СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ В ОБЩЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ 6
1.1 Понятие и сущность категории этики в философском знании 6
1.2 Профессиональная этика в системе прикладного этического знания 15
2 ЭТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ СПЕЦИАЛИСТА КОНФЛИКТОЛОГА 22
2.1 Конфликтология как научная и практическая дисциплина 22
2.2 Медиация как способ разрешения конфликтов, регламентируемая нравственно этическими нормами 36
2.3 Основные этические положения, ориентирующие специалиста конфликтолога в своей деятельности 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ВВЕДЕНИЕ
В повседневной, обыденной жизни мы часто используем такие слова как нравственность, мораль, этичность, ответственность, долг, честь и тд. У каждого человека свое представление о морали и нравственности, свои рамки за которые выходить нельзя – этика, которой мы руководствуемся изо дня в день. Современное общество сплошь пропитано этическими нормами, на работе, дома, с друзьями и так далее, где бы вы не находились везде есть нормы и правила, социальный контроль охватывает все сферы жизни общества. Нас же интересует профессиональная сфера, а именно профессиональная сфера специалиста конфликтолога.
Актуальность этой темы бесспорна, так как направление конфликтология лишь недавно вступила в систему образования, специалистов в данной области очень мало. Так же из-за того, что наука молодая нет четкой профессиональной этической базы в данном направлении, нет практического руководства. «Как вести себя правильно с профессиональной точки зрения? Этично ли это будет в данной конфликтной ситуации?», эти вопросы задает себе начинающий специалист. Но обратится не к чему, еще пока нет этического кодекса профессиональной деятельности конфликтолога, и молодым специалистам приходится опираться только на свою интуицию, на свои внутренние нормы и правила.
Гипотеза: Этические кодексы в различных профессиях имеют общую структуру и основные этические принципы, так как этика это древняя категория философского знания и основные принципы в профессиональной деятельности остаются неизменными, так же как вечные ценности.
Объект: этика профессиональной деятельности.
Предмет: этические стандарты деятельности конфликтолога.
Главной целью нашей работы ставим, прежде всего, изучение профессиональной этики в различных областях знания, как именно формировалась профессиональная этика, а так же анализ специфики деятельности конфликтолога.
Задачи нашей работы можно определить как:
- Изучить понятие и сущность этики в философском знании;
-Проанализировать профессионально-этические нормы в общественных и гуманитарных науках;
- Проанализировать конфликтологию как науку и учебную дисциплину;
- Определить предпосылки развития конфликтологических идей;
- Дать общее определение медиации как технологии разрешения конфликта имеющую законодательную основу;
- Разработать основные этические положения, ориентирующие специалиста конфликтолога в своей деятельности, путем метода – анализа документов.
Структурно дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Практическая значимость: Полученные материалы, в ходе написания дипломной работы, могут быть использованы на лекционных и практических занятиях по дисциплинам: технологии регулирования конфликтов, введения в специальность, общая конфликтология. Так же может быть использована как основа проведения более масштабного исследования, на основе, которого можно выделить наиболее значимые принципы, которые в дальнейшем могут быть использованы в процессе стандартизации профессиональной деятельности конфликтолога.
Теоретическая значимость: расширены имеющиеся теоретические представления, понятия об профессионально этических положениях специалиста конфликтолога.
Источниками для написания диплома послужили философское мировоззрение на проблему этики таких философов как Аристотель, Гомер, Кант и др. В процессе подготовки дипломной работы были использованы многочисленные периодические публикации в журналах "Конфликтология" Титова Л. Г. Дмитриев А. В. Методологически и практически значимые труды современных ученых, комплексно исследующих вопросы конфликтологии: Козер Л., Дарендорф Р., Гришина Н. В., Здравомыслов А. Г. И др.
ЭТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ СПЕЦИАЛИСТА
КОНФЛИКТОЛОГА
1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИИ ЭТИКИ В ФИЛОСОФСКОМ ЗНАНИИ
Рассмотрим определение этики. С точки зрения философии этика- это философская наука, объектом изучения которой является религиозная и светская мораль о принципах социально-нормативного общения. Термин “Этика” ввёл в научный оборот древнегреческий философ Аристотель. Согласно учению Аристотеля, этика - такая наука, которая изучает человеческие характеры, нравы, мотивы поведения людей, человеческие пороки и добродетели. Со времён Аристотеля и до наших дней нравственная философия является теоретическим фундаментом для развития рациональных этических знаний, умений и навыков. Предметом изучения этики является мораль, история социально- этнических нравов, право, обычаи, традиции в их светском (бытовом, научном) и конфессиональном (религиозном) проявлении. Так как мораль является неотъемлемой частью этики, выделим ее основные функции:
- Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).
- Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.
- Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения.
- Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.
- Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.
- Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы – важнейший элемент нравственного поведения личности.
- Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку
Таким образом, мы видим, что мораль занимает важное место в жизни человека и является неотъемлемой частью его жизни, выполняя важные функции в формировании ценностных ориентиров, и взаимодействия человека с социумом.
Дельнейшим важным этапом в нашей работе будет рассмотрение структуры морали, что в ней является объектом и субъектом. И так объектом изучения этики является многообразие форм светской и конфессиональной морали в истории эволюции человечества.
Субъектом изучения этики является человек разумный: лидеры философско - этических учений от древнейших времён до наших дней. Признание норм этики в обществе делает общество цивилизованным и способствует прогрессу социальных отношений. Востребованность в этике (в определённых нормах социальных отношений) обнаружились на заре человеческой цивилизации. Первобытные истоки представлений о «нормах» поведения обнаруживаются в стаде, в стае, в первой человеческой семье, роде, общине, племени. Более широко разнообразно своеобразие этических учений развивается национальном, далее народном фольклоре. Первобытные люди для позитивного стадного, а позже коллективного общения и проживания вынуждены были принять и узаконить нормы коммуникативной морали: не воруй, не навреди ближнему, помоги ближнему, слабому и др. Но в силу сложности и противоречивости социально- экономической эволюции одни нормы морали принимались, другие отрицались.
Этика является особым способом познания исторических причин избирательной эволюции морали светского и этнорелигиозного характера. Видно, что религия очень сильно повлияла на формирование этических стандартов. Языческая мифология - носитель и хранитель языческой этики и ритуалов древних народов мира. В языческие (дохристианские) времена люди развивают нормы морали с
позиции авторитета божественных идолов и кумиров, которые накладывают
табу (запреты) на определённые деяния. Например, нельзя (табу) собирать
грибов в священном лесу волхвов, шаманов, колдунов, нельзя посягать на
собственность «святых» мест, нельзя украшать своё тело так же, как это
дозволено вождям и жрецам племён и т.д. Языческие табу, включая этические заповеди семи греческих мудрецов, способствовали выработке этических заповедей Библии. Этика Библии на основе морально-нравственных заповедей Моисея (в Ветхом Завете) и Иисуса Христа (в Новом Завете) обязывает человека очищать себя от скверны грехов языческих. Принципиальные отличия десяти заповедей Моисея от учения Иисуса Христа. Моисей, физически спасая свой народ от египетского плена лишь подготовил почву для спасения души от скверны языческой. Иисус Христос более глубоко формирует основы и принципы спасения души человеческой от грехов языческих. (Пятикнижие Моисея) и Нагорной проповеди Иисуса Христа. (Евангелие от Матфея). Отрицая моральные нормы языческих учений (Книга Мертвых, Книга Пирамид, Велесова книга, Заратуштра, Веды, Ригведы, Аюрведы и др.), христианство подарило человечеству десять нравственно-этических заповедей от имени Моисея – основателя иудаизма, суть которого изложена в Торе, Талмуде, в священных книгах Ветхого завета.
Важно изучить историю развития этики, для того что бы рассмотреть как менялись этические стандарты с течением времени. В соответствии с тремя классовыми общественно-экономическими формациями в истории этики, также как и в истории философии в целом, выделяются три периода: античность, средневековье и Новое время. Они отличаются подходом к решению основной этической проблематики, в первую очередь о соотношении сущего и должного.
