В 1844г. в Петербурге была основана первая в России Свято-Троицкая община сестёр милосердия по инициативе и на средства великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии. Сестёр милосердия обучали уходу за больными, принципам наложения повязок, основам фармации, рецептуре. Община существовала на средства благотворительных организаций.
В 1850 г. была организована Одесская богадельня сердобольных сестер. Цель общины - уход за больными женщинами и обучение желающих осуществлять уход за ними, который включал раздачу лекарств, перевязку ран, перестилание постелей, раздачу пищи и т. д. Община включала больницу на 24 койки и отделение сердобольных сестер, куда принимались девушки и вдовы православной веры в возрасте от 20 до 40 лет. В 1854 г. в больнице общины находились на лечении раненые на Крымской войне.
Сёстры милосердия принимали участие во всех событиях, связанных с военными действиями. Согласно уставу в общину принимались вдовы и девицы 20-40 лет всех сословий и вероисповедания, но с 1855 года – только православные. В Петербурге для ухода за ранеными и больными не только на перевязочных пунктах, но и в военных госпиталях великая княгиня Елена Павловна (сестра императора Николая-I) на свои средства учредила и организовала Крестовоздвиженскую общину сестёр милосердия для попечения о раненых и больных войнах. Членами общины были женщины разных сословий и уровня образования. Во главе общины стояла Е.М.Бакунина, именитая аристократка, она работала в лазарете как простая сиделка, а среди сестёр была старшей среди равных.
Так же она предложила знаменитому хирургу Н.И.Пирогову организовать женский уход за ранеными и больными на поле битвы. Н.И.Пирогов принял предложение великой княгини.
В 1859 г. в Петербурге была учреждена Покровская община сестер милосердия Великой княгиней Александрой Петровной. Согласно уставу (1861 г.) целью общины являлось "попечение о приходящих больных, подготовка опытных сестер милосердия и воспитание бедных и бесприютных детей". Община включала отделение для сестер милосердия, больницу, лечебницу для амбулаторных больных, аптеку, отделение для грудных детей, отделение для детей младшего возраста, школу для мальчиков, училище для подготовки фельдшериц.
В 1861 г. княгиня М. М. Дондукова-Корсакова создала в Псковской губернии общину сельских сестер милосердия.
В 1863 г. княгиня А. В. Голицына организовала в Москве приют для иногородних монахинь, а при нем больницу и общину сестер милосердия.
В 1866 г. княгиня Н. Б. Шаховская создала общину сестер милосердия "Утоли моя печали". При общине, созданной при тюремной больнице, позднее были открыты сиротский приют для девочек, больница и амбулатория. Впоследствии община стала самой крупной в России, в 1877 г. она насчитывала 250 сестер милосердия.
В 1870 году Главное Управление Российского Красного Креста организовало общину сестер милосердия Св. Георгия. На должность настоятельницы была приглашена Елизавета Петровна Карцева. Сюда при содействии Боткина привлекаются лучшие медицинские силы.
Сестры милосердия работали в госпиталях во время русско-турецкой (1877-1878г.г.), русско-японской (1904-1905г.г.), Первой мировой (1914-1918г.г.)войн. Всего в военных действиях работало 160 сестёр,17 их них погибли при исполнении долга.
В конце 60-х годов ХIХв. появились общины сестёр милосердия в Одессе, Харькове, Тбилиси.
С 1871г. женщинам было разрешено работать в госпиталях и в мирное время.
В 1875г. Было издано положение о медицинских сёстрах Красного Креста для ухода за больными и ранеными во время войны.
Основные принципы формирования общин сестёр милосердия были сформулированы только к 70-м годам ХIХ столетия. Среди крупных общин можно назвать Покровскую общину в Москве (1872), Александровскую и Марфо-Мариинскую которая была организована в феврале 1909г. в Москве по инициативе великой княгини Елизаветы Фёдоровны, супруги великого князя Сергея Александровича.
С самого начала первой мировой войны в ноябре 1914г. императрица Александра Фёдоровна, супруга императора Николая II, посвятила себя служению раненым. В короткое время был организован эвакуационный пункт, который объединял 85 лазаретов и 10 санитарных поездов. Вместе со своими старшими дочерьми Ольгой и Татьяной, она закончила двухмесячные курсы сестёр милосердия при Царскосельской общине, а затем работали в Царскосельском госпитале, оказывая помощь раненым.
