Мировоззрение и философия
Мышление – великое достоинство, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и, чтобы прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно. Гераклит из Эфеса Будьте внимательны к своим мыслям – они начало поступков. Лао-цзы Молчи или говори то, что лучше молчания Пифагор Мудрость – это не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что человек в состоянии познать. Я ещё в школе усвоил, что нельзя выдумать ничего столь оригинального и маловероятного, что не было бы уже высказано кем-либо из философов. Декарт Рене |
Тексты для чтения
Бобков А. Н. Современные подходы к пониманию мировоззрения // Философские науки. — 2005. — N°3. — С. 133 — 147. —http://www.academyrh.info/html/ref/20050312.htm — 20.05.10.
Омировоззрении обычно говорится на самых первых страницах философских учебников — там, где в самых общих чертах определяется, что такое философия. Определить же — это очертить пределы предмета, показать его границы, за которыми кончается сам определяемый предмет и начинается уже нечто другое, его объемлющее. Таким объемлющим по отношению к философии чаще всего и называют мировоззрение: философия определяется либо как часть его, либо как его уровень, либо как его тип (вид), либо как этап его развития, либо, наконец (и это чаще всего), как и то, и другое, и третье, и все это вместе взятое. Приведем для начала два самых знаменитых примера, представляющих собой как подходы к пониманию мировоззрения, так и образцы самого мировоззрения.
Приступая к изложению своей «Истории западной философии», Бертран Рассел пишет: «Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то средним между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит вспекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но, подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, по моему мнению, принадлежит к науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия. Почти все вопросы, которые больше всего интересуют спекулятивные умы, таковы, что наука на них не может ответить, а самоуверенные ответы теологов более не кажутся столь же убедительными, как в предшествующие столетия. <...> Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, — дело философии». Таким образом, Б. Рассел определяет философию как некоторый комплекс особых вопросов, на которые ищет ответ человек.
Полностью он доверяет только («точной») науке, но она, к сожалению, не способна дать искомое знание. «Наука говорит нам, — пишет он, — что мы способны познавать, но то, что мы способны познавать, ограниченно, и если мы забудем, как много лежит за этими границами, то утратим восприимчивость ко многим очень важным вещам». Содержание науки слишком бедно и убого, но других источников уверенности, кроме науки и познающего разума вообще, Рассел не видит. «Теология, с другой стороны, вводит догматическую веру в то, что мы обладаем знаниями там, где фактически мы невежественны, и тем самым порождает некоторого рода дерзкое неуважение к Вселенной». Философия же старается свои утверждения доказывать, а не принуждает в них просто верить, как «теология».
Таким образом, философия, по Расселу, — это как бы меньшее из трех зол. Она не часть мировоззрения, не его уровень, а, скорее, его тип (вид), один из трех способов выработки мировоззрения: наиболее приемлемый, но все же неудовлетворительный. Если же говорить о мировоззрении самого Рассела, то философия составляет его часть, причем не самую ценную и потому само мировоззрение Рассела не определяющую. Самая ценная часть в его мировоззрении — это наука, хотя ему и приходится, скрепя сердце, восполнять ее бедное содержание неким «суррогатом» — философией. Но главное, на чем держится мировоззрение Рассела, — это некая вера в то, что нужно мужественно переносить муки неуверенности во всем, «если мы хотим жить без поддержки утешающих басен». Это мировоззрение (достаточно распространенное среди интеллектуалов Запада), является, таким образом, некоторой своеобразной религией без бога, которую можно было бы определить как стоический скептицизм.
Похожим, но и радикально противоположным расселовскому, является понимание мировоззрения, философии и науки X. Ортегой-и-Гассетом, «...Неспособность экспериментальной науки своими силами решить главные вопросы, — говорит он, — ещё не повод для того, чтобы, повторяя изящный жест лисы перед недосягаемым виноградом, называть их «мифами», советуя от них отказаться....Безразличие к конечным вопросам не оправдать ссылкой на то, что способ их решения не найден....Нам не дано отказываться от конечных вопросов: хотим мы того или нет, они проникнут в нас в том или ином обличье. «Научная истина» точна, однако это неполная, предпоследняя истина, она неизбежно сливается с другим видом истины — полной, последней, хотя и неточной, которую беззастенчиво называют мифом. Тогда научная истина плавает в мифологии, да и сама наука в целом является мифом, великолепным европейским мифом».
Таким образом, позиции Б. Рассела и X. Ортеги-и-Гассета во многом совпадают, отличаясь, однако, в том, что последний значительно меньше ценит «точные науки» и значительно больше — философию, по отношению к которой он проникнут гораздо большим оптимизмом. Но X. Ортега-и-Гассет, так же как и Рассел, уверен, что философия не дает (пока не дала) ответа на «конечные вопросы», составляющие стержень или ядро мировоззрения. Его позицию поэтому можно было бы определить как оптимистический скептицизм.
Вернадский В.И. О научном мировоззрении// О науке. — Т.1. — Научное знание. — Ч. 1. — http://relig-library.pstu.ru/modules.php?name=81 — 20.05.10.
2. Возвратимся к поставленной задаче, к вопросу о том, на каких же идеях, методах или стремлениях наук можно и должно останавливаться при изучении развития не отдельной науки, а всей науки, естествознания, взятого в целом или крупных частях. На этот вопрос, кажется мне, можно ответить точно. Область, доступная такому исследованию, определяется строго и ясно. Ибо ему подлежат только такого рода проблемы и явления, которые влияли на постепенный рост и на выяснение научного мировоззрения. Всё же явления, обобщения или проблемы, которые не отразились на процессе выработки научного миросозерцания, могут быть оставлены в стороне. Они имеют значение только в истории развития отдельных научных дисциплин, отдельных наук.
Что же такое «научное мировоззрение»? Есть ли это нечто точное, ясное и неизменное, или медленно, или быстро меняющееся в течение долгого, векового развития человеческого сознания? Какие явления и какие процессы научной мысли оно охватывает?
