Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Историческое изменение предмета этики.




Общая характеристика этики как наука

Этика-древнейшая наука, возникла на рубеже 5-4 в. до н.э. Родоначальником её является Аристотель. Ему принадлежит формулировка понятия «этический» (он понимал под «этическим» – добродеятельный). От термина «этический» произошло название науки – этика (древнегреч. Этос- «дом, очаг», позднее «нрав, обычай, характер»).

Этика -это наука о поведении людей, нравах и обычаях в поведении.

Явления, изучаемые этикой – это мораль. Родоначальником понятия морали был Гай Юлий Цезарь. В большинстве языков мира понятие мораль и этика вошли в первоначальном виде: этика–наука о морали.

Однако, в русском языке есть понятие нравственности. Впервые это понятие встречается в 1798г. в словаре Российской Академии Наук, но образованно оно не от слова «нрав», от выражения «по нраву», т.е. «то, что по сердцу». Однако, многие ученые считают «отцом» этики Демокрита. Потому что в своих трактатах он предпринял попытку дать критерий разделения добра и зла, а добро и зло являются основными категориями этики на сегодняшний день.

Таким образом, в предмет этики входят:

-природа нравственности и нравственной деятельности;

-сущность морали как особого социального явления и формы общественного сознания, закономерности ее изменения;

-роль нравственности и морали в жизни общества;

-социальные механизмы формирования и трансформации моральных ценностей, моральных отношений, морального сознания, моральной ответственности;

-нравственная культура поведения людей и многие другие.

Но ученые не сразу пришли к такому пониманию.

Историческое изменение предмета этики.

Этика сформировалась в эпоху, когда начались распад родоплеменного строя и формирование раннего рабовладения. К этому моменту общество накопило обширные представления о добре и зле. Эти первые представления были выражены в древних эпосах, например «Сказание о Гильгамеше», в ранних литературных произведениях, в принятых в древнем обществе законах, в пословицах и поговорках, в развитых мифологических системах и т.д. Основная изучаемая проблема в эпосе о Гильгамеше (др. Шумер) – вопрос смерти и бессмертия. Вывод – бессмертие человека в делах, которые он оставил после себя.

В 6 в. царь Солон издал указ, в котором ограничил количество флейтистов и плакальщиков на похоронах. Он объяснил свой поступок так: хоронили на заре, все люди слышат музыку, и у всех появляется плохое настроение и т.д.

1. Предэтика. Первоначально учёные занялись описанием уже сложившихся обычаев и нравов. Но очень быстро этого оказалось недостаточно, и примерно с 6 в. н.э. в русле философии появляются попытки осмыслить природу поведения человека, основные механизмы, определяющие поведение. Этот период получил название предэтики.

2. Сформировался вместе с возникновением самой науки. Он относится к периоду средневековья. События побудившие к развитию этики:

-Развитие городов;

-Развитие ремесел;

-Религиозные войны;

-Инквизиция;

-Охота на ведьм

Этика стала накапливать практический материал и осмысливать возникновение, развитие, основные механизмы частных, специфических, особенных этических систем.

Сюда входит:

- Осмысление профессиональной этики;

- Этика замкнутых идеологизированных систем (рыцарские, масонские, монашеские ордена);

· Этика возрастных групп, религиозных групп и т.д. (например, до 15-го века детей не выделяли)

3. Осмысление пройденного наукой пути и рождение истории этических учений.

4. Раздел моральной прогностики. Суть – какой завтра должен быть человек. Особую роль он начал играть в новом времени и в ХХ веке. Почти с самого рождения науки учёные пытались дать идеалы, к которым надо стремиться. Однако сначала этот раздел не занимал существенного места в науке. Это было связано с усилением социального бремени и с изменением динамики социальных процессов. Оказалось, что в этих условиях человек может не успевать за цивилизационными изменениями. Как следствие – значительно расширяются механизмы воздействия на нравственные процессы, регуляция формирования морали в современном мире.

Также рассматривал основные категории этики.

Основные категории этики

Категория – то понятие, которое раскрывает сущность науки.

Добро – одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. Является наиболее обобщенной формой разграничения нравственного и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное моральное значение, того, что отвечает требованиям нравственности, и того, что противоречит им. В зависимости от того, что именно подвергается оценке (поступок, моральное качество личности, взаимоотношения людей и др.) понятие добра приобретает форму более конкретных понятий – благодеяния, добродетели, справедливости и др.

Зло – нормативно-оценочная категория нравственного сознания, противоположная понятию добра, обобщённо обозначает нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей и в явлениях действительности.

Долг – поступок, который надлежит совершить в силу взятого на себя обязательства, либо потому, что человек свободно принял в качестве авторитетной для себя нравственную норму (правило, заповедь).

Ответственность – категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу (человечеству в целом), которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм.

Честь – понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная и во многом сходная с категорией достоинства. Понятие чести раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Однако, в отличии от понятия достоинства, моральная ценность личности в понятии чести связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами. Если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении, то понятие чести, наоборот, дифференцировано оценивает людей, что находит отражение в их репутации. Соответственно, честь требует от человека поддерживать ту репутацию, которой обладает он сам или коллектив, к которому он принадлежит.

Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Достоинство – понятие морального сознания, выражающее представление о ценности всякого человека как нравственной личности, а также категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности. С одной стороны, сознание человеком собственного достоинства является формой самосознания и самоконтроля личности, на нем основывается требовательность человека к самому себе. Утверждение и поддержание своего достоинства предполагает совершение соответствующих ему нравственных поступков (или, наоборот, не позволяет человеку поступать ниже своего достоинства). С другой стороны, достоинство личности требует и от других людей уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей, высокой требовательности к нему.

Равенство – формальный принцип нравственности, согласно которому моральные требования в равной мере должны распространяться на всех людей, независимо от их общественного положения и условий жизни. В личном плане этот принцип предполагает, что при оценке поступков других людей человек должен исходить из тех же требований, которые он предъявляет к самому себе.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2733 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2346 - | 2305 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.