СК РФ сохранил судебный порядок расторжения брака для супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей. Однако, в отличие от прежнего, новый кодекс предусматривает различные правила для расторжения брака при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака (ст. 22) и для расторжения брака при взаимном согласии на это супругов (ст. 23).
Согласно п.10 ППВС РФ от 05.11.1998 г. № 15, по делам о расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака суд в соответствии с п. 2 ст. 22 СК РФ вправе принять меры к примирению супругов и отложить разбирательство дела, назначив срок для примирения в пределах трех месяцев.В зависимости от обстоятельств дела суд вправе по просьбе супруга или по собственной инициативе откладывать разбирательство дела несколько раз с тем, однако, чтобы в общей сложности период времени, предоставляемый супругам для примирения, не превышал установленный законом трехмесячный срок.
Срок этот теперь наполовину сокращен (ранее – до 6 месяцев (ст. 33 КоБС).
Срок, назначенный для примирения, может быть сокращен, если об этом просят стороны, а причины, указанные ими, будут признаны судом уважительными. В этих случаях должно быть вынесено мотивированное определение.
Если после истечения назначенного судом срока примирение супругов не состоялось и хотя бы один из них настаивает на прекращении брака, суд расторгает брак.
Расторжение брака в судебном порядке при взаимном согласии супругов на расторжение брака (ст. 23 СК). Закон называет две причины: супруги имеют общих несовершеннолетних детей; один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется [68] от расторжения брака в органе загса.
Порядок расторжения при взаимном согласии супругов является упрощенным. Это выражается в том, что суд освобождается от необходимости выяснять мотивы развода и ограничивается установлением факта наличия такого согласия. Согласие ответчика может быть выражено как в письменном отзыве на исковое заявление, так и в форме собственноручной подписи на исковом заявлении. В последнем случае во избежание подлогов желательно удостоверить подпись в установленном порядке [69]. Согласие на расторжение брака может быть получено также в любой стадии судебного процесса. В таком случае оно либо фиксируется в протоколе, и соответствующая запись подписывается ответчиком, либо составляется отдельный документ, подписываемый ответчиком.
В таком случае расторжение брака производится судом не ранее истечения месяца со дня подачи супругами заявления о расторжении брака.
Упрощение процедуры расторжения брака тем не менее обязывает суд принять меры по защите прав и интересов несовершеннолетних детей, чьи родители разводятся (см. ст. 23-24 СК).
В соответствии со ст. 24 СК РФ при расторжении брака в судебном порядке супруги могут представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного нуждающегося супруга, о размерах этих средств либо о разделе общего имущества супругов. Если соглашение по перечисленным вопросам отсутствует либо нарушает интересы детей или одного из супругов, суд обязан: определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода, с кого из родителей и в каких размерах взыскиваются алименты на их детей; по требованию супругов (одного из них) произвести раздел имущества, находящегося в их совместной собственности; по требованию супруга, имеющего право на получение содержания от другого супруга, определить размер этого содержания.
Содержание статьи 24 сразу же стало предметом оживленной дискуссии. С одной стороны, в ней говорится о том, что супруги "могут представить на рассмотрение суда соглашение...", а с другой, на случай, если "соглашение отсутствует или нарушает интересы детей или одного из супругов", предусмотрена обязанность суда определить место жительства детей и размер алиментов. Редакция статьи дает достаточные основания заключить, что на суд возложена обязанность решать вопросы воспитания и содержания детей, независимо от наличия спора и предъявления соответствующего требования. Некоторые юристы склонны видеть в этой норме противоречие нормам гражданского процессуального права, согласно которым суд при разрешении спора не может выходить за пределы исковых требований. Однако приводимый довод неубедителен, поскольку процессуальный закон отнюдь не категоричен и допускает выход за пределы исковых требований в случаях, предусмотренных законом. По мнению Е. Чефрановой, рассматриваемая ситуация и является таким, "предусмотренным законом" случаем. С очевидностью законодатель отдает на усмотрение супругам решение вопроса о сохранении или расторжении брака, полагая это их частным делом, тогда как в определении судьбы детей, создании им надлежащих условий для воспитания и доставлении им содержания законодатель усматривает публичный интерес [70].
Вышеупомянутые соглашения должны быть представлены суду в установленной форме.
В случае если раздел имущества затрагивает интересы третьих лиц, суд в силу п. 3 ст. 24 СК РФ вправе, но не обязан выделить требование о разделе имущества в отдельное производство [71].
В случае, когда одновременно с иском о расторжении брака заявлено требование о взыскании алиментов на детей, однако другая сторона оспаривает запись об отце или матери ребенка в актовой записи о рождении, суду следует обсудить вопрос о выделении указанных требований из дела о расторжении брака для их совместного рассмотрения в отдельном производстве[72].
О процедуре расторжения брака в зарубежных странах см. учебник Пчелинцевой Л.М. С. 153-154.
Ст. 25 СК РФ по-новому определяет время прекращения брака при его расторжении в суде. Если согласно ст. 40 КоБС РСФСР брак считался прекращенным со времени регистрации развода в книге регистрации АГС, то теперь с этим моментом закон связывает только прекращение брака, расторгаемого в органах загса, тогда как брак, расторгаемый судом, считается прекращенным со дня вступления решения суда в законную силу.
Указанное правило применяется при расторжении брака в суде после 1 мая 1996 года. Брак, расторгнутый в судебном порядке до 1 мая 1996 г., считается прекращенным со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации АГС (п. 3 ст.169 СК РФ). Введение нового порядка определения момента прекращения брака при разводе обусловило возложение на суды обязанности в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака направить выписку из решения в орган ЗАГСа по месту государственной регистрации заключения брака.
Правовые последствия расторжения брака состоят в прекращении на будущее время ЛНО и имущественных правоотношений, существовавших между супругами во время брака. При этом одни правоотношения прекращаются сразу после развода, другие могут быть сохранены либо по желанию супруга, например, сохранение брачной фамилии – ст. 32 СК; выплата компенсации супругу за расторжение брака по инициативе другого супруга согласно брачному договору – ст. 42 СК) либо в силу прямого установления закона. Например, ст. 90 СК.
С прекращением брака перестает действовать законный режим имущества супругов, т.е. режим их общей совместной собственности, но при условии, что супруги разделили совместно нажитое в браке имущество. Если супруги не разделили общее имущество, то и после развода оно продолжает оставаться общим с соответствующим правовым режимом, так как было нажито во время брака. Сам по себе развод не может превратить общую совместную собственность супругов в долевую или в раздельную собственность.
Возможна ситуация, когда после развода супруги продолжают проживать вместе и приобретают какое-либо имущество. В таком случае приобретаемое имущество становится объектом собственности каждого из разведенных супругов или их общедолевой собственностью.
С расторжением брака супругами утрачиваются ряд прав (право наследования по закону после смерти супруга; право на пенсию по случаю потери кормильца и др.).