Несомненно, далеко не все научные проблемы и вопросы могут иметь значение для понимания законов его образования. Из множества процессов сложения научной мысли должны быть выбраны некоторые. Так, например, открытие Америки, объезд Африки, открытие Австралии имели огромное значение для научного мировоззрения, но стремление к Северному или к Южному полюсам, исследование внутренности Австралии, несмотря на крупный интерес, какой имели и имеют эти много веков идущие работы для истории развития географии, — все эти проблемы не оказали большого влияния на рост научного мировоззрения. Мы знаем, что наше мировоззрение в настоящее время не изменится — какой бы вид ни приняли в будущем карты близполярных мест — конечно, если при этом не откроются какие-нибудь новые неожиданные явления, и техника не придаст нового и крупного значения холодным и пустынным местам около полюсов. История открытия внутренности австралийского континента представляет удивительную картину человеческой энергии и научной силы, резкое и глубоко поучительное проявление научного сознания; эти открытия дали нам картину своеобразных и новых форм земной поверхности; они оставили заметный след в экономической истории человеческих обществ, благодаря нахождению исключительно богатых месторождений золота, но они не оказали уловимого влияния на наше общее научное мировоззрение. Они служат лишь лишним проявлением — среди множества других — неодолимого стремления научной мысли ввести в область своего ведения всё ей доступное. Они являются одними из последних эпигонов того великого движения, которое в сознательной форме планомерно началось в Португалии, благодаря трудам принца Генриха в первой половине XV столетия, и привело в конце концов к мировым географическим открытиям XVI века (2). Ещё последние кругосветные путешествия великих мореплавателей XVIII столетия, исследование Азии с ее древней и своеобразной культурой, отчасти картографии густонаселенной Африки — более или менее сильно и могущественно отразились на нашем научном мировоззрении; но тот исторический процесс, который привёл к исследованию внутренности австралийского континента, шёл вне явлений, подлежащих нашему изучению.
То же самое можно более или менее ясно проследить и в области других наук: исторический процесс некоторых решенных вопросов может быть оставлен совсем в стороне при изучении научного мировоззрения, тогда как другие, может быть, на первый взгляд менее важные явления должны быть приняты во внимание. Это резко видно, например, на истории химических соединений. Так, открытие свойств и характера угольной кислоты — сперва в форме «лесного газа» (gaz sylvestre) Ван-Гельмонтом в начале XVII столетия, затем позже Блэком в середине XVIII века — получило совершенно исключительное значение в развитии нашего мировоззрения; на ней впервые было выяснено понятие о газах. Изучение ее свойств и ее соединений послужило началом крушения теории флогистона и развития современной теории горения, наконец — исследование этого тела явилось исходным пунктом точной научной аналогии между животным и растительным организмами. Очевидно, процесс развития идей в связи с этим химическим соединением выступает вперед в истории научного мировоззрения; и в то же время история огромного — почти безграничного - количества других химических тел может быть свободно оставлена в стороне, в том числе развитие наших знаний о таких важных природных группах, каковыми являются силикаты или белки.
Таким образом, далеко не все процессы развития научных идей должны подлежать изучению для выяснения развития научного мировоззрения. Но само научное мировоззрение не есть что-нибудь законченное, ясное, готовое; оно достигалось человеком постепенно, долгим и трудным путем. В разные исторические эпохи оно было различно. Изучая прошлое человечества, мы всюду видим начала или отдельные части нашего современного мировоззрения в чуждой нам обстановке и в чуждой нашему сознанию связи, в концепциях и построениях давно прошедших времен. В течение хода веков можно проследить, как чуждое нам мировоззрение прошлых поколений постепенно менялось и приобретало современный вид. Но в течение всей этой вековой, долгой эволюции мировоззрение оставалось научным.
3. Весьма часто приходится слышать, что то, что научно, то верно, правильно, то служит выражением чистой и неизменной истины. В действительности, однако, это не так. Неизменная научная истина составляет тот далекий идеал, к которому стремится Наука и над которым постоянно работают ее рабочие. Только некоторые все ещё очень небольшие части научного мировоззрения неопровержимо доказаны или вполне соответствуют в данное время формальной действительности и являются научными истинами. Отдельные его части, комплексы фактов, точно и строго наблюдаемые, могут вполне соответствовать действительности, быть несомненными, но их объяснение, их связь с другими явлениями Природы, их значение рисуются и представляются нам различно в разные эпохи. Несомненно всегда, во всякую эпоху, истинное и верное тесно перемешано и связано со схемами и построениями нашего разума. Научное мировоззрение не дает нам картины мира в действительном его состоянии. Оно не выражается только в непреложных «законах Природы», оно не заключается целиком в точно определенных фактах или констатированных явлениях. Научное мировоззрение не есть картина Космоса, которая раскрывается в своих вечных и незыблемых чертах перед изучающим ее, независимым от Космоса, человеческим разумом. Так рисовалась картина бытия и научной работы философам-рационалистам XVII и XVIII веков и их научным последователям. Но давно уже исторический ход развития Науки заставил отойти от такого резко дуалистического, хотя иногда и бессознательного взгляда на Природу. Сознательно или бессознательно современные научные работники исходят в своих исследованиях от совершенно иных представлений о характере и задачах научного мировоззрения.
Научное мировоззрение есть создание и выражение человеческого духа; наравне с ним проявлением той же работы служат религиозное мировоззрение, искусство, общественная и личная этика, социальная жизнь, философская мысль или созерцание. Подобно этим крупным отражениям человеческой личности, и научное мировоззрение меняется в разные эпохи у разных народов, имеет свои законы изменения и определенные ясные формы проявления.
В прошлые эпохи исторической жизни научное мировоззрение занимало разное место в сознании человека, временно отходит на далекий план, иногда вновь занимает господствующее положение. В последние 5 — 6 столетий наблюдается неуклонно идущее, все усиливающееся его значение в сознании и в жизни культурной и образованной части человечества, быстрый и живой прогресс в его построениях и обобщениях. В отдельных крупных явлениях уже достигнута научная истина, в других мы ясно к ней приближаемся, видим зарю её зарождения.
Ярославцева Е.И. Коммуникативные стратегии человека в современном мире// Философские науки. — 2008. — № 7. — С. 79 — 98.
Hi-tech и коммуникативная реальность
Современный человек строит свои отношения с миром на основе цифровых технологий, сжимающих в себе огромные объемы информации и имеющих многообразное техническое и технологическое воплощение. Возникает особая коммуникативная реальность, созданная интеллектом человека. Этот способ кодировки и описания мира не только инструмент работы профессионалов, но и форма связи, общения, обучения самых обычных людей: он интересен и привлекателен, легок в освоении и позволяет стремительно переносить себя в будущее. Пользуясь таким инструментом, человек ещё больше проявляет свое качество становящейся, открытой развивающейся системы. Очевидными становятся его творческие потенции, которые при использовании цифровых, информационных и компьютерных технологий, делают развитие человека принципиально незавершенным и открытым для изменений. Человек в цифровом пространстве становится стремительно расширяющей свои возможности интерактивной системой, которая закладывает соответствующие параметры будущего.
