Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Специфика краткой аннотации.




Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет искусств культуры и искусств»

Институт музыки

Кафедра музыкального образования

 

 

Л.И.Двойнос

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ХОРОМ:

АНАЛИЗ ХОРОВОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Методические указания для самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальностям 050601 «Музыкальное образование» (специализации «Дирижерско-хоровые дисциплины и методика их преподавания»), 071301 «Народное художественное творчество» (специализации «Академический хор») и направлению 050100 «Педагогическое образование» (профили подготовки «Музыка» и «Дополнительное образование»)

Кемерово 2012

 

Утверждено на заседании кафедры музыкального образования

«29» февраля 2012 г., протокол № 8.

 

 

Рекомендовано к изданию на заседании УМС Института музыки КемГУКИ

от «…….»………….. 2012 г., протокол №

 

 

Двойнос Л.И.

Ангализ хорового произведения: методические указания / Л.И.Двойнос. – Кемерово: КемГУКИ, 2012. – 24 с.

Введение

 

Необходимость анализа хорового произведения, как обязательного условия подготовки дирижера к репетиционной работе с хоровым коллективом, подтвердилось многолетней практикой. Начиная с учебного пособия «Хор и управление им» П.Г.Чеснокова, во всех последующих трудах (Г.А.Дмитревского, А.А.Егорова, К.Б.Птицы, В.Г.Соколова, П.П.Левандо и др.) этому вопросу уделялось большое внимание.

Анализ хоровой партитуры является одним из методов изучения произведения. С методикой хорового анализа студенты, обучающиеся по специальностям 050601 «Музыкальное образование» (специализации «Дирижерско-хоровые дисциплины и методика их преподавания»), 071301 «Народное художественное творчество» (специализации «Академический хор») и направлению 050100 «Педагогическое образование» (профили подготовки «Музыка» и «Дополнительное образование») знакомятся в рамках темы «Самостоятельная работа дирижера над хоровой партитурой» во время изучения учебного курса «Методика работы с хором». В течение 2-х часов, выделенных на изучение темы, студенты постигают способы и приемы самостоятельной работы над хоровой партитурой, получают общие рекомендации по методике анализа хорового произведения.

В учебных курсах «Хороведение» и «Методика работы с хором» предлагается различать учебный анализ хоровой партитуры студента и рабочий анализ опытного дирижера-мастера. Последний, по мнению П.П.Левандо, правильнее было бы назвать исполнительским комментарием к партитуре, так как это не столько анализ произведения, сколько изложение конкретного практического опыта его исполнения, в какой бы форме он не выполнялся.

В данной работе рассматривается учебный аспект анализа хорового произведения. Учебная практика показала, что тщательный анализ литературно-музыкального текста хорового произведения помогает молодому музыканту приблизиться к пониманию композиторского замысла и логически оправданно выстроить процесс репетиционной работы с хором. Использование анализа хоровых произведений в учебной практике приобщает студентов к аналитической деятельности, формирует умение грамотно излагать свои мысли, что крайне важно для учителя музыки в школе, дирижера- руководителя любительского певческого коллектива.

В связи с отсутствием в библиотеке КемГУКИ специальной литературы по системному анализу хоровых произведений, данная работа может оказать помощь студентам при выполнении практических заданий по «Методике работы с хором», при подготовке аннотаций на произведения, изучаемые в классе хорового дирижирования.

 

Раздел 1. Краткая аннотация хорового произведения

Специфика краткой аннотации.

В практике дирижерско-хорового обучения используются два вида учебного анализа хорового произведения – это краткая аннотация партитуры и развернутый анализ хорового произведения (1, с.54; 2, с.9; 6, с.161 -164; 8, с.169, 178). Для лучшего усвоения методики анализа студенты, в зависимости от подготовки, первоначально могут пользоваться лаконичной формой анализа, т.е. краткой аннотацией, а затем, накопив необходимый багаж знаний и умений, переходить к развернутому плану анализа хорового произведения.

Краткая аннотация, как один из методов изучения хорового произведения, ставит задачу перед хормейстером обобщить основных сведения о композиторе и авторе литературного текста, о составе исполнителей анализируемого сочинения, особенностей хорового изложения, а также об используемых средствах музыкальной выразительности.

