Основная его задача – выведение функциональных понятий социальной теории.
Предмет социологии – социальные формы, их функционирование и их исторически обусловленные изменения.
Для построения социологии как точной науки необходимо создать новый понятийный аппарат в виде строгой системы «чистых категорий».
Социология делится на:
· «Чистую» (теоретическую)4
· Прикладную;
· Эмпирическую.
Анализ воли
Одно из центральных понятий – воля, которая является первоисточником любых намерений и действий индивида.
Действия могут носить разнонаправленный характер.
В зависимости от характера воли у индивида может быть предрасположенность к тому или иному типу деятельности.
Взаимодействия и взаимоотношения между людьми могут быть представлены в двух формах:
1. Общность (реальная органическая жизнь);
2. Общество (идеальное механическое образование).
Все социальные отношения как одна из форм социальной жизни являются продуктом воли, которая может быть как естественной, так и рациональной.
Естественная воля представлена инстинктами, потребностями, привычками, потребностями, склонностями.
Рациональная воля представлена в поиске инструментов для достижения цели.
Естественная воля всегда органична и реальна, а рациональная концептуальна и искусственна Þ типы воли лежат в основе различий между общностью и обществом.
Сущностная или естественная воля включает три части:
1. Растительную (предрасположенность к определённым вещам и роду деятельности);
2. Животную (привычка, приобретается с опытом и основывается на предрасположенности);
3. Ментальную (память, связана с мыслительной деятельностью и с использованием языка).
«Привычка есть память более низкого уровня (животная память), а предрасположенность это элементарная общеорганическая память, тогда как сама память является предрасположенностью и привычкой».
Тённис с понятием естественной воли связывает понятие доброй воли, которая есть источник добродетели.
Сущностная воля связана с искренностью, верностью, добротой, страстью, отвагой и гением.
Таким образом, сущностная воля является источником естественных моральных ценностей.
Рациональная или избирательная воля = порождение самого мышления. Она предшествует деятельности. Воля остаётся вне деятельности. Субъектом её является абстракция человеческого Я.
Составляющие избирательной воли:
- Осмотрительность (связана со свободными действиями, в которых сталкиваются противоборствующие настроения, например, удовольствие и неудовольствие);
- Предпочтение;
- Понятие.
Проявление избирательной воли связано со стремлением к власти и деньгам Þ стяжательство, своекорыстие, алчность, сребролюбие Þ развитие науки, которая позволит человеку эксплуатировать природу. Стремление к власти и её завоевание ограждает человека от господства над ним других.
Так естественная воля порождает общность, а рациональная – общество.
Общность и общество.
Тённис выделяет три вида общности, которые связаны между собой временной, пространственной и культурной связью:
1. Общность крови;
2. Общность места;
3. Общность духа.
В единстве этих связей, Тённис ищет уровни общностной воли в её элементарных формах (взаимопонимание – важнейшее из основ этих форм). Основные формы проявления общности: родство, соседство, дружба.
Общество он характеризует тем, что в отношениях между людьми нет существенной связи, - каждый выступает за себя, а в состоянии повышенной напряжённости против всех прочих.
Общество, по Тённису, - абстрактный (научный) разум.
Субъект научного разума – человек познающий, т. е. мыслящий в понятиях.
Анализируя отличительные признаки общности и общества, Тённис делает вывод о движении человеческой истории. Менее развитые типы отношений постепенно заменяются более развитыми, т. е. социальность общинная заменяется социальностью общественной.Þпараллельно с этим возрастает конкуренция, усиливается борьба пока новый тип отношений не установится окончательно. Утрачиваются ценности, связанные с общностью Þ снижение качества жизни, лишение человека его естественных условий существования. С исчезновением общности некоторые её элементы не утрачивают своей силы (например, семья). Подчёркивается важность сохранения элементов общности, т. к. без них не были бы возможны ни согласие, ни любовь, ни доверие друг к другу.
Библиографический список:
1. Е.И. Кукушкина История социологии: Учебник-М.:Высш.шк.,2009.
2. Зборовский Г.Е. История социологии: учебник. – М.: Гардарики, 2004.
3. История социологии: В 3 кн.: Учебник / Под. ред. проф. В.И. Добренькова. – Кн. 1: История социологии (XIX – первая половина XX в.) – М.: ИНФРА-М, 2004.
4. Ритцер Дж. Современные социологические теории.5-е изд.-СПб.:Питер,2002.
5. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. Ответственный редактор - академик ИС РАН Г.В. Осипов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА -М),2001.