Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 27 страница




Темный воздух осыпает звезды, С оловьи поют, моторам вторя,

1 Там же.


И в киоске над зеленым морем Полыхает газ туберкулезный.

И весна, бездонно розовея,

Улыбаясь, отступая в твердь, Раскрывает темно-синий веер

С надписью отчетливою: смерть.

Вероятно, Поплавский знал статью А. Блока «0 современ­ ном состоянии русского символизма», в которой Блок опи­ сывает духовное состояние, при котором происходит подме­ на чистых символов символами-подобиями. В какой-то сте­ пени похожее состояние замены жизни смертью, скрупулез­ ный и точный анализ этого состояния передан и в стихотво­ рении Поплавского «Лунный дирижабль». Название указы­ вает на призрачность, инобытие, ночную сновидность, невоз­ можную и обязательно убывающую при восходе солнца.

Строит ангел дворец на луне, Дирижабль отходит во сне.

Запевают кресты винтов, Опадают листы цветов.

 
 

Напевают цветы в саду.

Оживают статуи душ. И, как бабочки из огня, Достигают слова меня.

Для поэзии Поплавского свойственны полуrона, смешан­ ные полукраски начинающегося рассвета или иного погра­ ничного времени, мир рассечен зеркальными отражениями - в «Морелла 11»:

Где Ты, светлая, где? О, в каком снеговом одеянье Нас застанет с Тобой Воскресения мертвых труба?

На дворе Рождество. Спит усталая жизнь над rаданьем,

И из зеркала в мир чернокрылая сходит судьба.

Религиозные мотивы и образы даны в глубоко личной мо­ тивации, чаще всего они просвечивают возможной надеждой сквозь извечный кошмар реальности:


Пылал закат над сумасшедшим домом, Там на деревьях спали души нищих, За солнцем ночи, тлением влекомы, Мы шли вослед, ища свое жилище.

Была судьба, как белый дом отвесный, Вся заперта, и стража у дверей,

Где страшным голосом на ветке лист древесный

Кричал о близкой гибели своей.

Поплавский умеет с фетовской силой передать живопис­ ность снежного леса, не утратив философской глубины свое­ го поэтического мышления. В стихотворении «За рекою огонь полыхает» (1 931) в классической манере соединяются мгно­ венное и вечное:

И опять за широкой рекою Будут звезды гореть на весу, Точно ветка, что тронул рукою Запоздалый прохожий в лесу:

И с нее облетело сиянье.

Все спокойно, и тьма холодна. Ветка смотрится в ночь мирозданья, В мировое молчанье без дна.

В его поэзии часто встречается образ парохода, мотив пла­ вания, восходящий к поэзии Рембо, становится символом са­ мой жизни, ее текучести и непредсказуемости: «грань воз­ душных и водньfх миров, / И один превратился в другой». Поэт- и свидетель, и участник этих метаморфоз, иногда ска­ зочно красивых, но чаще чарующе трагичных, заворажива­ ющих гибелью И риском.

Многослойность смыслов, символическая и метафизичес­ кая глубина образов, их ассоциативные связи, сквозные об­ разыи мотивы, цепочки взаимоисключающих понятий, прин­ ципы контраста и суггестивности, драматизм стихотворных сюжетов - основные черты поэтики Поплавского, соединив­ шего художественный эксперимент и достижения символи­ стской и постсимволистской русской и западноевропейской

 
 


поэзии в своем творчестве. «На русском Монпарнасе, - счи­ тает А. Чагин, - он был страдающим нищим Орфеем, чьи пес­ ни завораживали многих, заставляли спускаться вслед за ним в ад разрушающейся человеческой души, рассказывая об одино­ честве и беззащитности человека на земле, о наступлении сил зла, о мучительных поисках Бога. Словом, обо всем том, чем жили тогда и многие его поэтические собратья и сверстники, но что наиболее обнаженно и ярко проявилось в его поэзии (и во всем, что им написано), в судьбе, в самой его безвременной гибели. Иесли бы понадобилоськогда-нибудь найти о�раз, который пол­ нее всего воплотил бы в себе духовную высоту и трагедию мо­ лодого поколения первой волныэмиграции, то, несомненно, это был бы «омьrrый слезами» образ Бориса Поплавского» 1•

Сочинения

» Поплавски й Б. Неизданное. Дневники. Статьи. Стихи. Письма.