Существует устойчивая тенденция повышения интенсивности жизни человека. Его стремительно расширяющееся коммуникативное пространство влияет на мировоззрение человека, стремящегося уложить в единую картину все многообразие изменений. У человека возникает потребность не только в «новой оптике»1, но и в новом звучании, новом эмоционально-психологическом опыте, что актуализирует вопросы согласованности, синергийности жизненых процессов. Человек и окружающий его мир могут восприниматься как очень чутко реагирующими друг на другая многомерные системы. Фактически происходит новый этап расширения сферы влияния человека на мир, о котором говорил ещё М. Маклюен, касаясь не столь далекого от нас возникновения электричества. В этом расширении эпохи человек не просто начинает преобразовывать мир, он начинает осваивать новые степени свободы, осознавая и по-новому структурируя свой интерактивный топос — зону своего ближайшего, личного взаимодействия с миром3. Если ещё столетие назад человек мог быть своеобразным сторонним наблюдателем за изменениями, которые происходят вокруг него, и занимать позицию, в которой хотел увидеть «мир как таковой», чтобы начинать правильно его перестраивать, совершенствовать, то сегодня он этого позволить себе уже не может.
Мир обрел много точек роста. По существу, каждое желание человека, превращенное в цель, многократно усиливается цифровыми, мультимедийными технологиями. Компьютер превратился не просто в персональную, но в личную систему коммуникации, создав возможность информирования сообщества об индивидуальных событиях, что порождает перспективы, недоступные ни для какого прогноза. «Мир как таковой» оказался потенциально перенасыщен и недоступен для обычного наблюдения: появляются новые формы самоорганизации, возникают сети коммуникаций, представленные сегодня активно разрастающимся и преобразующимся нелинейным Интернет-пространством. Оно есть одновременно и новая степень свободы человека, и об новленный им внешний мир.
Сетевое Интернет-пространство соразмерно современному человеку и, в определенной мере, проявляет ранее недоступные для наблюдения, особенности развития его отношений с миром. Будучи открытой системой, человек в аутопоэтическом процессе расширяющейся коммуникации не только трансформирует мир, но и преобразуется сам. Оснащенный послушным, дружественным, цифровым инструментом — компьютером, ставшим функциональным продолжением не только его руки, но способностей слышания, видения и чувствования, человек в «новом формате» воспринимает и предъявляет себя миру. Он лично включается в глобальные межконтинуальные отношения «человек и мир», создавая коммуникативную пару.
…Отношения человека и мира, микрокосма и макрокосма, естественным образом охватываются философским мышлением. Человек — инвариантен природе, является ее системным порождением, имеющим высокую степень сложности. Философское понимание этой взаимовключености и противостояния делают понятным, как глобальные мировые проблемы становятся личностно значимыми и переживаемыми, порождая у человека нравственное бремя ответственности за все и всех. Это является качественной стороной взаимоотношений коммуникативной пары, может стать серьезным критерием интерактивного пространства, которое, обретая сети Интернет, становится все более явным.
Покинуть узкие пределы.Можно говорить об опыте саморасширения человека, в котором важна способность строить диалог, управлять соотношениями, осваивать соответствующие инструменты. К ним можно отнести опыт до-речевой, устной и письменной коммуникаций, виртуальную жизнь в современных Интернет-сетях. Везде диалог существовал как неотъемлемый признак точек роста, развивался через установление баланса. Нам более всего знаком диалог внешний, когда существует ещё один носитель самостоятельной позиции; но бывает и внутренний, нравственный диалог, когда «собеседником» является собственный опыт. Человек может строить диалог со своей памятью. Возможно, такой вид коммуникации породил рефлексию индивида, через построенный диалог произошло осознание не только наличия, но и содержания определенной индивидуальной, жизненно важной для человека, информации. При этом само отношение и возникавшие соотношения вообще не выделялись как процедура, но вполне явственно ощущалось как некоторое качество, как диалог с памятью, получив имя — мудрость. Она выглядела как умение «философски» относиться к чему-либо, т.е. дистанцироваться, а затем связываться с обозначившейся проблемой.
Подобная интеллектуальная операция создавала опыт саморасширения человека. Она похожа на петлю обратной связи, которая характеризует системные процессы. Подобное действие, выполняемое систематически, например, в размышлениях, создает опыт многократного дистанцирования, закрепляющегося в виде внутреннего диалога и отражающегося в отношении к жизни. Внутренний диалог выводил человека к новым перспективам и создавал, одновременно, многомерную соотнесенность внутреннего мира. На определенном этапе оказалось возможным отнестись к этому диалоговому процессу не только в собственных мыслях, но и публично, в речи. История философии знает такие школы, которые стремились выводить, выявлять способы работы и самого мышления, и с мышлением как с объектом. Эти философские школы начали систематически возникать и собирать вокруг себя учеников. И нетрудно заметить, что предметом их размышления были именно диалогические процессы, способы рассуждения. Думанье было неизбежной формой, поскольку никаким другим образом интеллектуальное действие совершаться не могло. И посредством думанья строилось отношение к тому, что человек в себе уже заметил как многократно повторяющееся, а именно, отношение к инвариантным процессам рассуждения. По мере возможности любители мудрости, философы выводили это отношение во вне, закрепляя его в речи, делая его существование более реальным, точнее говоря, более публичным. Таким образом, некий инвариант — логическое рассуждение становилось фактом особой реальности, закреплялось в риторических рассуждениях, диалогах с публикой.
Извлекаемый из себя интеллектуальный опыт работы человека способствовал закреплению данных соотношений в виде функционального образа, который возникал не только у автора, но и у слушателей. Нередко извлечения из собственного опыта могли казаться абстракцией, нежизненными измышлениями, поэтому для поиска компромисса приходилось прибегать к различным риторическим приемам, переходить, как мы бы сегодня сказали, в режим презентации, т.е. подыскивать примеры, на которых показывать интеллектуальные процедуры выполнения отношений. Для многих подобная речевая работа становилась реальным обучением и правилам отношений, и системе оценок. Возможно, оно создавалось посредством резонанса, а человеком могло ощущаться как некоторое припоминание давно живущего внутри знания. Подобная феноменология могла быть вполне естественной, проявляя опору человека на филогенетический опыт развития, внутренний процесс расширения через дистанцирование. Но обнаружить его: выделить и ктому же поименовать, да ещё и рассказать другим — сил хватало не у всякого. Здесь от человека требуется особая сосредоточенность и наблюдательность.
В принципе, можно сделать пошаговую схему усложнения сферы соотношений и тогда будет понятно, что проводило при каждом новом этапе расширения, понимания самого себя в контексте сложных коммуникативных систем, сетевом пространстве мира. И, в частности, можно выделить точки появления условий для рождения нового параметра порядка, в которых возникал резкий скачок в расширении системы отношений.