Первый этап это античная этика, рассмотрим его более подробно. Античная этика является по существу учением о добродетелях и добродеятельной личности. Согласно такому пониманию, посредствующим звеном между нравственной эмпирией и моральным долженствованием и их реальным синтезом является моральная личность. Эта этика оптимистична, в ней утверждается нравственная самоценность и суверенность человека. В понимании древних философов, человек лучше любых правил, лучше своих собственных поступков. Специфика его в том, что он есть существо разумное и общественное; по мнению философов, гармоничное общественное устройство является средством добродетельности граждан, совершенного обнаружения ими свойств разумной сущности. Так, например, два определения человека, которые дает Аристотель, - человек, есть существо разумное и человек есть политическое существо - взаимосвязаны и обуславливают друг друга. Такое понимание морали - результат рефлексии над характером отношений свободных граждан в античном городе-государстве. С переходом от полисной организации к крупным военно-бюрократическим объединениям это понимание обнаружило свою узость, односторонность.
Дальнейший этап, который нам предстоит рассмотреть это средневековье. Средневековая этика является отрицанием античной. Мораль в средние века понимается как система внешних, надличностных и неизменных норм поведения, которые совпадают с заповедями бога. Мыслится, что цель и норма поведения человека заключены не в нем самом, а в его творце - боге. Для средневековой религиозной этики характерны стремления подчинить конкретного человека абстрактному человеку, фактическая дискредитация всех предметных целей человеческой деятельности. Как мы видим, в частности, на примере этики Августина, идея божественного происхождения моральных норм фактически приводит к отрицанию возможности их существования, а тем более действительности. В средневековой этике органически сочетаются два на первый взгляд противоположных, но, в сущности, глубоко взаимосвязанных воззрения: с одной стороны, моралистический взгляд на мир, согласно которому мораль предшествует бытию, с другой - отрицание нравственной свободы человеческой личности. Наиболее последовательные теоретики христианской морали склоняются к выводу, что мораль - есть простое, не выразимое самотождество, которое достигается тогда, когда человек отрешается от всего земного, в том числе и прежде всего от самого себя как единичного, особенного существа, когда родовая сущность - богоподобие - становится его единственной, всепоглощающей характеристикой. Если античная этика до такой степени была увлечена идеей нравственной суверенности личности, что в итоге пришла к отрицанию всеобщего содержания морали, то средневековая этика, напротив, до такой степени подчеркивает всеобщее содержание морали, что игнорирует историческую и личностную определенность ее проявлений.
И последний третий этап, который мы рассмотрим это этика Нового времени. В этике Нового времени заметно стремление преодолеть односторонности определений морали в античности и средневековье, понять мораль одновременно и как имманентное свойство человеческого индивида, и как надындивидуальное общественное явление. Мыслители Нового времени не могут принять средневековую точку зрения на человека как на ничтожное существо, но и не разделяют наивной веры античности во всесилие нравственных возможностей личности, они видят, что реальные люди и нравы очень далеки от идеала добродетели. Коренная нравственная проблема принимает такой вид: каким образом масса эгоистичных индивидов буржуазного общества может стать ассоциацией, члены которой солидарны между собой? В этике Нового времени (особенно ярко у Канта) проблема сущего и должного приобретает форму трагического, неустранимого разрыва, что было признанием, хотя и неадекватным, нравственной бесперспективности классового общества. Обоснование невозможности реального синтеза, опосредствований между общественными нравами и абстрактными моральными принципами явилось той высшей точкой домарксистской этики, с которой началось (в системах Гегеля и Фейербаха) непосредственное формирование предпосылок историко-материалистического понимания морали. Домарксистская этика рассматривала нравственность либо с точки зрения должного, либо с точки зрения сущного. В первом случае основой суждений становится абстрактная мораль. Этика пытается обосновать превращенную логику, иллюзию эмансипировавшегося от мира морального сознания: от должного к сущему; можешь, потому что должен. Она истолковывало нравственное совершенствование личности как ее духовное само-принуждение, само-обуздание, результат ограничения ее непосредственных склонностей, интересов, выход за социально-природные границы живого человека. Свою основную задачу представители этого направления этики видят в том, чтобы философски обосновать необходимость, разумность отпущений моральных норм и наметить эффективные социально-воспитательные процедуры для их освоения индивидами. Данное представление конкретизируется в различных нормативных моделях, среди которых наиболее известными являются этика внутренней стойкости, религиозная этика любви, рационалистическая этика долга.