м., 1996.

» Поплавский Б. Аполлон Безобразов. М., 2000.

» Поплавский Б. Дальняя скрипка: Стихи // Октябрь. No 9. С. 153- 162.

» Поплавский Б. «Рождество расцветает» // Москва. 1990.No 7.

с. 1 64- 1 66.

» Поплавский Б. Автоматические стихи. М., 1 999.

); Антология поэзии русского зарубежья. 1 920-1 940: В 4 т. Т. 3.

м., 1994.

 

Литература

Аgаftович Г. Трое (Поплавский, Штейгер, Фельзен) // Адамович Г. Одиночество и свобода. М., 1 996. С. 97- 105.

Хоgасевич Вл. О смерти Поплавского // Ходасевич Вл. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 2. М., 1 996. С. 362-366.

Чагин АРасколотаялира.С. 133-195.

Васильев И. Борис Поплавский // Октябрь. 1 989.No 9.С.1 53-1 56.

Михайлов О. Поэт «потерянного поколения» // Волга. 1989. No 7.

с. 71 -73.

 
 

1 Чагин А Расколотая лира. С. 195.


 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Поэзия Серебряного века является неисчерпаемым источ­ ником новых филологических, философских, культурологи­ ческих и искусствоведческих идей. С точки зрения типоло­ гии культуры эта эпоха завершила многовековой путь русской литературы, использовав практически все накопленные ею ресурсы: символ, открытый древнерусской литературой, ме­ тафору и аллегорию, разрабатывавшуюся в эпоху Просвеще­ ния, психологизм и философичность, свойственные русской классике. Символизм подключил к собственно отечествен­ ным культурным фондам практически всю мировую культу­ ру. Эту линию продолжили акмеисты, сделав акцент на нрав­ ственной стороне искусства. Русский авангард, сосредоточив внимание на слове и звуке, уйдя от символа и пафоса нравоу­ чительно-назидательного содержания, укрупнил языковые и формальные проблемы искусства, дал толчок к исследованию

«механизма» творчества. Все течения, направления, группы и объединения Серебряного века так или иначе отвечали той или иной исторической актуальности, которой были рожде­

ны и ы. Многообразие талантов, разновектор­ ность художественных поисков и открытий, углублеliие ав­

торов в философские, психологические, мифологические и языковые проблемы делают эпоху Серебряного века чрезвы­ чайно притягательной. В то же время большинство художни­ ков-символистов не только в творчестве, но и личной судьбе, дерзновенно подойдя к какому-то опасному краю познания, стремились предупредить о необходимости соблюдения ка­ нонов и традиций. Авангардисты, претерпев бурный всплеск экстенсивного расширения возможностей творчества за счет

«взлома» материала искусства - языка, в большинстве сво­ ем шли от зауми к кларизму, или ясности выражения.


Заключение

рией и будущим при помощи абсолютного владения словом­

логосом. Серебряный век был эпохой мифотворчества и уто­ пий различного толка, которые дали импульс к антиутопиям в искусстве, а подчас и в самой жизни. Концом XIX - нача­ лом ХХ в. Серебряный век, как это принято было считать ра­ нее, не ограничивается, его неклассические традиции разви­ вались в ситуации русского зарубежья. Писатели и поэты вто­ рой половины и конца ХХ в. продолжали тя;отеть к вершин­ ным завоеваниям Серебряного века, богатое наследие кото­ рого является уникальным вкладом русской культуры в ми­ ровую.


 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 260 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2245 - | 2190 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.