Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Влияние христианства на развитие СД.




Раздел 1 МДК 1

Теория и практика сестринского дела.

 

Тема 1.2.1. История сестринского дела

Лекция

 

 

Разработала

преподаватель

по предмету «ТПСД»

Марычева Н.А.

 

Согласовано

на заседании ЦМК

Протокол №_____

от «___»_______2012г.

Председатель ЦМК

Боркун Н.М.

 

Оренбург 2012 г.

Занятие №3 Лекция

Тема 1.2.1. История сестринского дела

Студент должен иметь представление:

- об основных вехах истории сестринского дела;

Студент должен знать:

- зарождение российского сестринского дела

- историю создания и задачи сестринских общин в России;

- влияние христианства, войн, движения за равноправие женщин на развитие СД.

Самостоятельная работа.

1. Подготовка рефератов по темам: «Сестринское дело в памятниках литературы и искусства», «Сестринские общины в России»

 

План лекции

1. Влияние христианства на развитие СД.

2. Зарождение российского сестринского дела.

3. История создания и задачи сестринских общин в России.

4. Влияние войн, движения за равноправие женщин.

Лекция

Влияние христианства на развитие СД.

Полная история сестринского дела охватывает тысячелетия. Особенно много для ухода за больными сделало христианство, т.к. в основе христианской идеи – внимание и справедливость к личности, жалость к человеку Милосердие было отличительным свойством русского народа. Среди женщин Московской Руси была глубоко развита благотворительность. Одно из первых упоминаний о стационарном лечебном учреждении на Руси относится к середине Х века, когда княгиня Ольга образовала больницу, где уход за больными был поручен женщинам.

Много делали для больных монастыри. Монахи часто приглашались для ухода за больными на дому, а в тяжёлых случаях больных отправляли в монастырские больницы. Ещё до татарского нашествия в летописи упоминаются больницы в Киеве, Смоленске, Чернигове, Новгороде и др. Сёстры-монахини ухаживали за больными бескорыстно, т.к. считалось, что взимание платы за уход отнимает священный характер работы сестры милосердия.

В 988 -989 годах Русь принимает христианство. Это событие стало началом для общественного развития медико- санитарной помощи человеку. По мнению историков, "сестринское дело как отдельная объективно существующая реальность зародилась в ранний христианский период.

Почему именно христианство послужило толчком для развития медико-санитарной помощи человеку? "Христианство в огромной степени имело отношение к признанию ценности каждого отдельного человека как личности. Служить человеку значило служить Богу".

В 996 году Киевский князь Владимир издает официальный Устав, в котором вменяет в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятую часть от дохода на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц. Общественное призрение, согласно Толковому словарю

В. Даля, - есть забота о нищих, калеках, больных, сиротах, содержание их за счет общественной помощи.

С момента выхода Устава 996 года начала развиваться монастырская медицина. В XI веке при монастырях Киевской Руси начали строиться монастырские больницы- для тех, кто нуждался в лечении; и приюты (богадельни)- для калек, нищих и всех тех, кто по каким- либо причинам не мог обеспечивать себе самостоятельного проживания.

Одним из древнейших русских монастырей является Киево- Печерская Лавра, основанная в 1051 году. При монастыре его основатели Феодосий и Антоний Печерские устроили богадельню, в которой Феодосий занимался врачеванием.

Медицинская помощь в монастырских больницах чаще всего заключалась в применении уже известных народных средств в виде целебных снадобий и мазей. Лечение сопровождалось религиозными обрядами. Однако, уход, который получали больные в монастырских больницах - в виде регулярного питания, чистой одежды и постели, промывания ран, доброго успокоительного слова- такой уход был вполне реальным и осуществлялся в монастырских больницах вплоть до XV-XVI веков.

Княжна Анна Всеволодовна дочерь великого князя Киевского Всеволода Ярославича и греческой царевны Марии, дочери Константина Мономаха в XI веке в Киеве открыла светскую школу, в которой преподавалась медицина.

Внучка Владимира Мономаха - Евпраксия[1] сделала поистине революционный шаг - написала медицинский труд, посвященный вопросам физиологии, гигиены, пропедевтики и профилактики некоторых болезней. В 30-х годах XII века она пишет медицинский трактат "Мази". Медицинский трактат состоит из пяти частей. В первой части- общий обзор представлений о гигиене. Во второй части - советы по соблюдению гигиены в браке, во время беременности и по уходу за новорожденным. В третьей части - представления о гигиене питания. В четвертой- информация о наружных болезнях и рецепты лечения зубных и кожных заболеваний. В пятой части- сердечные и желудочные заболевания и советы по их профилактике. Некоторые советы, данные Евпраксией в ее труде, вполне соответствуют современным подходам. Русские историки считают его первым научным медицинским трудом, написанным женщиной.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1068 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2192 - | 2114 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.