Сёстры милосердия сыграли большую роль в уходе за ранеными и больными в Красной Армии и в борьбе с эпидемиями в годы гражданской войны. Наркомат здравоохранения, созданный в 1918 г. Утвердил план и программы обучения для школ, подготавливающих сестёр милосердия. С 1920г. подготовка сестёр поручилась органам здравоохранения т.к. общины милосердия были упразднены. Слово «милосердие» объявлено «поповским», вместо него появились термины: красные санитарки, красные сёстры, помврача, замврача и наконец-медицинская сестра.
К 1940 обеспеченность средними медицинскими кадрами, по сравнению с 1913г., возросла в 8 раз. В Великую отечественную войну только в армии находилось 200 тысяч врачей и 500 тысяч средних медработников. Впервые в мире в Красной Армии на линию огня была выведена женщина-санинструктор, в обязанностикоторой входили вынос раненых и оказание им неотложной помощи. Смертность среди них была самой высокой. 24 санинструктора удостоены звания Героя Советского Союза, из них 10-посмертно. В результате такой героической работы 80% больных и раненых вернулись в строй. В 1942г. начинает выходить журнал "Медицинская сестра". В годы великой Отечественной войны 1941-1945гг. 17 медсестёр получили звание Героя Советского Союза, 46 вручена медаль имени Ф.Найтингейл[3].
Нелёгок труд медсестры был и в мирное время, особенно в условиях послевоенной разрухи, когда резко увеличилось число больных, увеченных и бездомных. По мере улучшения уровня жизни была упорядочена сеть медицинских училищ, введены новые профили, увеличены сроки обучения.
В 1987 году в Туле прошёл 1-й съезд медицинских сестёр Советского Союза.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте влияние христианства, войн, движения за равноправие женщин на развитие СД.
2. Расскажите о зарождении российского сестринского дела.
3. Приведите примеры самоотверженности и героизма русских сестёр милосердия.
Литература
Основная:
1. Обуховец Т.П. основы сестринского дела/Т.П.Обуховец, О.В.Чернова;под ред.Б.В.Кабарухина._Изд.19-е,стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 766с.;ил. – (Медицина для вас) 21-30с.
2. Лекция преподавателя.
Дополнительная:
1. Учебно-методическое пособие по «Основам сестринского дела» для студентов т. 1,2 под.ред.Шпирна А.И., Москва, ВУНМЦ МЗ РФ, 2003.-720с.42-56с.
2. Дина Яфасова. Истоки сестринского дела в России. http://www.sygeplejersken.dk/nh
3. Интернет-ресурсы: http://www.rusvrach.ru/articles/ms8-06-p38-42
http://de.wikipedia.org/wiki/Gesundheits-_und_Krankenpflege
http://www.insidesuccessradio.com/GuestDirectory2.php?type=3&sortby=0
http://ricolor.org/history/eng/medicina/5/
http://forum.svrt.ru/index.php?showtopic=1183
http://www.liveinternet.ru/users/leonsija/post64112835
http://www.coolreferat.com/
[1] История Евпраксии такова. С детства она интересовалась секретами народной медицины, изучала свойства целебных растений и мазей. Став взрослой, она начала лечить людей бедного сословия. За свои успехи в лечении и за любовь к людям Евпраксия была прозвана в народе Добродеей - "делающей добро". В 1122 году Евпраксия вышла замуж за Византийского царя Алексия Комнена и получило новое имя- Зоя.
[2] Христофор Оппель, получил высшее образование в Медико-хирургической академии и защитил диссертацию на степень доктора медицины. Во время войны 1812 года он оказывал медицинскую помощь раненым русским воинам в горящей Москве. Наполеон, видя большое хирургическое мастерство Христофора Оппеля, предложил ехать с ним во Францию, однако тот отказался, заявив, что присягал России и останется с русскими ранеными. Христофор Оппель получил дворянское звание и вошел в историю Отечественной войны 1812 года.
[3] Международным комитетом Красного Креста в 1912г. учреждена медаль Флоренс Найтингейл, которой награждают сестёр, проявивших героизм в военных действиях.