Алфавит языка программирования Pascal включает:
Латинские буквы: A a B b… Z z
Цифры: 0 1 2..9
Знаки математических операций: +(сложение) -(вычитание) *(умножение) /(деление)
Знаки математических отношений: < > = <=(знак меньше или равно) >=(больше или равно) <>(не равно)
Специальные знаки: [ ]., ():; ^ { } $ # @
Для программной обработки данные представляются в виде величин и их совокупностей. С понятием величины связаны следующие характеристики (атрибуты):
имя (идентификатор) - это ее обозначение и место в памяти. Имя переменной (идентификатор) всегда должно начинаться с латинской буквы, после которой могут следовать несколько латинских букв, цифры либо символ подчеркивания «_», записанные без пробелов;
тип - множество допустимых значений и множество применимых операций к ней;
значение - характеристика, которая может меняться многократно в ходе исполнения программы.
Постоянной (константа) называется величина, значение которой не изменяется в процессе исполнения программы. Константы должны объявляться в разделе констант, начиная с зарезервированного слова Сonst. В языке программирования Pascal константами являются любые явно заданные в программе данные.
Пример. Const year=2009;
При записи числовых констант с дробной частью эта часть отделяется от целой не запятой, а точкой.
Пример. Const Pi=3.14;
Для записи очень больших по модулю или очень малых (близких к нулю) чисел существует возможность записи их в так называемой экспоненциальной форме.
Пример: Const а=2.4567Е-06
В вещественных константах (они соответствуют действительным числам в математике) присутствует точка, которая разделяет целую и дробную части числа, или буква Е. Использование Е приводит к представлению числа в виде с плавающей запятой (точкой): запись mEp, соответствует числу .
Константы, представляющие собой строковые величины, заключаются в апострофы.
Пример. Const Name='Татьяна';
В качестве данных в программах на языке Pascal могут выступать числа, символы, целые строки символов. С этими видами информации выполняются совершенно разные действия. Например, с числовыми величинами производятся арифметические операции, чего невозможно сделать с символьными. Кроме того, разные виды данных требуют различного объема памяти для хранения. В соответствии с этими соображениями в языке Pascal введено понятие "Тип" (Type). Тип переменной указывает на то, какие данные могут быть сохранены в этом участке памяти, и в каких действиях эта переменная может участвовать.
Переменной называется величина, значение которой меняется в процессе исполнения программы. Имена переменных перечисляются в разделе описания переменных Var через запятую, затем ставится двоеточие и указывается тип данных.
Пример. Var
A,К: Real; B: Integer; C: Char;
В памяти компьютера можно хранить числовые типы, символы, слова, предложения и другие данные. Физически типы данных отличаются друг от друга количеством ячеек памяти (байтов), отводимых для хранения соответствующей переменной.
Различают переменные следующих простых типов: целые (Integer, Byte, ShortInt, Word, LongInt), вещественные (Real, Comp, Double, Single, Extended), логический (Boolean), символьный (Char).
Тип | Длина(байт) | Диапазон значений | Операции |
Целые типы | |||
integer | -32768..32767 | +, -, /, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, > | |
byte | 0..255 | +, -, /, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, > | |
word | 0..65535 | +, -, /, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, > | |
shortint | -128..127 | +, -, /, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, > | |
longint | -2147483648..2147483647 | +, -, /, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, > | |
Вещественные типы | |||
real | 2,9*10-39 - 1,7*1038 | +, -, /, *, >=, <=, =, <>, <, > | |
single | 1,5*10-45 - 3,4*1038 | +, -, /, *, >=, <=, =, <>, <, > | |
double | 5*10-324 - 1,7*10308 | +, -, /, *, >=, <=, =, <>, <, > | |
extended | 3,4*10-4932 - 1,1*104932 | +, -, /, *, >=, <=, =, <>, <, > | |
сomp | 9.2*1018..9.2*1018 | +, -, /, *, >=, <=, =, <>, <, > | |
Логический тип | |||
вoolean | true, false | Not, And, Or, Xor, >=, <=, =, <>, <, > | |
Символьный тип | |||
char | все символы кода ASCII | +, >=, <=, =, <>, <, |