Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Оператор присваивания. Арифметические операции и стандартные функции




Оператор присваивания - один из самых простых и наиболее часто используемых операторов в любом языке программирования, в том числе и в Pascal. Он предназначен для вычисления нового значения некоторой переменной, а также для определения значения, возвращаемого функцией. В общем виде оператор присваивания можно записать так: переменная:= выражение;

Оператор выполняется следующим образом. Вычисляется значение выражения в правой части присваивания. После этого переменная, указанная в левой части, получает вычисленное значение. При этом тип выражения должен быть совместим по присваиванию с типом переменной. Тип выражения определяется типом операндов, входящих в него, и зависит от операций, выполняемых над ними.

Для операций сложения, вычитания, умножения и деления тип результата в зависимости от типа операнда будет таким:

Операнд 1 Операнд 2 Результат сложения, вычитания, умножения Результат деления
Integer Integer Integer Real
Integer Real Real Real
Real Integer Real Real
Real Real Real Real

В Pascal существуют арифметические операции: +(сложение), -(вычитание), *(умножение), /(деление), DIV (целочисленное деление), MOD (остаток от деления).

Пример: X:= (Y + Z) / (2 + Z * 10) - 1/3;

Пример. При выполнении целочисленного деления (операция DIV) остаток от деления отбрасывается: 15 div 3 = 5; 18 div 5 = 3; 7 div 10 = 0.

Пример. С помощью операции MOD можно найти остаток от деления одного целого числа на другое: 15 mod 3 = 0;18 mod 5 = 3; 7 mod 10 = 7.

Пример. Программа с использованием операций с целочисленными переменными.

Program summa;

Var a,b,s,с,р: integer; {раздел описания переменных}

Begin {начало тела программы}

a:=12; {команда присваивания записывает в переменную a число 12}

b:=5; {команда присваивания записывает в переменную b число 5}

{переменные A и B являются исходными данными}

s:=a+b; {команда присваивания вычисляет сумму значений переменных a и b и записывает результат в переменную s}

Writeln('a + b=',s) {вывод значения переменной s на экран - вывод результата}

c:=a div b; {деление нацело (вычисление целой части от деления а на b)}

writeln('a div b=',c); {вывод на экран частного от деления нацело а на b}

р:=a mod b; {вычисление остатка от деления а на b}

Writeln ('a mod b=',р); {вывод на экран остатка от деления а на b}

End. {конец программы}

После выполнения программы в окне вывода результата появится:

a + b=17

a div b=2

a mod b=2

Логический операнд - это конструкция, которая задает правило для вычисления одного из двух возможных значений: True или False. Чаще всего логические выражения используют в операторах присваивания или для записи условия, чтобы на некоторый вопрос получить ответ “ДА” или “НЕТ”. Составными частями логических выражений могут быть: логические значения (True, False); логические переменные; отношения, операции: Not(НЕ), And(И), Or(ИЛИ), Xor(исключающее ИЛИ).

Пример. 1) Y:=True; 2) LogPer:=A > B; 3) Log1:=(A = B) And (C <= D).


 

Арифметические выражения - это конструкции результатом, которых является число. В состав арифметического выражения на языке Паскаль могут входить:

 числовые константы;

 имена переменных;

 знаки математических операций;

 математические функции и функции, возвращающие число;

 открывающиеся и закрывающиеся круглые скобки.

При составлении выражений могут быть использованы следующие арифметические функции:

Имя функции Математическое значение Тип результата
abs (a) |a|- модуль числа Совпадает с типом аргумента
sqr (a) a2 возведение в квадрат Совпадает с типом аргумента
sqrt (a) -квадратный корень Вещественное
sin (a) sin a - синус x радиан Вещественное
cos (a) cos a - косинус x радиан Вещественное
arctan (a) arctg a - арктангенс числа x Вещественное
ln (a) ln a- натуральный логарифм x Вещественное
exp (a) ea значение e в степени x Вещественное
trunc(x) [ x ] - целая часть числа x Целое
frac(x) { x } - дробная часть числа х Вещественное
Pi  - число Вещественное
Round (x) Округление до ближайшего целого Целое
Int (x) [x] целая часть числа Вещественное

Порядок действий при вычислении значения выражения:

1) вычисляются значения в скобках;

2) вычисляются значения функций;

3) выполняется операции смена знака, возведение в степень;

4) выполняются операции умножения и деления (в том числе целочисленного деления и нахождения остатка от деления);

5) выполняются операции сложения и вычитания.

Пример. Программа с использованием стандартных арифметических функций.

Program fun;

Var a, c:integer; {раздел описания переменных целого типа}

b,:real; {раздел описания переменных вещественного типа}

Begin {начало тела программы}

a:=16; {исходные данные}

b:= sqrt (a); {функция sqrt извлекает квадратный корень из числа a и присваивает его значение переменной b - тип результата вещественный}

writeln('b=’,b);{вывод на экран значения переменной b}

c:=sqr (а); {функция sqr возводит в квадрат значение переменной а и присваивает его переменной c - тип результата целый}

writeln(‘c=’,c); {вывод на экран монитора значения переменной c}

Еnd.

! Аргументы функции всегда пишутся в скобках, операцию умножения опускать нельзя.

! Нельзя писать выражения в виде обыкновенных дробей.

Примеры записи математических выражений:

Математическая запись Запись на Pascal
1. x2 - 7,2x + 6 Sqr(x) - 7.2 * x + 6
2. (Abs(x) - Abs(y)) / (1 + Abs(x * y))





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1361 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2151 - | 2107 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.