Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие социальных движений




Типы коллективного поведения

Согласно широко распространенной в американской социологии точке зрения Дж. Лофланда, типы коллективного поведения толпы или массы базируются на трех типах эмоций: страхе, враждебности, радости. На наш взгляд, такой подход будет излишней психологизацией массового поведения.

Стоит признать, что коллективное поведение совсем не обязательно подразумевает некое отклонение от норм и стандартов, принятых в обществе.

Коллективное поведение является универсальным, охватывая любые сферы общественной жизни в самом широком диапазоне ее проявлений — от обычной, нормальной, повседневной до различных форм отклонений. Поэтому в самом общем виде типология коллективного поведения включает в себя две основные градации: 1) коллективное поведение в институционально принятых, нормативно санкционированных условиях повседневной жизни; 2) коллективное поведение в экстремальных и экстраординарных условиях.

Первый тип коллективного поведения может быть конкретизирован в зависимости от сфер его проявления: производственно-трудовой, бытовой, общественно-политической, образовательной, досуговой т.д. Второй тип коллективного поведения, имея такую же «сферную» структуру, подразделяется на отклоняющееся от принятых норм коллективное поведение, не представляющее общественной опасности, и общественно опасное коллективное поведение. Конечно, жестких границ между двумя последними видами массового поведения не существует, и первые в определенных условиях могут перерастать во вторые.

Формы массового поведения

Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы) либо достаточно подготовленными и организованными (демонстрации, революции, войны). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись ли организаторы и лидеры, способные руководить остальными, или нет. К формам массового поведения относятся следующие:

Массовая истерия — состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха.

Слухи — совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам.

Распространение слухов — форма массового поведения. Слухи бывают ложными и истинными, они подтверждаются и не подтверждаются. Они возникают в ситуациях дефицита, недостатка информации или в тех случаях, когда аудитория радио, телевидения и печати не верит официальной информации. Совокупность людей, которые пассивно воспринимают слух либо активно его распространяют, составляет аудиторию воздействия слуха.

Аудитория воздействия слуха — не простая сумма пассивных получателей информации. Многие являются ее участниками: они не только передают новость дальше, но и что-то изменяют в ней, добавляют новые подробности либо полностью искажают смысл. Согласно гипотезе американского социального психолога Т. Шибутани, слух как коллективное действие построен на четком распределении ролей. Первые выполняют роль «посыльного» и только распространяют слух. Вторые играют роль «интерпретатора», добавляя к новости собственные соображения. Третьи оказываются в ситуации либо «скептиков», сомневающихся в достоверности слуха, либо «сторонников», горячо отстаивающих его. Кое-кто берет на себя роль «принимающего решение», готового действовать в соответствии со слухом. Большинство же остается в роли простых слушателей, или аудитории.[1]

Разновидностью слухов выступают сплетни.

Паника — такая форма массового поведения, когда люди, столкнувшись с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Участники паники действуют независимо, часто мешая и травмируя друг друга. Паника случается в экстремальных условиях. В подобных ситуациях действуют силы, неподвластные человеку, поэтому обычные средства преодоления кризиса не способствуют достижению успеха. Когда индивид убеждается, что все известные и доступные ему средства, годившиеся в обычных условиях, не срабатывают, он теряет самообладание. Появляется страх, парализующий мышление и волю. Он усиливается, когда человек замечает, что и другие люди тоже охвачены паникой. Возникает цепная реакция панических действий.

Массовая истерия в некоторых случаях выливается в панику, а в некоторых — в погромы.

Погром — коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности.

Погром часто принимает вид шовинистического выступления против какой-либо национальности или иной группы населения, сопровождающегося грабежами и убийствами.

Погром — спонтанный кратковременный всплеск насилия, подогреваемый не убеждениями, а страстями. Самым известным примером погрома являются так называемые суды Линча — самосуды, устраиваемые толпой белых над «провинившимися» неграми.

Бунт — собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание.

Причиной их возникновения служит массовое недовольство чем-либо (угнетением, плохим обращением, условиями труда и жизни) или кем-либо (чаще всего руководством). Бунт может относиться к социальной организации (бунт на корабле) и к реальной группе (бунт крестьян).

Эмоциональное состояние (недовольство) переходит сначала в стихийное действие (негодование), а затем организованное (погромы, поджоги, разрушение тюрем, захват административных зданий).

Формы организованного протеста. Если сопротивление — это пассивный способ выражения своего несогласия, то протест — активная форма защиты своих интересов от посягательства извне. Среди форм организованного протеста выделяются:

· открытый пассивный протест (невыполнение приказов, неподчинение, невыход на работу);

· скрытый пассивный протест (подстрекательство к сопротивлению, заговор, расклеивание листовок, работа с прохладцей);

· открытый активный протест (митинги, демонстрации, забастовки, стачки);

· скрытый активный протест и сопротивление (террористическая борьба, создание политической нелегальной партии, подготовка военного переворота).

