Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Связующее звено: этика обетованного Царства




 

К концу своей короткой, но яркой жизни, которую подло оборвала пуля убийцы, Мартин Лютер Кинг был твёрдо убежден, что те мировые кризисы, с которыми столкнулось человечество, со всей очевидностью подтверждают настоятельную необходимость воплощения в жизнь идеалов ненасилия, которые он провозглашал. Для него рост и распространение нищеты, расизма и милитаризма были доказательством ценности и значимости — не только в моральном смысле, но и в практическом — Сообщества любви. Расширилось и значение, которое он вкладывал в понятие «дух времени» для современной эпохи. «Мы живём в революционные времена»[21], — восклицал Кинг. И ненасилие сегодня может стать той синтезирующей силой, которая преобразует нынешнюю напряжённость в мире в «подлинную революцию ценностей»[22]. Современная обстановка, по мнению Кинга, не оставила перед человечеством выбора. Сегодня вопрос может быть поставлен только так: сообщество или хаос, ненасилие или небытие.

При сравнении Сообщества любви с описаниями Царства Божия в Библии становится очевидным, что, разрабатывая своё видение будущего человеческого сообщества, Кинг исходил из евангельского образца, а в основу своей концепции ненасилия положил евангельскую этику Христа (в особенности нормы, представленные в Нагорной проповеди). Не будет ни преувеличением, ни упрощением расценивать ненасилие как кингианскую версию этики Царства Божия. Сообщество любви — это общество, основанное на братской/сестринской любви и построенное в соответствии с Божьей волей (причём особый акцент в нём ставится на радикальном исправлении положения бедных и угнетённых). Этические принципы провозглашённого Кингом Сообщества любви повторяют Христовы заповеди всепрощения, смирения, бескорыстия, воздержания от насилия, миротворчества.

В связи с этим читатель вправе задать извечный христианский вопрос: как понимать и когда ожидать Царство, проповеданное в Писании? Достижимо ли оно в исторической перспективе или это тысячелетняя, эсхатологическая надежда? И наконец — в какой мере сам М.Л. Кинг верил в историческую возможность Сообщества любви?

На эти вопросы вполне отвечает сам Кинг: «Мы должны быть внимательными, чтобы не впасть в поверхностный оптимизм... Царства Божия как всеобщей реальности ещё нет. Из-за того, что грех существует на каждом уровне бытия человека, гибель одной тирании сопровождается появлением новой, …но мы также должны избегать парализующего пессимизма. …хотя человек в своём моральном паломничестве может так и не достичь пункта назначения на земле, нескончаемые человеческие усилия могут ещё более приблизить его к граду праведности… в настоящее время оно (Царство Божие) может существовать в таких изолированных формах, как …личная привязанность и в ряде проявлений коллективного человеческого общежития» [23].

Есть в этих словах что-то, сближающее их с достаточно неясными высказываниями Христа в отношении Царства Божия. По-видимому, Кинг помещает Царство где-то между реальным и идеальным планами, имманентным и трансцендентным, историческим и эсхатологическим. Кинг был абсолютно убеждён в том, что Господь управляет всей Вселенной, и правда Его в конце концов восторжествует. Также Кинг был абсолютно уверен в том, что борясь против несправедливости, человек выполняет божественную волю и тем самым привносит её в исторический процесс.

Таким образом, мы обязаны бороться за справедливость, а значит — за приближение к Царству Божию. Пользуясь этическими принципами ненасилия в реальной жизни, мы тем самым приближаемся к Сообществу любви. Кроме того, в отдельных своих проявлениях оно уже присутствует в нашем мире — в нашей борьбе за справедливость. Итак, ненасилие выступает в качестве связующего звена между реальностью, в которой мы живём, и идеалом, которым мы живём. Поэтому этика ненасилия, утверждению которой посвятил свою жизнь Мартин Лютер Кинг,— это не только в высшем смысле практический путь, но и единственно возможный путь дальнейшего развития человечества — хочется надеяться, порядком уставшего от бесконечных войн, ненависти и хаоса.


[1] Martin Luther King, Jr. Stride Toward Freedom. N.Y.: Harper & Row, 1958, p. 176.

[2] Martin Luther King, Jr. Stride Toward Freedom. N.Y.: Harper & Row, 1958, p. 176.

[3] Например: «Царство Божие — не тезис индивидуального начинания, и не антитезис коллективного. Это синтез, способный примирить истину обоих.» См. Kenneth Smith & Ira Zepp. Search for The Beloved Community: The Thinking of Martin Luther King, Jr. Valley Forge: Judson Press, 1974, pp. 114-116.

[4] Martin Luther King, Jr. Strength to Love. Philadelphia: Fortress Press, 1981, p. 51.

[5] Martin Luther King, Jr. Why We Can’t Wait. N.Y.: Harper & Row, 1958, p. 79.

[6] Martin Luther King, Jr. Strength to Love. Philadelphia: Fortress Press, 1981, p. 49.

[7] Ibidem, p. 76.

[8] Ibid., p. 88.

[9] Martin Luther King, Jr. Where Do We Go From Here. Boston: Beacon Press, 1968, pp. 36-39, 59.

[10] Martin Luther King, Jr. The Trumpet of Conscience. N.Y.: Harper & Row, 1958, pp. 74-75.

[11] Martin Luther King, Jr. Strength to Love. Philadelphia: Fortress Press, 1981, p. 48.

[12] Martin Luther King, Jr. Stride Toward Freedom. N.Y.: Harper & Row, 1958, p. 101.

[13] Martin Luther King, Jr. Pilgrimage To Nonviolence // Christian Century, 1960, April 13,LXXVII, pp. 439-441.

[14] Кинг М.Л. Письмо из Бирмингемской тюрьмы // Кинг М.Л. Есть у меня мечта…— М., 1970,— СС. 67-68.

[15] Martin Luther King, Jr. Why We Can’t Wait. N.Y.: Harper & Row, 1958, p. 82.

[16] Martin Luther King, Jr. Why We Can’t Wait. N.Y.: Harper & Row, 1958, p. 84.

[17] Richard Gregg. The Power of Nonviolence. N.Y., 1966, p. 59.

[18] Martin Luther King, Jr. Where Do We Go From Here. Boston: Beacon Press, 1968, p. 62.

[19] Martin Luther King, Jr. Strength to Love. Philadelphia: Fortress Press, 1981, p. 33.

[20] Kenneth Smith & Ira Zepp. Search for The Beloved Community: The Thinking of Martin Luther King, Jr. Valley Forge: Judson Press, 1974, p. 120.

[21] Martin Luther King, Jr. Declaration of Independence from the War in Vietnam. Riverside Church Address // Conscience In America / Ed. by L. Schlissel, N.Y., 1968, p. 437.

[22] Ibidem, pp. 436-437.

[23] Martin Luther King, Jr. Strength to Love. Philadelphia: Fortress Press, 1981, pp. 82-83.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 217 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2523 - | 2183 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.