Когда речевой опыт стал устойчивой реальностью, выработалась способность закреплять собственное отношение к содержанию своих мыслей во вне через озвучивание, этот опыт стал областью публичного внимания и оценки. Произошло, можно сказать, бифуркационное расширение, которое вывело отношения в совершенно новый уровень существования. У человека возникло внешнее и внутреннее пространство: мыслительный процесс продолжал занимать свою нишу, а речевой процесс развивал свою: школы устного слова, как мы сказали бы сегодня, были совсем не чтецкими курсами, а способом извлечения смысла изнутри человека. Они имели вполне понятную цель — решать задачи по выявлению скрытых эзотерических смыслов процесса размышления. Возможно, только со временем, когда устные беседы стали обыденным делом, стал появляться интерес к внешнему окрашиванию речи, к работе на публику. И человек, понимавший строение своих мыслей, оценок, которые можно к ним применить, достигал успеха в общении с публикой. Озвучивание мыслей стало способом эффективной коммуникации, рождающим новые отношения, связи в социуме.
При становлении процесса устной коммуникации можно заметить возникновение и ещё одного направления — записи того, что было услышано. Это совершенно другая форма воплощения имеющегося внутреннего знания, иная форма выведения соотношения во вне. С физиологической точки зрения здесь различия принципиальны — работают разные мышечные группы. Во время устного выведения отношений во вне, их речевого закрепления, работают мышцы языка. Во время записи речи, а значит, и фиксации «овнешнения» отношений, работают мышцы руки. Это может быть как правая, так и левая рука. По сравнению с речевыми формами существования сетевых коммуникаций, запись способна делать мысли о мыслях не просто публичными, но транслируемыми, передавать их новым поколениям. Данный анализ показывает, что фиксация процесса, создающего отношения и соотношения, посредством устной и письменной форм, является сквозной деятельной задачей человека, скрытым, порой даже от него самого, мотивом активности, субъектности. И поскольку эти внутренние коммуникации постоянно нарастают, процесс оказывается незавершающимся расширением, формирует постоянно открытую систему.
Эти тонкие коммуникативные связи, соотношения, построившие практику аудиального и визуального восприятия человека, заложив основы его личностного развития, через какое-то время исчезли из его поля зрения и опыта. Они - свернулись. Для человека более важным становился внешний мир с его ресурсами, стали формироваться объект и предмет исследования. Они символизировали и поддерживали становление текстового пространства, умение человека оперировать символами, отражать свои представления о живом мире в условных образах и связях. И конечно, большое значение здесь начинало играть то обстоятельство, что эти знания становились массовыми, приобретая особое свойство. Дело в том, что массовое сознание, по своей природе, отличается от индивидуального, поэтому оно и не способно выявить нечто как свое собственное состояние, что было вполне естественным для индивидуального мозга — сложноинтегрированной целостной системы. В результате в сознании учеников становились значимыми не собственные состояния, способности, склонности восприятия и понимания, а то, что утверждалось авторитетами, принималось за правильное. Именно в массовом сознании возникла целая система внешних ориентиров, по существу отвергающих внутренний опыт и переживания человека. Именно она становилась основой общих принципов восприятия Мира, которая через письменный текст стала доминировать, а в культуре сложилось представление, что написанное пером - самая весомая истина. И что мир, изложенный в тексте, есть наиболее полная и ясная картина, открытая познавательными усилиями человека. А то, что существует за пределами текста, является произнесенным или только помысленным, может быть подвергнуто сомнению. Существенным, имеющим, как мы бы сказали сегодня, самый высокий рейтинг, становилось то, что воплотилось, обрело свою жизнь на бумаге.
Может быть, это будет слишком рискованным сравнением, но в бумаге, как в нейтральной пластичной форме воплощаются многие ценности. Не только текст, фиксирующий систему сложных соотношений, посредством которых человек расширил во внешний мир свои потенции, но и, например, деньги, которые также снимают в себе отношения но только это отношения обмена, оборота товаров. При этом воплощенные в бумаге мысли становились рукописью, которая вступала в товарообмен, становилась инвариантом предметного мира. Отекстовленные мысли тяготели к обретению товарной стоимости, превращению, например, в виде книг, в антиквариат; и их ценность могла возрастать уже независимо от индивидуальных потенций давно почившего автора, но от отношений современных людей, сообщества. Воплощенные потенции человека могли существовать как Тень из сказки Шварца, как опредмеченная форма уже без него. Сам же человек продолжал развиваться, становясь все более интересным объектом для изучения.
Бердяев Н. А. Трагедия философа и задачи философии // Я и мир объектов. — М., 1994. —
http://www.i-u.ru/biblio/archive/berdjaev_ja/00.aspx — 20.05.10.
Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и притом с самых разнообразных сторон. Философия есть самая незащищенная сторона культуры. Постоянно подвергается сомнению самая возможность философии, и каждый философ принужден начинать свое дело с зашиты философии и оправдания ее возможности и плодотворности. Философия подвергается нападению сверху и снизу, ей враждебна религия, и ей враждебна наука. Она совсем не пользуется тем, что называется общественным престижем. Философ совсем не производит впечатления человека, исполняющего «социальный заказ». В трех стадиях Огюста Конта философии отведено среднее, переходное место от религии к науке. Правда, Огюст Конт сам был философ и проповедовал позитивную, т. е. «научную», философию. Но эта научная философия обозначает выход из философской стадии в умственном развитии человечества и переход к стадии научной. Сиантизм отвергает первородность и самостоятельность философского познания, он окончательно ее подчиняет науке. Точка зрения Конта гораздо более вкоренилась в общее сознание, чем это кажется, если иметь в виду контизм или позитивизм в узком смысле этого слова. Наименование «философа» было очень популярно в эпоху французской просветительной философии XVIII века, но она вульгаризировала это наименование и не дала ни одного великого философа. Первое и самое сильное нападение философии пришлось выдержать со стороны религии, и это не прекращается и до сих пор, так как, вопреки О. Конту, религия есть вечная функция человеческого духа. Именно столкновение философии и религии и создает трагедию философа. Столкновение философии и науки менее трагично. Острота столкновения философии и религии определяется тем, что религия имеет свое познавательное выражение в теологии, свою познавательную зону. Философия всегда ставила