинальные стихи и рассказы о пользе труда и знаний. Он первым перевел рассказы Л. Н. Толстого на казахский яз. Алтынсарин явился одним из зачинателей казах. худож. прозы. Важным для понимания демократических и гуманистических взглядов Алтынсарина является рассказ «Кипчак Сейткул». В рассказах «Юрта и деревянный дом», «Невежество», «Вред лжи» и других ставятся важные проблемы общественной жизни: социальное неравенство, преимущество оседлого образа жизни, вред невежества, польза знаний и науки. Валиханову принадлежат выдающиеся труды по географии, истории, этнографии, экономике, социологии Казахстана, он сделал записи казахского фольклора. Важным результатом его поездки на Иссык-Куль в 1856 году стало открытие величайшего памятника кыргызского устного творчества - эпоса «Манас». Он явился первым исследователем, который записал и перевёл на русский язык отдельные главы эпоса. Именно ему принадлежит определение, данное им «Манасу», как «степной «Илиады». В результате этих поездок им были написаны «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Записки о кыргызах», «Очерки Джунгарии», «Западный край Китайской Империи и город Кульджа». Ведущим жанром в публицистике Валиханова становится путевой очерк. Пребывание в Петербурге духовно обогатило Валиханова и укрепило его демократические взгляды. Он окунулся в гущу общественной жизни: работа в Азиатском департаменте и Географическом обществе, участие в издании энциклопедии (где впервые была опубликована его известная статья «Аблай»), чтение лекций по истории Востока в РГО. В Петербурге Валиханов вновь встретился с Ф. М. Достоевским. Среди его друзей были поэты А. Н. Майков и Я. П. Полонский, В. С. и Н. С. Курочкины, состоявшие членами общества «Земля и воля». Разночинная литературная среда расширяла кругозор казахского ученого, помогала ему лучше разобраться в событиях общественной жизни России. Основные мысли изложены им в ряде работ: „О мусульманствах в степи“, „О кочевниках киргизах“, „Записка о судебной реформе“ и др. Валиханов подходил к освещению действительности с точки зрения общенациональных интересов. Подход к родному народу как к целостному национальному единству отражается в его формулировке: «... Интересы целой нации по строгой справедливости должны предпочитаться выгодам отдельного сословия». Академик Н.И. Веселовский писал о нём: „Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения потомок киргизских ханов и в то же время офицер русской армии Чокан Чингисович Валиханов».

Тезисы: Поэзия Абая, его философско-публицистич. назидания «Гаклия» - это широкая картина жизни казах. общества. Абай создал новые формы и жанры поэзии (шестистишия, восьмистишия). Его творчество, оказавшее влияние на развитие нац. самосознания народа, питали три источника: нар. поэзия, вост. классич. литература, рус. литературара. Впервые стихи Абая были напечатаны в «Дала уалаятының газеті в 1889 г.; в 1909 г. в СПб. был издан сб. его стихов. Абай переводил на казах. яз. соч. Пушкина, Лермонтова, Крылова, Бунина, а также Гете, Гейне. К лирич. стихам он сам создавал музыку. Особенно популярны переводы Абая из «Евгения Онегина». Дастанам Абай придал новую форму. Поэмы «Масгут», «Азим» - притягательные истории написаны в духе восточных легенд с элементами волшебства. Сюжет поэмы Абая «Искандер» встречается в творениях Фирдоуси, Низами, Навои. У каждого из этих великих поэтов своя интерпретация этой личности. Особое место в творчестве Абая занимает «Гаклий» - «Қара сөз» («Слова назидания», «Книга слов»). Под этим наименованием объединены 45 "Слов" - небольших законченных фрагментов в художественно обработанной прозаической форме. Это и непосредственное обращение к читателю, откровенный разговор - собеседование. Термин «кара сөз» - это обозначение прозы в отличие от рифмованного текста. «Кара сөз» по жанру близки к европейским жанрам философского эссе – «максимы», «беседы», «рефлексии» (Монтень, Паскаль, Ларошфуко). Абай - основоположник жанра эссе в казахской литературе, эссеистской прозы, философско-дидактической прозы, с характерными для нее моментами осмысления бытия, места человека в нем, с ориентацией на внимательного читателя-собеседника, равного автору-творцу. Элементы жанра эссе можно найти в устной литературной традиции, в жанрах нақыл сөз, өсиет сөз, билік сөз, с характерной для них притчевостью, дидактизмом, философичностью. «Слова» имеют четкую композицию: автор дает посыл-идею, затем приводит примеры-инварианты этой идеи непосредственно из жизни, опыта, иногда с подробными деталями; далее идет нравственное рассуждение, заканчивающееся обобщениями, придающими «Слову» завершенность. Каждое «Слово» можно озаглавить тематически (Абаем они даются в нумерованном списке): «Слово первое» - к примеру, можно озаглавить «О причинах, заставивших меня писать»; «Слово второе» - «О некоторых особенностях народов глазами казахов» и т.д., где «О том…» – это своеобразная формула жанра эссе. Герольд Бельгер: «По сути дела, «Слова» Абая - не назидания, а размышления, суждения, то, что ныне обозначают словом эссе - своеобразное изложение сокровенных исповедальных мыслей, дум». «Гаклия» – это собрание размышлений мыслителя, это философско-моралистическое, дидактическое эссе на различные темы, начиная от анализа ментальных особенностей казахов до широких обобщений исторического, юридического, политического, духовно-религиозного характера.

СРС:

Идейно-тематическое содержание рассказов И.Алтынсарина

СРСП:

Классический период тюркской литературы

Glossary:

Life and activity Өмірі мен жұмысы Жизнь и деятельность
position тұрғысы позиция
industry қоғамдық промышленность
country мемлекет страна

Список литературы.

Основная литература:

Каз.литература Жаксыбаев.К 2005.А.Жеты жаргы-150

Каз.литература. Хрестоматия. Адибаев Х. 2004.А.Жеты жаргы-150-400с

Каз.литература.. Адибаев Х. 2004.А.Жеты жаргы-150-400с

Казак адибиети. Адибаев.Х.А.Мектеп.2003-390

Дополнительная литература:

Ежелгi дэуiр эдебиетi: хрестоматия.-А.: Ана тiлi, 2003.-280 б.

Кенжебаев Б. ХХ гасыр бысындагы эдебиет.-А.: Бiлiм, 2001.-248 б.

Тiлеужанов М. Ел эдебиетi.-А.: Ана тiлi, 2001.-176 б.

Радлов В.Алтын сандык.-А.: Ана тили, 2001

Казактын батырлык эпосы.-А.: Рауан, 2002

Кобыланды батыр: батырлар жыры. Прилож.к звук.альбому.-А.:Ак ниет,2001

Дастандар. Т.1.-А.: Жазушы, 2000

Нүрғали А.Қазақ iлкi тектерiнiң дәстүрлi мәдениетi. А.: Атамұра.- 168 б.2001

Казак жумбактары.-А.: Ана тили, 2005

Казак макал-мэтелдери/ Жин.О.Турманжанов.-А.: Ана тили, 2007

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Лекция№9. Термическое действие токов в схемах энергоустановок.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 844 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2245 - | 2190 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.