Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Становление и развитие идеи правового государства.




Правовое государство – это государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и которое признает, уважает и охраняет права и свободы граждан.

Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни.

Выделяются, как правило, четыре этапа в развитии учения о правовом государстве.

К первому этапу относится период античной истории, когда велись поиски справедливой, разумной, рациональной организации жизни общества. Мыслители античности подчеркивали большое значение закона, его незыблемость и верховенство, обязательность как для правителей, так и для населения. Обычно ссылаются на сочинения Платона «Законы», «Государство» и «Политик»; Аристотеля — «Политика», «Этика», а также Цицерона, Полибия и Гераклита, в рассуждениях которых при­сутствовала идея правления закона, повиновения ему как условие об­щего порядка.

Положение о равенстве всех людей по природе обосновы­вал софист Антифонт. При этом он ссылался на то, что у всех людей — эллинов и варваров, благородных и простых — одни и те же естественные потребности. Неравенство же людей проистекает из человеческих законов, а не из природы.

Сократ, Аристотель: наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобя­зателен как для граждан, так и для самого государства.

Платон.

Платон выделяет семь типов государства: идеальное "государство буду­щего", которого пока не существует и в котором отпадет необходи­мость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне суще­ствующих государств:

Среди шести существующих типов Платоном указываются:

§ монархия - справедливая власть одного человека;

§ тирания.- несправедливая власть одного человека;

§ аристократия - справедливая власть меньшинства;

§ олигархия - несправедливая власть меньшинства;

§ демократия - справедливая власть большинства;

§ тимократия - несправедливая власть большинства, власть военных вож­дей, армии.

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедли­выми формами государства, а демократия - власть большинства - редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигар­хию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия, во главе такого государства должен стоять мудрец – правитель, хорошо, если этот мудрец – философ.

Также Платон выдвигает собственный план государственного устрой­ства, согласно данному плану:

• все население государства (полиса) делится на три сословия - филосо­фы, воины, работники;

• работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

• воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддер­живают в государстве порядок, в случае необходимости - участвуют в военных действиях;

• философы (мудрецы) - разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;

• философы и воины не должны иметь частной собственности;

• жители государства вместе проводят свободное "время, вместе едят (про­водят трапезы), вместе отдыхают;

• не существует брака, все жены и дети общие;

• допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.

 

Значительный интерес представляют юридические воззре­ния Цицерона (1063—43 гг. до н.э.), который был не только выдающимся оратором и политиком, но и большим юристом-теоретиком и практиком.

Определяя государство как дело народа, Цицерон поясняет, что "народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а со­единение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов". Государство как согласованное правовое об­щение людей — это, по Цицерону, определенное правовое об­разование, "общий правопорядок" (там же). Он формулирует важный правовой принцип: "Под действие зако­на должны подпадать все". Правовое равенство граждан, по мысли Цицерона, дос­тижимо лишь при смешанной форме государства, образуемой из элементов царского правления, аристократии и демокра­тии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 428 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2236 - | 2194 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.