и решала те же вопросы, которые ставила и решала теология. Поэтому теологи всегда утесняли философов, нередко преследовали их и даже сжигали. Так было не только в христианском мире. Известна борьба арабских магометанских теологов против философии1. Отравленный Сократ, сожженный Дж. Бруно, принужденный уехать в Голландию Декарт, отлученный от синагоги Спиноза свидетельствуют о преследованиях и мучениях, которые философии пришлось испытать от представителей религии. Философам приходилось защищаться тем, что они практиковали учение о двойной истине. Источник мучений и преследований лежит не в самой природе религии, а в её социальной объективации. Потом это станет ясно. Основа религии есть откровение. Откровение само по себе не сталкивается с познанием. Откровение есть то, что открывается мне, познание есть то, что открываю я. Может ли сталкиваться то, что открываю я в познании, с тем, что открывается мне в религии? Фактически да, и это столкновение может стать трагическим для философа, ибо философ может быть верующим и признавать откровение. Но так бывает потому, что религия есть сложное социальное явление, в котором откровение Бога, т. е. чистый и первичный религиозный феномен, перемешивается с коллективной человеческой реакцией на это откровение, с человеческим использованием его для разнообразных интересов. Поэтому религия может быть социологически истолковываема. Откровение в чистом и первичном виде не есть познание и познавательных элементов в себе не содержит. Этот познавательный элемент привносится человеком, как реакция мысли на откровение. Не только философия, но и теология есть познавательный акт человека. Теология не есть откровение, она есть вполне человеческое, а не божественное. И теология не есть индивидуальная, а социально-организованная, коллективная познавательная реакция на откровение. Из этой организованной коллективности вытекает пафос ортодоксии. Тут и происходит столкновение между философией и теологией, между мыслью индивидуальной и мыслью коллективной. Познание не есть откровение. Но откровение может иметь огромное значение для познания. Откровение для философского познания есть опыт и факт. Трансцендентность откровения есть имманентная данность для философии. Философское познание — духовно-опытное. Интуиция философа есть опыт. Теология всегда заключает в себе какую-то философию, она есть философия, легализованная религиозным коллективом, и это особенно нужно сказать про теологию христианскую. Вся теология учителей церкви заключала в себе огромную дозу философии. Восточная патристика была проникнута платонизмом и без категорий греческой философии не в силах была бы выработать христианской догматики. Западная схоластика была проникнута аристотелизмом и без категорий аристотелевской философии не могла бы выработать даже католического учения об евхаристии (субстанции и акциденции). Лабертоньер не без основания говорит, что в средневековой схоластике не философия была служанкой теологии, а теология была служанкой философии, известного, конечно, рода философии. Это верно про Фому Аквината, у которого теология была целиком подчинена аристотелевской философии. Так создается очень сложное отношение между философией и теологией. Против свободы философского познания восстают именно философские элементы теологии, принявшие догматическую форму. Философия страдает от себя же, от догматизирования некоторых элементов философии и философии известного рода. Совершенно так же мешали свободному развитию науки quasi-научные элементы Библии, библейская астрономия, геология, биология, история, наука детства человечества, а не религиозное откровение Библии в чистом виде. Религиозное откровение может быть очищено от философских и научных элементов, создававших невыносимые конфликты. Но трагизм положения философа этим облегчается, но не устраняется, так как остаются религиозные притязания самой философии, так как познание ставит себе религиозные цели.
…Философия всегда претендовала быть не только любовью к мудрости, но и мудростью. И отказ от мудрости есть отказ от философии, замена ее наукой. Философ есть прежде всего познающий, но познание его целостно, оно охватывает все стороны человеческого существа и человеческого существования, оно неизбежно учит о путях осуществления смысла. Философы иногда опускались до грубого эмпиризма и материализма, но настоящему философу свойствен вкус к потустороннему, к трансцендированию за пределы мира, он не довольствуется посюсторонним. Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла, к миру потустороннему. Я даже думаю, что нелюбовь, брезгливость к окружающей эмпирической жизни порождает вкус к метафизике. Бытие философа, погруженность его в существование предшествует его познанию, и познание его совершается в бытии, есть совершающийся в его существовании акт. Философия не может начать с пустоты, с выключения философа из бытия, с лишения его всякого качества существования. Философу не удастся выведение бытия из познания, ему может удаться лишь выведение познания из бытия. И трагедия философа разыгрывается внутри самого существования. Изначальная сопричастность философа к тайне бытия только и делает возможным познание бытия.
…Философа не хотят признать свободным существом. Не успел он освободиться от подчинения религии, вернее, теологии и церковной власти, как потребовали его подчинения науке. Он освобождается от власти высшего и подчиняется власти низшего. Он сдавливается между двумя силами — религии и науки — и с трудом может дышать. Лишь краткие миги был свободен философ в своем философствовании, и в эти миги были обнаружены вершины философского творчества.
…Философия может существовать лишь в том случае, если признается философская интуиция. И всякий значительный и подлинный философ имеет свою первородную интуицию. Но философская интуиция не из чего не выводима, она первична, в ней блеснул свет, освещающий весь процесс познания. Этой интуиции не могут заменить ни догматы религии, ни истины науки. Философское познание зависит от объема пережитого опыта, опыта всех противоречий человеческого существования, опыта трагического. Опыт человеческого существования в его полноте лежит в основе философии. В этом опыте нельзя отделить жизнь интеллектуальную от жизни эмоциональной и волевой. Разум автономен в отношении ко всякому внешнему авторитету, он автономен вовне. Но он не автономен внутри, не автономен в отношении к целостной жизни познающего философа, не отрезан от его эмоциональной и волевой жизни, от его любви и ненависти, от его оценок. Разум имеет свою онтологическую основу в бытии самого философа, в его внутреннем существовании, он зависит от веры или неверия философа. Разум меняется в зависимости от веры или неверия, от расширения или сужения сознания. Разум меняется от откровения.
…Трагедия философа в том, что одни хотят ограничить его познание от лица Божьей благодати, другие от лица природной необходимости. Это и есть конфликт философии с религией и наукой.
