Стр. 31 Черкасский Б.Л. Глобальная эпидемиология.
Развитие глобализации обусловило необходимость введения в обиход понятия «болезни глобализации». Это понятие отражает не столько характер самих нозологических форм инфекционной болезни, сколько специфику их эпидемиологии, прежде всего пандемический характер распространения. Это — один из аспектов глобальной проблемы выживания человечества. Глобализация распространения инфекционных болезней обусловливает необходимость введения в обиход понятия «глобальный эпидемический процесс». Глобальный эпидемический процесс означает потенциальную возможность распространения данной инфекционной болезни между странами и характеризуется наличием предпосылок и предвестников возникновения этого явления. Глобальный эпидемический процесс представляет одно из явлений современной общественной жизни человечества. Региональные эпидемические процессы, составляющие глобальный эпидемический процесс, обусловлены природно-социальными условиями жизни людей, свойственными данной местности в данное время. Это находит свое отражение в специфике эпидемиологических характеристик эпидемий, возникающих и развивающихся на территориях каждого из вовлеченных в пандемию государств.
Термин "глобализация" (лат. globus – шар вошел в международный политический и научный лексикон в 1960-е годы. Изначально он имел сугубо финансово-экономическую специфику, обозначая тенденцию к образованию всемирной инвестиционной среды и интеграции национальных рынков капиталов. В конце ХХ начале ХХІ века термин стал означать принцип подхода к формированию, организации и развитию мира как единой целостной системы. Процессы глобализации интенсивно влияют на все сферы общественной жизни, бросая вызовы существующим механизмам нормативно-правового регулирования этих сфер.
Одним из таких вызовов ХХІ века, перед которым оказалось человечество, является возрождение старых и распространение новых инфекционных болезней. В 2000 году Совет безопасности ООН декларировал, что инфекционные заболевания переросли из проблемы здравоохранения в глобальную политическую проблему. В этом же году на встрече руководителей стран «Большой восьмерки» в Окинаве при обсуждении международного глобального сотрудничества в число приоритетных направлений было отнесено сотрудничество в области борьбы с инфекционными заболеваниями. Инфекционные болезни распространяются по планете намного быстрее, чем когда-либо прежде. Более того, они и возникают быстрее. Начиная с 1970-х годов, ежегодно регистрируется, по крайней мере, одно новое инфекционное заболевание. Эти выводы сделала Всемирная организация здравоохранения, опубликовавшая доклад о ситуации в мире в 2007 году. В докладе подчеркивается, что достаточно нескольких часов для того, чтобы новая инфекция, вспыхнувшая в одном регионе мира, вызвала чрезвычайную ситуацию на другом конце планеты.
Глобализация меняет существо эпидемического процесса, влияет на все три элемента эпидемического процесса, в ряде случаев значительно ускоряя его развитие. Она способствует формированию благоприятных условий распространения многих инфекционных болезней и изменению их структуры. Все четыре основных аспекта глобализации – экономический, экологический, политический, демографический и технологический тесно взаимосвязаны между собой и влияют как на распространенность инфекционных болезней, так и на возможность их предотвращения, контроля и лечения.
В настоящее время наблюдается ускорение эволюции инфекционных болезней, и темпы ее измеряются уже не столетиями, а десятилетиями, что дало основание В.И. Покровскому и соавт. ввести такое понятие, как «современная эволюция эпидемического процесса». За последние десятилетия клинические и эпидемиологические проявления многих инфекций изменились больше, чем за всю предыдущую историю наблюдений за этими заболеваниями. Особенно быстрыми темпами идет изменение свойств возбудителей инфекционных болезней, их адаптация к изменяющимся условиям обитания и способам воздействия со стороны человека. Ярким примером сказанному является быстрое развитие антибиотикоустойчивости у многих бактерий, что особенно пагубно сказалось на заболеваемости и смертности от туберкулеза, малярии, пневмококковой и ХИБ-инфекциях, стафилококковой инфекции и др. Отмечено и снижение чувствительности вирусов к ряду вирулицидных препаратов, рост устойчивости к дезинфектантам и антисептикам. Это способствует образованию новых эпидемических вариантов возбудителей инфекционных болезней и изменению патогенеза вызываемых ими заболеваний По статистике ВОЗ, около 2 млн людей умирают ежегодно от туберкулеза. Угроза глобальной эпидемии не только не уменьшается, но и становится все более серьезной из-за появления новых форм болезни, устойчивых к воздействию многих лекарств (MDR-TB — multidrug resistant tuberculosis). Каждую секунду бацилла туберкулеза поражает одного жителя Земли и 5-10% инфицированных лиц заболевают. Характерным для последнего времени явлением стал рост больных даже в благополучных странах. До половины больных туберкулезом в индустриальных странах наблюдается у тех граждан, которые родились за границей (в США это число равно 40%). В 2000 г. в Великобритании было зарегистрировано 7300 новых случаев туберкулеза, что является самым большим всплеском заболеваемости после 1982 г.
Малярия продолжает угрожать 40% населения земного шара. Ежегодно заболевает малярией около 500 млн. чел, а более 1 млн детей умирают от этой болезни. Самое тяжелое бремя от тропической малярии лежит на странах Экваториальной Африки, Юго-Восточной Азии, но болезнь поражает и жителей других регионов мира, включая и азиатскую часть Европейского региона ВОЗ. Сегодня стало известным, что Plasmodium knowlesi пособен инфицировать не только обезьян - длиннохвостых и свинохвостых макак (лапундеров), но так же и людей. Новая форма заболевания обнаружена недавно в Юго-Восточной Азии (Малайзия).
С другой стороны, широкое бесконтрольное применение антибиотиков вызывает изменение микробного биоценоза человека, снижает его сопротивляемость по отношению к микроорганизмам. Ухудшившаяся экологическая обстановка и большие психоэмоциональные нагрузки привели к значительному увеличению распространённости иммунодефицитов. Следствием этого стали существенное возрастание эпидемиологического значения условно-патогенных микроорганизмов и увеличение частоты заболеваемости оппортунистическими инфекциями (герпетической, ЦМВ-инфекцией, токсоплазмозом, микоплазмозами, криптококкозом, криптоспоридиозом и др.). Все чаще регистрируются необычные комбинации известных инфекций. Установлена высокая доля полиэтиологичных инфекций в структуре всех гнойно-септических инфекций в многопрофильных больницах. Если ранее основное внимание уделялось острым инфекционным заболеваниям, то в последние годы оно все более смещается в сторону хронических болезней (хронические вирусные гепатиты, ВИЧ инфекция и др.), которые являются причиной длительных страданий людей и ложатся тяжким бременем на здравоохранение, вызывая необратимые демографические потери.