Чтобы понять специфику использования средств выразительности в конкретном хоровом произведении, дирижеру - исполнителю нужно знать особенности творчества авторов. В этом может помочь литература, исследующая творчество композитора и поэта, их вклад в культуру своей страны, историю создания лучших произведений.

Анализируя средства музыкальной выразительности (жанр, форму, тональный план, темп, метр, динамику) и средства вокально-хоровой выразительности (состав хора, диапазоны и тесситуру партий), следует помнить, что они помогают раскрыть основное содержание произведения, его тему, идею.

Выражение в музыке конкретного замысла во многом зависит от фактуры (склада изложения), то есть от строения музыкальной ткани, способов соединения голосов. Осмысление способов (аккордово-гармонического, полифонического, смешанного) изложения музыкального материала поможет выстроить исполнительский план, понять логику дирижерского управления хоровым звучанием.

В отличие от краткой аннотации развернутый анализ хорового произведения в вузе – это по сути учебно-исполнительский анализ. Основные задачи развернутого анализа хорового произведения – научить молодого музыканта последовательно и систематично работать с литературно-музыкальным материалом хорового сочинения, с исторической, музыковедческой, литературоведческой информацией, научить обобщать полученные данные в итоговом репетиционном плане и интерпретации.

Краткая аннотация в учебной практике используется в устной и письменной форме. К экзаменам и зачетам по классу дирижирования студенты готовят одну устную и две письменные аннотации (на произведение с сопровождением инструмента и а капелла).

При подготовке устной аннотации следует обратить внимание не только на биографию, но и на характеристику творчества композитора и поэта (жанры творчества, тематику произведений, на достижения в литературе и искусстве); на умение подтверждать теоретические обобщения и выводы конкретными примерами из литературно-музыкального материала анализируемого сочинения или других произведений авторов. При подготовке письменной аннотации от студента требуется грамотность в использовании специальной терминологии, сокращений и обозначений, а также аккуратность и последовательность в изложении материала.

 

План краткой аннотации

Полное название хорового произведения.

1. Характеристика творчества композитора и поэта.

Автор музыки. Фамилия, имя, отчество, годы жизни. Принадлежность к творческому направлению (венский классицизм, романтизм и т.д.) или композиторской школе (римская, московская, петербургская и др.). Жанры, в которых работал композитор: оперы, оратории, кантаты, мессы, хоровые миниатюры, песни, романсы и др.

Автор литературного текста. Фамилия, имя, отчество, годы жизни. Название и год создания поэтического (прозаического) текста хорового произведения. Лучшие литературные сочинения.

2. Музыкальные и вокально-хоровые средства выразительности произведения

Жанр (оперный хор, хоровая миниатюра, песня, хорал, мотет и др). Если анализируемый хоровое произведение является частью более крупного сочинения (оперы, оратории, мессы, литургии, хорового концерта) даются общие сведения о структуре всего произведения (количество частей, актов).

Состав исполнителей (солисты, однородный или смешанный хор, фортепиано, оркестр).

Тип хора (однородный мужской, женский, детский или смешанный).

Вид хора (одноголосный, двухголосный, шестиголосный).

Фактура (аккордово-гармоническая, полифоническая, смешанная)..

Форма хорового произведения (включая структуру каждой части).

Тональный план (основная тональность, отклонения и модуляции в отдельных частях, разделах).

Диапазоны хоровых партий и всего хора.

Тесситура изложения хоровых партий: высокая, низкая, средняя (удобная).

Темп (метрономические указания, перевод на русский язык итальянских терминов).

Метр, размер (например, метр - двухдольный, размер – 2/4 или 2/2).

Особенности ритма (преимущественное использование каких-то ритмических групп или определенных длительностей).

Динамические особенности (динамические нарастания или затихания, контрастная динамика и др).

Способы звуковедения (legato, non legato, marcato, staccato).

Частные и общая кульминации в произведении.

3. Особенности дирижерского управления.

Основные трудности дирижерского управления хором (выбор дирижерской схемы, виды ауфтактов, функции левой и правой рук, и др.).

4. Список использованной литературы.

В списке должны быть представлены монографии о композиторе и поэте, учебники по истории музыки, хороведению, методике работы с хором, а также периодические и электронные издания, музыкальная энциклопедия и словари.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 708 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2259 - | 2188 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.