…Философы всегда составляли небольшую группу в человечестве, их всегда было немного. И тем более поразительно, что их так не любят. Философию и философов не любят люди религии, теологи, иерархи церкви и простые верующие, не любят ученые и представители разных специальностей, не любят политики и социальные деятели, люди государственной власти, консерваторы и революционеры, не любят инженеры и техники, не любят артисты, не любят простые люди, обыватели. Казалось бы, философы люди самые безвластные, они не играют никакой роли в жизни государственной и хозяйственной. Но люди, уже власть имеющие или к власти стремящиеся, уже играющие роль в жизни государственной или хозяйственной или стремящиеся ее играть, чего-то не могут простить философам. Прежде всего не могут простить того, что философия кажется им ненужной, неоправданной, существующей лишь для немногих, пустой игрой мысли. Но остается непонятным, почему ненужная и непонятная игра мысли самой незначительной кучки людей вызывает такое недоброжелательство и почти негодование. Это психологически сложная проблема. Философия чужда большей части людей, и вместе с тем каждый человек, не сознавая этого, в каком-то смысле философ. Весь технический аппарат философии чужд большей части людей. Большая часть людей готова употреблять слово «философ» в насмешливом и порицательном смысле. Слово же «метафизика» в обыденной обывательской жизни почти ругательство. Из «метафизика» сделали смехотворную фигуру, и она действительно бывает смехотворной. Но каждый человек, хотя бы он этого не сознавал, решает вопросы «метафизического» порядка. Вопросы математики или естествознания гораздо более чужды огромной массе людей, чем вопросы философские, которые, в сущности, ни одному человеку не чужды. И существует обывательская философия тех или иных социальных групп, классов, профессий, как существует обывательская политика. Человек, испытывающий отвращение к философии и презирающий философов, обыкновенно имеет свою домашнюю философию. Ее имеет государственный деятель, революционер, специалист-ученый, инженер-техник. Они именно потому и считают ненужной философию. Мы должны констатировать социальную незащищенность философии и философа. Философия не выполняет непосредственных социальных заказов. Философ видит даже свое достоинство в том, чтобы стать выше предъявляемых ему социальных требований. Философия не социальна, философия персональна. Религия и наука, столь разные по своей природе и столь часто враждующие, социально защищены, они выполняют социальный заказ, за ними стоят коллективы, готовые их защищать. Философия социально беззащитна, за ней не стоят никакие коллективы. Философа никто не станет защищать. Даже экономическое положение его самое беззащитное. Философ должен в своем разуме, а не в разуме других раскрыть истину, раскрыть сверхчеловеческое и божественное. Он познает не через коллектив. …Бесспорно, в философии есть традиция. Философ чувствует себя принадлежащим к философской семье. И есть разные философские семьи. Например, есть платоновская философская семья, есть кантовская философская семья. Философская традиция может кристаллизоваться в национальной духовной культуре, она может образовать школу. Национальная философская традиция и школа могут защищать философа от нападений, укрывать его. Но это не относится к первоначальным философским интуициям, к зарождению философского познания, к философскому творчеству в собственном смысле слова. Академическая философия есть уже социальный феномен и может пользоваться социальной защитой. …Эта социальная защищенность покупается нередко тем, что совесть и сознание искажаются социально полезной ложью. Человек - актер перед другими, перед обществом. Познающий немного актер и тогда уже, когда пишет книги. Он играет роль в обществе, занимает положение в обществе. Актер зависит от других, от человеческого множества, но функция его социально защищена. Голос же познающего, который стоит лицом к лицу перед Богом, может быть совсем не услышан. Он подвергается нападению со стороны социализированной религии и социализированной науки. Но такова первородная философия и такова трагедия философа.
Задачи и упражнения
1. Что общее и особенное в двух формах знаний: философском и научном?
2. Что общее и особенное в двух формах знания: философском и религиозном?
3. Что общее и особенное в двух формах знания: философском и обыденном?
4. К какому уровню мировоззрения относится высказывание: «Сегодня, как и вчера была отличная погода»?
5. К какому уровню мировоззрения относится высказывание: «Наше Солнце – желтый карлик»?
6. К какому уровню мировоззрения относится высказывание: «В глазах потемнело…»?
7. Какой тип мировоззрения характеризует высказывание: «…нет множества философий, есть одна философия как наука о всеобщем. А все системы, все течения и направления являются разными уровнями развития этой единственной философии»?
8. Какой тип мировоззрения характеризует высказывание: «Все, что есть, поскольку оно есть, есть добро»?
9. Какой тип мировоззрения характеризует высказывание: «Графическое написание чисел соответствует направленному волновому движению. Ведь каждый виток эволюции знаменуется квантовым скачком»?
10. Какой тип мировоззрения характеризует высказывание: «…золотой век на земле кончился, и никого не осталось из людей этого поколения. После смерти люди золотого века стали духами, покровителями людей новых поколений. Окутанные туманом, они носятся по всей земле, защищая правду и карая зло»?
11. Материалистами называются философы, которые признают лишь существование материальных вещей и тел. Можно ли согласиться с этим высказыванием?
12. Определите, к какому направлению в философии - объективный идеализм; субъективный идеализм; дуализм; материализм; деизм - относятся следующие высказывания.
¨ «Мир есть воплощение абсолютной идеи».
¨ «Все предметы, как живые, так и неживые, побуждаются к деятельности их внутренней природой и точно таким же путем они прекращают свою деятельность».
13. Определите, к какому направлению в философии — объективный идеализм; субъективный идеализм; дуализм; материализм; деизм — относятся следующие высказывания.
¨ Начало всего – единица.
¨ Не тела вызывают ощущения, а комплексы ощущений образуют тела.
14. Определите, к какому направлению в философии — объективный идеализм; субъективный идеализм; дуализм; материализм; деизм — относятся следующие высказывания.
¨ Если люди увеличивают своё добро и экономно его расходуют, то небо не может сделать их бедными.
¨ Нашему уму никогда не может быть доступно что-либо, кроме образа или восприятия.
15. Определите, к какому направлению в философии — объективный идеализм; субъективный идеализм; дуализм; материализм; деизм — относятся следующие высказывания.
¨ В человеке сначала плоть, а потом дух.
¨ Наши восприятия суть, наши единственные объекты.
16. Определите, к какому направлению в философии — объективный идеализм; субъективный идеализм; дуализм; материализм; деизм — относятся следующие высказывания.
¨ Идеи пребывают в природе как бы в виде образцов, прочие же вещи сходны с ними и суть их подобия.
¨ Огонь, вода, земля и воздух существуют благодаря природе и случаю.… Из этих первоначал возникают тела.
Основные понятия и термины
АГНОСТИЦИЗМ ( греч. — непознаваемый) —философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Этот термин введен английским естествоиспытателем Гексли в 1869 г. для обозначения философской позиции, ограничивающей сферу компетенции философскими рамками «позитивного знания». Наиболее последовательно в истории философии агностицизм проведен в скептицизме Д. Юма, который полагал, что все познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти за его пределы, а потому не может судить о том, каково отношение между опытом и реальностью.
АКСИОЛОГИЯ (греч. — ценность и слово, учение) — философское учение о ценностях как основании целеполагающей деятельности людей. Центральное для аксиологии понятие «ценность» фиксирует важнейший аспект существования человека — его способность к активному и сознательному преобразованию мира и самого себя в соответствии со значимыми для него идеальными представлениями.
ВЕРА (осн. значения — истина, правда) — это особое состояние психики индивида, группы, выражающееся в твердой убежденности, в несомненном доверии и надежде. В вере содержится ожидание осуществления желаемого. В ней соединены осознанное и неосознанное, рациональное и иррациональное, она тесно связана с интуицией. В полной мере вера рационально не аргументирована и практически не проверена. Несмотря на это, она выступает важным фактором, действенным стимулом решимости и активности людей. Вера находит выражение в любой сфере жизнедеятельности людей.