Второе направление в этике рассматривает мораль как конкретное свойство конкретных индивидов. Моральные нормы лишаются изначального, внеэмпирического статуса, а соответственно и абсолютной власти над личностью. Не мир подводится под моральные принципы, а, напротив, моральные принципы выводятся из мира. Этика отрицает необходимость подавления живых склонностей во имя абстрактных норм, видит в морали выражение и продолжение природных и социальных характеристик человека, придает нормативный смысл его стремлениям, потребностям и интересам. Эта ориентация этической мысли воплотилась по преимуществу в концепциях гедонизма, евдонизма, утилитаризма, разумного эгоизма. Различие указанных подходов к пониманию морали было своеобразным проявлением на этической почве спора основных философских партий. То, что в гносеологии предстает как борьба материализма и идеализма, в домарксистской этике обнаруживается как противостояние евдонизма и самоотречения, эпикурейской и стоической традиции в понимании целей и смысла человеческой жизнедеятельности. Основную суть, разделяющую эти понятия можно передать формулой: мораль для человека и человек для морали. Материализм стремится «низвести» мораль до одного из способов самоутверждения конкретного человека, а идеализм, напротив, «поднять» реального человека до уровня моральных абстракций; материализм имеет дело с моральным человеком, а идеализм с человеком морали. Моральное сознание может не только выражать действительную степень гуманности, достигнутую обществом, но и искажать, камуфлировать ее. Это и происходит в классовом обществе: по мере дегуманизации общественных отношений, в основе которых лежит эксплуатация человека человеком, мораль приобретает форму абстрактных требований, находящихся в принципиальной конфронтации с сущим, мораль эмансипируется от мира, начинает воображать, будто она выше действительности, может исправить действительность и т.д.
Обособление морали от общественной практики в качестве самостоятельной формы общественного сознания и становление этики как науки совпадают - по времени, и по существу. Это наглядно обнаруживается в самих истоках (Гомер, Гесиод, ранние философы). Но и в последующей истории этика и мораль расходятся не столь сильно, как обычно принято думать. Этика не остается бесстрастной, нейтральной по отношению к реальной борьбе нравственных ценностей, позиций в обществе. Она не только объясняет нравственность, но и учит нравственности. В той мере, в какой этика учит морали, она, оставаясь наукой, становится одновременно элементом морального сознания класса общества.[43]
В настоящее время возрастает значение этики в регулировании различных видов деятельности человека в обществе. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям.
Этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями. Сегодня, когда имеет место опережающее развитие технических аспектов и отставание культурного, очень важно понять, что для стабилизации общества необходимы этические знания. Интеллигентность должна быть не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями.
1.2 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ В ОБЩЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ
Так как в предыдущем параграфе мы рассмотрели общее понятие этики, а тема нашей курсовой непосредственно связана с профессиональной этикой, нам необходимо подробно изучить понятие – профессиональная этика. Профессиональная этика — это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью. Наиболее часто с необходимостью в соблюдении норм профессиональной этики сталкиваются люди, занятые в сфере обслуживания, медицины, образования – словом, везде, ежедневная работа связана с непосредственным контактом с другими людьми и где предъявляются повышенные нравственные требования[2, с. 156]
Профессиональная этика зародилась на основе сходных интересов и требований к культуре людей, объединенных одной профессией. Традиции профессиональной этики развиваются вместе с развитием самой профессии и в настоящее время принципы и нормы профессиональной этики могут быть закреплены на законодательном уровне или же выражаться через общепринятые нормы морали. Понятие профессиональной этики связано, прежде всего, с особенностями той или иной профессии, в отношении которой употребляется данный термин. Так, к примеру, «клятва Гиппократа» и врачебная тайна – это одни из элементов профессиональной этики врачей, а беспристрастная подача правдивых фактов – элемент профессиональной этики журналистов.
Выделим некоторые особенности профессиональной этики. В любой профессии честное и ответственное исполнение своих обязанностей – одно из главнейших правил профессиональной этики. Однако некоторые особенности профессиональной этики могут быть по незнанию или невнимательности упущены начинающим специалистом – тогда такой сотрудник может быть признан непригодным к исполнению своих обязанностей. Интернет предоставляет нам список основных норм и принципов профессиональной этики, рассмотрим его подробнее:
- свою работу следует выполнять профессионально, строго в соответствии с возложенными полномочиями;
- в работе нельзя руководствоваться своими личными симпатиями и антипатиями, следует всегда соблюдать объективность;
- при работе с личными данными клиентов или других лиц, компаний всегда следует соблюдать строжайшую конфиденциальность;
- в своей работе нельзя допускать возникновения внеслужебных отношений с клиентами или коллегами, руководителями или подчиненными;
- следует соблюдать принцип коллегиальности и не обсуждать своих коллег или подчиненных в присутствии клиентов, партнеров или других лиц;
- нельзя допускать срыва уже принятого заказа через отказ от него в пользу другого (более выгодного) заказа;
- недопустима дискриминация клиентов, партнеров, коллег или подчиненных по гендерному, расовому, возрастному или какому-либо еще признаку.
