Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос 2. Основные представители немецкой классической философии




Немецкий идеализм (ХVIII -ХIХ в в.):

И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель и др.

 

И. Кант (1724 - 1804)

— основоположник классической немецкой философии, совершил переворот в философии, суть которого состоит в рассмотрении познания как деятельности, протекающей по своим законам.

- Главными произведениями являются: «Критика чистого ра­зума» (теория познания), «Критика практического разума» (этическое учение), «Критика способности суждения» (эстетика).

- творчество делится на 2-ва периода:

1) докритический (с 1746 до 1770-х гг.), т.е. начинал как натурфилософ => онтологическая, космологическая проблематики

- труд «Всеобщая естественная история и теория неба»

- космологическая про­блематика, т. е. вопросы происхождения и развития Вселенной

- идея самообразования Вселенной из «первоначальной туманности»

- объяснял возникновение Солнечной систе­мы, опираясь на законы Ньютона

- Космос (природа) не яв­ляется неизменным, внеисторичным образованием, а находится в по­стоянном движении, развитии

Вывод: космологическая концепция Канта в дальнейшем была развита Лапласом и вошла в историю под названи­ем «гипотезы Канта—Лапласа»

2) критический (с1770-х гг.до его смерти) => перехо­дом к вопросам гносеологического и этического порядка

-период называется «критическим», так как связан с выходом важнейших работ:

1. «Критика чистого разума» (теория познания = гносеология) - подверг критике по­знавательные возможности человека

- дал определение метафизики как науки об абсолютном, но в границах человеческого разума

- знания - основаны на опыте и чувственном восприятии

- подверг сомнению истинность знаний человечества о мире, считая, что человек пытается проникнуть в суть вещей, познает ее с искажения­ми, которые исходят от его органов чувств

- вначале следует исследовать границы познавательных способностей человека

- все наши знания о предметах - это знания не об их сущности (для обозначения которой Кант ввел понятие «вещь в себе»), а лишь знание явлений вещей, т. е. о том, как вещи являют, обнаруживают себя нам

- «вещь в себе» - неуловима и непознаваема

- (!) в историко-философской литерату­ре гносеологическую позицию Канта часто называют агностицизмом

- теория познания основана на признании существования до-опытного (или априорного знания), являющегося врожденным

- первы­ми до - опытными формами сознания выступают: пространство и время

- все, что познает человек, он познает в формах пространства и време­ни, но самим «вещам в себе» они не присущи

- от чувств процесс по­знания переходит к рассудку, а от него к разуму

процесс по­знания:

чувство à рассудок à разум

(опыт – есть граница)

- рассудок, переходя­щий за свои границы (т. е. границы опыта) - это уже разум

- роль разума - выше других познавательных способностей челове­ка

- способность к сверхчувственному познанию - трансцен­дентальная апперцепция => это значило, что человеку уже при рожде­нии дана способность ориентировки в пространстве и времени

ПР: даже животные обладают врожденными инстинктами (например, малень­кие утята идут к воде и начинают плавать без всякого обучения)

- бла­годаря трансцендентальной апперцепции в человеческом сознании возможно постепенное накопление знаний, переход от врожденных идей à к идеям разумного познания

- философская система Канта носит также название критического или трансцендентального идеализма. Трансценденталиями (от лат. трансценденте - переступать) называют до - опытные, сверхчувственные понятия, которые познаются только интуитивно

Вывод: на этапе познания мира через практический разум человек использует знания, полученные с «помощью чистого» или теоре­тического разума

2. «Критика практического разу­ма» (этическое учение) - разбирается природа человеческой нравственности

- практический разум ориентирует человека на его поведение в обществе, в жизни вообще

- «автономная воля» и правила (или максимы), вырабатывае­мые в обществе - основа поведения субъекта => «автономная воля» побуждает человека к поступкам — добрым или злым

- моральный закон (= категорический императив) -регулятор поведения лю­дей, ограничивающий их волю

- поведение человека должно основываться на трех максимумах

1. Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим за­коном.

2. В поступках исходи из того, что человек — наивысшая ценность.

3. Все поступки должны делаться на благо обществу.

- этическое учение ориентирует человека и общество на моральные ценности и недопустимость пренебрежения ими ради эгоистических интересов

- вся мораль в обществе должна основываться на со­блюдении чувства долга: человек должен по отношению к другим лю­дям проявлять себя как разумное, ответственное и неукоснительно соблюдающее моральные правила существо

- предлагал, опираясь на категорический императив, изменить жизнь людей в обществе, создать новый «этический обще­ственный строй», т.к. люди живут как бы в двух измерениях:

1) среди регламентации и установления, в государстве;

2) в процессе своей жизнедеятельности в обществе, в мире морали

- мир, официально регламентируемый государством и церковью, Кант не считал истинно человеческим миром, так как такой мир, по его мне­нию, основывается на суевериях, обманах и пережитках животных влечений в человеке

- только общество, в котором поведение людей будет регулироваться добровольным исполнением моральных зако­нов (= категорического императива) может дать истин­ную свободу человеку

- Кант сформулировал моральный закон (= нрав­ственный императив) - «поступай так, чтобы твое поведение могло стать всеобщим правилом»

- выдвинул идею о «вечном мире», осно­ванном на экономической невыгодности и правовом запрете войны

3. «Критика способности суждения» (эстетика)

Вывод: в этих работах Кант сформулировал вопросы - «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?», в ответах на которые раскрывается сущность его философской си­стемы

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 369 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2152 - | 2108 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.