На вере основаны все религии, где она выступает всегда в оппозиции с разумом. Но не всегда вера связана только с иррациональным фактором. Она имеет глубокий эвристический смысл, когда речь идет о вере человека в свои способности, в силу человеческого разума, его возможности постичь объективную истину и закономерный порядок вещей. Тогда она основывается на критическом восприятии имеющегося знания, одновременно существуя в тесной связи с ним. В этом смысле вера является необходимой предпосылкой и условием познания.
ГНОСЕОЛОГИЯ (лат. — знание, учение) — наука о познании, об источниках достоверного знания, теория познания. Гносеология раскрывает связь и соотношение индивидуального вклада познающего субъекта и социального опыта, формирующегося в совместной деятельности людей. Познание — это духовная деятельность, содержанием которой является производство нового знания путем использования достижений прошлых поколений. Процесс познания есть движение к всё более полному и глубокому знанию, обладающему достоинством истинности. Познание включает в себя необходимые элементы: объект и субъект познания, средство и методы познания, результат знания и его оценку.
ДЕИЗМ (лат. — бог) — философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нем никакого участия и не вмешивается в закономерности течения событий. Его представители хотя и признавали бога, но резко принижали его функции, сводя их к творению материи и сообщению ей первоначального импульса движения (Ф. Бэкон, М. В. Ломоносов).
ДУАЛИЗМ(лат. — двойственный) — философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу, двух начал — материи и сознания, физического и психического. Например, Р. Декарт полагал, что в основе бытия лежат две равноправные субстанции: мыслящая (дух) и протяженная (материя). В большинстве случаев противопоставление этих начал сводится либо к идеализму (например, древнейшие религиозно-космологические учения), либо к высшему (духовному) существу — богу, либо развертывается целиком внутри самого духа (И. Кант).
ДУХ — высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преобразования действительности, открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей, а также идеальная, правящая миром сила, к которой человек может быть активно или пассивно причастен.
ЗНАНИЕ — можно определить как заслуживающую доверия истинную и достаточно обоснованную информацию о реальности, как результат духовной деятельности, отраженный в научных теориях в искусстве, в языке, выражающий момент устойчивости в познавательном процессе.
ИДЕАЛ (греч. — образец, норма, идеальный образ) — образец, совершенство в чем-либо, высшая цель, определяющая стремления и поведение отдельного человека, группы людей. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие мировоззрению человека действенную силу. Часто ради него люди отказывают себе во многом, сознательно идут на жертвы и лишения. Однако имеются не только высокие, но и низменные, утопические, религиозные и иные идеалы.
ИДЕАЛИЗМ — философское учение, которое все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю. Основные разновидности идеализма:
· Объективный идеализм — провозглашает независимость идеи, бога, духа — вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Ф. Аквинский, Г. Гегель).
· Субъективный идеализм — утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (И. Кант). Крайняя форма субъективного идеализма — солипсизм, согласно ему с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений (Дж. Беркли).
ИДЕЯ (греч. — вид, способ действия, качество, идея, созерцание) — понятие, обозначающее сущность каждой вещи, ее прототип, происходящий либо из божественного разума, либо из общего мирового принципа. В античной философии учение об идее было развито Платоном.
МАТЕРИАЛИЗМ — философское учение, в соответствии с которым материя является единственным основанием всего существующего, также и явлений духовного порядка. Выделяют следующие основные формы материализма:
· Материализм Древнего Востока и Древней Греции — это первоначальная форма материализма, в рамках которой предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания и состоят из материальных образований и элементов (Фалес, Демокрит, Гераклит и др.).
· Метафизический (механистический) материализм Нового времени в Европе. В основе его лежит изучение природы, но все многообразие ее свойств и отношений сводится к механистической форме движения материи (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламетри, К. Гельвеций и др.).
· Вульгарный материализм сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей (К. Фохт, Р. Молешотт, Л. Бюхнер).
· Непоследовательный материализм — отсутствует материалистическое понимание общества и истории (Л. Фейербах).
· Диалектический материализм, в котором в органическом единстве представлены материализм и диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс).
· Последовательный материализм — в его рамках принцип материализма распространяется и на природу и на общество (марксизм).
МЕТАФИЗИКА — философская наука о сверхчувственных принципах бытия; противоположный диалектике философский метод, исходящий из количественного понимания развития, отрицающий саморазвитие. Оба указанных смысла понятия «метафизика» исторически преемственны: возникнув, как наука о началах всего сущего, метафизика на определенном этапе, на базе механистического естествознания 17 в., была переосмыслена как общий антидиалектический метод. В качестве метода мышления, противоположного диалектике, метафизика впервые была противопоставлена сначала идеалистической диалектике Г. Гегеля, а затем диалектико-материалистической философии К. Маркса и Ф. Энгельса.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их воля, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают социальная группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Источник происхождения того или иного мировоззрения — условия материальной жизни общества, общественное бытие. Мировоззрение имеет уровневую структуру и складывается из мироощущения, мировосприятия и миропонимания. Выделяюттипы мировоззрения: мифологическое, религиозное, обыденное, научное.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ МИФОЛОГИЧЕСКОЕ — тип мировоззрения, который строится в основном на преобладании ассоциативных, а не смысловых связей. Здесь соединились первобытные верования, образное отношение к миру, зачатки эмпирических знаний. В мифологическом мировоззрении отсутствует осознание отличия человека от внешней природы, индивидуальное сознание не вычленено из группового, не различаются образ и предмет, субъективное и объективное, принципы деятельности не отделены от деятельности как таковой.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАУЧНОЕ — тип мировоззрения, который выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и отличаясь определенной мерой логической доказательности. В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, в научном мировоззрении система взглядов претендует на теоретическую и философскую обоснованность, как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также принципов и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ ОБЫДЕННОЕ (житейское) — тип мировоззрения, который порождается непосредственными условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот уровень мировоззрения существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире.
Жизненно-практическое мировоззрение неоднородно, поскольку неоднородны — по характеру образования, уровню интеллектуальной, духовной культуры, по национальным, религиозным и другим традициям — его носители. Широта диапазона «жизненной философии» — от самых примитивных, отсталых, обывательских форм сознания до проявления полноценного, просвещенного здравого смысла, трезвой, разумной жизненной ориентации в среде ученых, художников, политиков.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ — тип мировоззрения, которому свойственно создание воображаемых образов, соединение содержания, адекватного действительности, с иллюзиями, символичность, аллегоричность, эмоциональная насыщенность. Освоение мира в религиозном мировоззрении осуществляется через удвоение мира на «земной» и «небесный». Основу религиозного мировоззрения составляет вера:
· в объективное существование божественных существ, в созданный ими мир;
· в возможность общения с этими существами и получение от них помощи;
· в истинность религиозных представлений, взглядов, догматов, текстов.