Демонстрации являются формой протеста.

Демонстрация — временное и хорошо организованное коллективное выступление в защиту каких-то целей или в знак протеста против чего-то. Она требует предварительного планирования и подготовки: рекламы в газетах, официального разрешения властей, изготовления транспарантов, распределения ролей, выбора маршрута движения и ораторов. Демонстрации способны вызвать необратимые изменения в обществе.

2. Общественные движения и их исследования в социологии

Понятие социальных движений

Коллективные действия и социальное поведение групп людей составили основу нового общественного явления XX в. и по-настоящему зарекомендовавшего себя во второй его половине. Речь идет о мощном развитии социальных движений, которым был обусловлен и стимулировался динамизм человеческого общества в течение нескольких последних десятилетий. Социальные движения выступали и выступают и как источник социальных перемен, и как импульс напряжений и конфликтов, и как средство и инструмент их преодоления. Вместе с тем они указывают на те особенности и скрытые возможности данного институционального порядка, которые ранее не были известны.

Исходя из этого, социальные движения можно определить как совокупность коллективных действий большого количества людей, направленных на поддержку определенных общественных процессов и изменений или сопротивление им. В ряде случаев одно и то же движение имеет и конструктивную, и деструктивную направленность.

Социальные движения стали характерными как для человеческого общества в целом, так и для отдельных стран, поскольку люди осознали полезность своего объединения для достижения определенных целей и возможность выполнить новые социальные роли, придававшие им вес в собственных глазах и в глазах значимых других.

Как правило, причиной их появления является недовольство, неудовлетворенность жизнью в целом или какими-либо ее сторонами. В основе возникновения общественных движений чаще всего лежат объективные явления. Однако не всюду, где существует недовольство, такие движения возникают. Для этого необходимо еще и наличие субъективной готовности людей к объединению, к созданию социальных движений. Такая готовность предполагает определенный уровень сознания, образованности, устойчивости ориентации, установок, диспозиций, состояния культуры данной общности в целом.

Следует помнить, что социальные движения - это не социальные институты. Социальные институты относительно устойчивые и стабильные общественные образования, в то время как социальные движения высокодинамичны и имеют неопределенный жизненный цикл. Институты поддерживают общественный порядок, и потому каждый член общества считает их необходимым и ценным аспектом культурной жизни. У большинства людей в обществе существует убеждение, что именно институты поддерживают действующую систему статусов и ролей и систему социальных отношений. Социальные движения не имеют устойчивого институционального статуса, в них задействовано ограниченное число индивидов, и большинство членов общества не втянуто в них и относится к ним равнодушно или с неприязнью. Если же какое-либо движение получает более или менее общую поддержку со стороны членов общества, его деятельность в виде социального движения обычно заканчивается и оно превращается в социальный институт, становится необходимым элементом общественной жизни.

Социальные движения не следует смешивать и с организациями. В большинстве случаев организация является формальным социальным образованием с ярко выраженным официальным членством и фиксированными правилами, инструкциями и жестко закрепленными статусами и ролями. Социальное движение может включать в себя организации, но основой его деятельности служат усилия людей, поддерживающих идеи и ценности этого социального движения и сочувствующих им. Наблюдения за ходом развития многих социальных движений показывают, что значительная их часть практически полностью лишена признаков организованности. Кроме того, организации обычно основаны на традиционных нормативных образцах, поддерживают устойчивое и предсказуемое поведение индивидов, тогда как социальные движения неразрывно связаны с теми или иными изменениями в формах поведения, и неустойчивость культурных образцов можно считать обязательным атрибутом их существования. В ходе своего развития многие движения достигают стадии формальной организации, постепенно обрастая формальными правилами поведения, устоявшимися нормами, системой упорядоченных статусов и ролей, В этом случае движение прекращает свое существование, превращаясь в организацию или распадаясь на несколько организаций.

Социальные движения иногда действуют как группы давления, имея своей целью воздействовать на институты управления в обществе. Однако анализ политической борьбы показывает, что большая часть групп давления - это не политическое движение. Они стремятся выполнять общепринятые нормы и достичь ценностей, необходимых обществу с точки зрения наибольшей полезности, но с самого начала и сознательно направлены на поддержание изменений в этих нормах и ценностях или на сопротивление им. Случайно, и только так, социальные движения могут выполнять функции групп давления.[2]





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 631 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2312 - | 2017 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.