В настоящее время развиваются и совершенствуются профессиональные нормы, изменяются общественные отношения. И в этой новой картине мира как никогда важно умение с уважением относиться к окружающим людям – главное достоинство профессиональной этики представителей любой профессии.
Профессиональная этика, как правило, касается лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, т.е. последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика)
Профессионализм и отношение к труду являются важными качественными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной оценке индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классово-дифференцированном обществе они определяются социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий, зависят от степени классового самосознания профессиональных групп, источников их пополнения, уровня общей культуры индивида и т. д.
Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Но к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Есть такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда основывается на высокой согласованности действий его участников, обостряя потребность в солидарном поведении. Уделяется особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, значительными материальными ценностями, некоторых профессий из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания и т. д. Здесь речь идет не о фактическом уровне моральности, а о долженствовании, которое, оставшись нереализованным, может каким-либо образом воспрепятствовать исполнению профессиональных функций [14].
Профессиональная этика, возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.
Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, этика права, предпринимателя (бизнесмена), инженера и т. д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали.
Рассмотрим на примере медицинской этики. И так медицинская этика получила развитие в 3 веке до н.э. в труде индейского народного эпоса «Аюрведа» («Книга жизни»), где отражались вопросы профессионального взаимоотношения врачей и отношений между врачом и пациентом.
Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхейм (1493-1541) – реформатор медицины – сформулировал следующие принципы:
1 врач должен постоянно думать о пациентах;
2 врач не должен лгать, лицемерить, не должен быть легкомысленен;
3 основа любого лечения – любовь.
В России первые упоминания о медицинской этике появляются во времена Петра I. Он впервые издал документ, регламентирующий врачебную деятельность. За многовековую историю медицины многие этические нормы сформировались в правила поведения врача. Свод этих правил называется медицинской деонтологией. Деонтология происходит от греческого слова «деон» - должный. Впервые его употребил английский философ Бентам.
Медицинская деонтология включает в себя учение о врачебной тайне, врачебном долге, врачебной этике и т.д. Она призвана устранить вредные последствия неполноценной медицинской помощи. Многие правила деонтологии стали чем-то наподобие правил хорошего тона, которые любой уважающий себя врач не задумываясь, соблюдает. Эти правила сформировали медицинский этикет.
Главными принципами медицинской деонтологии являются:
- действия врача должны направляться на благо пациента;
- необходимо избегать действий, которые могут причинить страдания больному или его родственникам;
- действия врача не должны наносить ущерб другим людям;
- решения врача должны основываться на знаниях современной науки;
- врач не должен смотреть на пациента как на источник обогащения;
- врач должен хранить сведения о здоровье пациента в тайне.
В данном параграфе мы рассмотрели понятие профессиональной этики, определив, что в широком смысле профессиональная этика - это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью. Так же нами было рассмотрено основные нормы и принципы профессиональной этики, данную информацию мы брали на основе интернета, т.к. точных сформулированных знаний об этом не существует. Для того, что бы определить, как этика влияет на профессию, мы кратко изучили врачебную профессиональную этику.
Выводы по главе I
1) В настоящее время возрастает значение этики в регулировании различных видов деятельности человека в обществе. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям.
Этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями. Сегодня, когда имеет место опережающее развитие технических аспектов и отставание культурного, очень важно понять, что для стабилизации общества необходимы этические знания. Интеллигентность должна быть не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями.
2) Во втором параграфе мы рассмотрели понятие профессиональной этики определив что в широком смысле профессиональная этика - это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью. Так же нами было рассмотрено основные нормы и принципы профессиональной этики, данную информацию мы брали на основе интернета, т.к. точных сформулированных знаний об этом не существует. Для того, что бы определить как этика влияет на профессию, мы кратко изучили врачебную профессиональную этику.