В основе религиозного мировоззрения лежит культовая система. Религиозное мировоззрение решает задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей.
МИРОВОСПРИЯТИЕ — уровень мировоззрения, понимаетсякак переживание воздействующей на человека реальности в форме восприятий, где создается цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия.
МИРООЩУЩЕНИЕ — уровень мировоззрения,понимаетсякак переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, где фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей.
МИРОПОНИМАНИЕ —уровень мировоззрения,представляет собой понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения, способный вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов, связано с абстрактным мышлением и теоретическим познанием.
МИФОЛОГИЯ (греч. — предание, сказание и слово, рассказ, учение) — фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации, как правило, передаваемое в форме устных повествований — мифов, а также наука, изучающая мифы.
Человеку, жившему в условиях первобытнообщинного строя, основанного на стихийном коллективизме ближайших родственников, были понятны и наиболее близки только его общинно-родовые отношения. Эти отношения он переносил на всё окружающее. В мифологии эти представления получили форму обобщений, таких как:
· фетишизм — одушевление отдельных вещей, совпадение вещи и «идеи» самой вещи;
· анимизм — отделение «идеи» вещи от самой вещи;
· тотемизм — фетишизация данной общины или племени, выраженная в образе того или другого основателя этой общины или племени;
· язычество — неразличенность личности и природного бытия, то есть все специфически человеческое, социальное, личностное, «духовное» для «Я» приравнено к природному. Из вещности, ограниченности божества вытекает необходимость многобожия.
МОНИЗМ ( греч. — один, единственный) — способ, рассматривающий многообразие явлений мира, исходящее из одного начала. Таким началом выступает материальная или духовная субстанция. Отсюда следует, что монизм может быть двух видов — материалистический и идеалистический.
ОНТОЛОГИЯ ( греч. — сущее и наука) — учение о предельных фундаментальных структурах бытия, о сущности бытия, о том, что лежит в его основе, об основных формах его существования и направления его развития. На эти вопросы частные науки отвечают лишь в рамках собственного предметного поля. Философия же ставит данные проблемы в наиболее общей, предельной форме, выделяя всеобщие предпосылки бытия и исследуя наиболее общие взаимоотношения между миром и человеком. В историко-философской традиции онтологическая проблематика разрабатывалась в рамках метафизики.
ПЛЮРАЛИЗМ (лат. — множественный) — предполагает несколько или множество исходных оснований. В основе плюрализма лежит утверждение о множественности оснований и начал бытия. Примером могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, воздух, вода, огонь и т.д.
ПРАКСИОЛОГИЯ (лат.— практика и слово, учение) — раздел философии, изучающий всякую человеческую деятельность, направленную на достижение цели. Праксиологическое знание обладает структурой:
· субъект практики — человек или группа людей, цели которых определяют смысл совершаемого;
· сама цель как субъективный образ желаемого будущего;
· целенаправленная деятельность;
· средства практики;
· объект практического действия;
· результат практики;
Философия ищет фундаментальные смыслы практики.
РЕЛИГИЯ (лат. — благочестие, набожность, святыня, предмет культа) — одна из форм духовной жизни, способ практически-духовного освоения мира обществом, группой, индивидом и личностью. Элементы и структура религии складываются и изменяются в ходе истории.
Благодаря религиозной вере определенные персоны, предметы, действия, слова, писания наделяются религиозными значениями и смыслами, носители которых образуют символическую среду и включаются в ритуал.
По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному. Религия выполняет ряд функций: мировоззренческую, регулятивную, культурную, правовую, эстетическую.
СКЕПТИЦИЗМ (греч. — рассматривающий, исследующий) — философское направление, основанное античным философом Пирроном. Опираясь на идею Демокрита о недостоверности знания, скептики не допускали возможности достоверности знания, отвергали существующие причины явлений, объективное существование добра и зла. Иными словами, в основе скептицизма лежит недоверие к любым определенным взглядам и представлениям, сомнение в существовании истины и возможности какого-либо надежного ее критерия. Крайняя форма скептицизма — агностицизм.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ — учение об общественном бытии. Ключевое понятие социальной философии — общественная жизнь, имеющее истоки в понятии общество, понимаемое как особый, самодостаточный коллектив взаимодействующих людей, обладающий универсальными законами организации и конкретными формами их проявления.
Предметом изучения социальной философии является не только общество, но и социум, или социальность вообще, как особая неприродная, точнее надприродная реальность. Социальная философия выделяется как относительно самостоятельная дисциплина в 19 веке. (Г.Гегель, К. Маркс, О. Конт, Г. Спенсер). В 20 веке проблемы социальной философии развивали такие мыслители как О. Шпенглер, А. Бергсон. Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Поппер, М. Вебер, Н. Бердяев, П. Сорокин и др.
ТЕИЗМ (греч. — бог) — религиозное мировоззрение, исходящее из понимания абсолюта как бесконечной божественной личности, трансцендентной миру, свободно творящей мир. Теизм отличается от пантеизма признанием трансцендентности бога, а от деизма — признанием постоянной активности бога, часто выливающейся в чудо.
ТЕОЛОГИЯ (греч. — бог и слово, учение) — богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, совокупность рассуждений и доказательств истинности вероучения, обоснование верности содержания и способов культовых действий, норм и правил жизни. Основные философские истоки традиционной теологии христианства, иудаизма и ислама — учения Платона, Аристотеля и неоплатонизма. Хотя теология не может обойтись без философского понятийного аппарата, она по сути своей отлична от философии, в том числе и от религиозной философии. В пределах теологии как таковой разуму отводится служебная герменевтическая (истолковательная) роль, он принимается некритически и только разъясняет «слово божие».
ТЕОСОФИЯ (греч. — бог и мудрость, знание) — в широком смысле слова — мистическое богопознание. Позднее теософией, в отличие от теологии, опирающейся на откровение и догматы, стали называть учения о божестве, исходящие из субъективного мистического опыта и стремящиеся изложить этот опыт в виде связной системы. Некоторые исследователи относили к теософии гностицизм, неоплатонизм, и т. п. Более распространённым является, однако, отнесение этого термина к ряду мистических учений 16 — 18 вв., стоящих вне прямой церковной христианской традиции.
УБЕЖДЕНИЕ — полная и непоколебимая уверенность человека в правоте своих идей, которые, по мнению К. Маркса, овладевают нашей мыслью, к которым разум приковывает нашу совесть; узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца; демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им. Наличие убеждений является одним из показателей социальной зрелости человека, формирования его как личности. Прочность убеждений не означает, что они не могут изменяться и уточняться под воздействием новых знаний и фактов, изменяющейся социальной действительности.
ФИЛОСОФИЯ (греч. — любо