Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Начало эпохи государственного регулирования




В 1929-1933 гг. мир потрясла «великая депрессия» – самый разрушительный в истории экономический кризис. Ущерб от него равнялся потерям в Первой мировой войне. Он показал, что не только рыночный механизм, основы которого продолжали действовать, но и деятельность монополий уже не обеспечивают нормального функционирования и развития хозяйства. Советская экономика почти не была задета кризи­сом. Но перейти, как СССР, к плановому ведению хозяйства западные страны, разумеется, не могли. И все же без достаточно жесткого государственного вмешательства, выйти из кризиса было невозможно. К 1933-1935 гг. обозначились несколько основных моделей государственного регулирования экономики.

После прихода национал-социалистской рабочей партии к власти в Германии в 1933 г. устанавлива­ется террористическая диктатура, вводящая жесткое государственное регулирование и фашистский режим, контролирующий экономику и прочие сферы. Используя популярность идеи построения социализма (общества социальной справедливости), нацисты объявили его своей целью. Но хотя государст­венные планы экономического развития ограничивали свободу предпринимательства, большая часть собственности оставалась в руках буржуазии. Ни об участии трудящихся в управлении, ни о равенстве, ни о социальной справедливости не было речи. Вскоре после прихода к власти гитлеровцы уничтожили около 200 тыс. чел. и 3 млн. чел. отправили в концлагеря. Главным же в нацизме был агрессивный шо­винизм, основанный на расизме и антисемитизме и ориентированный на мировую войну.

Совершенно иной вариант госрегулирования предложили шведские социал-демократы, вторично (после 1920 г.) пришедшие к власти в 1932 г. Они (как и другие партии, входившие в Социалистиче­ский интернационал) видели свою цель в постепенном переходе от капитализма к социализму с помо­щью реформ, таких как установление 8-часового рабочего дня, введение социального страхования, за­ключение соглашений между буржуазией и профсоюзами о решении спорных вопросов путем перего­воров и др.

В 1933 г. после победы на президентских выборах в США лидера буржуазной демократической партии президента Франклина Д. Рузвельта начинаются реформы («новый курс Рузвельта»), официально направленные на стабилизацию капитализма, но фак­тически аналогичные проводимым в Швеции, хотя и в большей степени связанные с привлечением мо­нополий к госрегулированию: создание национальной администрации по оздоровлению промышлен­ности, введение социального страхования и т.д. Такая политика Демократической партии США и со­циалистических партий Европы получила название «неолиберализм».

Итак, к середине 30-х гг. идеи госрегулирования нашли наиболее яркое воплощение в четырех моделях: 1) советской, 2) германской, 3) шведской и 4) американской. Для трех из них (1, 2, 3) были характерны социалистические лозунги, для трех (2, 3, 4) – сохранение экономического господства буржуа­зии, для двух (1, 2) – диктаторский, тоталитарный режим и административно-командные методы руководства эконо­микой, для двух (3, 4) – неолиберальный режим и сочетание экономических и административных ме­тодов в регулировании производства. Экономические и политические элементы этих систем в различ­ных сочетаниях были использованы и в других странах. В целом можно считать, что после эпохи классического рыночного капитализма (приблизительно 1810–1870 гг.) и империализма (1870–1930 гг.) ин­дустриальное общество вступило в эпоху государственного регулирования, которая продолжалась примерно до 1980-90-х гг.

 

К середине 30-х гг. серьезно обостряется международнаяобстановка: 1935 г. – агрессия Италии против Абиссинии (ныне Эфиопия), 1936 г. – вмешательство Германии и Италии в гражданскую войну в Испании и т.д. В 1936 –1937 гг. складывается военно-политический блок агрессивных государств (оформленный «Антикоминтерновским пактом») – союз Германии, Италии и Японии. Ему в военно-политическом плане реально могли противостоять, с одной стороны – СССР, а с другой – Англия, Франция и США. Однако взаимное недоверие и идеологические разногласия не позволили им создать систему коллек­тивной безопасности и противодействия фашизму, хотя такие попытки предпринимались. Так, в 1935 г. СССР заключил соглашения с Францией и Чехословакией о взаимопомощи против агрессии. В то же время Мюнхенское соглашение (между Германией, Англией и Францией о решении территориальных проблем в Европе, 1938 г.) англо-германская и франко-германская декларации о ненападении (1938 г.) и советско-германский пакт о ненападении (1939 г.) больше способствовали не предотвращению войны, а ее развязыванию. Никакие договоры с Гитлером не могли изменить идеологию нацизма, изначально ориентированную на мировую войну.

Определенное противодействие распространению фашизма, а значит, и развертыванию новой миро­вой волны оказывали профсоюзы и левые партии. Однако их деятельности мешало отсутствие единства.

Коммуни­сты даже стали обвинять социал-демократов в «социал-фашизме» (пособничестве фашистам). Но в 1934 г. во Франции, после срыва попытки фашистского переворота левые партии объединяются в На­родный фронт, который приходит к власти в 1936 г. Идея создания антифашистского народного фронта находит одобрение на VII конгрессе Коминтерна в 1935 г. Однако она в полной мере не была реализована. Международным итогом 30-х гг. стала новая мировая война.

 

Советская система госрегулирования в годы первой пятилетки приобретает форму директивного планирования и руководства экономикой. Поскольку уже в 1928/29 хозяйственном году удалось до­биться небывалого (23,7%) промышленного роста, начинается его подхлестывание. Появляются при­зывы выполнять пятилетку в 4 года, в 3 и даже – в 2,5 года. В 1931 г. Председатель СНК В.М. Молотов требует увеличения темпов роста по некоторым видам продукции до 45% (!) в год.

Погоня за цифрами, строительство предприятий без соответствующей подготовки квалифицированных рабочих и инженеров привели к падению этого показателя в 1933 г. до 5%. Форсированный рывок в промышленности неизбежно был связан с усилением административного нажима, падением уровня благосостояния населения, особенно в деревне. В то же время был и массовый энтузиазм тру­дящихся, проявившийся в развитии социалистического соревнования, первой формой которого стали ударные бригады, принятии «снизу» встречных планов и т.д.

Тяжелыми последствиями для крестьян обернулся переход зимой 1929 г. к сплошной коллективи­зации и реализации лозунга, выдвинутого И.В. Сталиным, о «ликвидации кулачества как класса». Хотя кулачество составляло около 4% крестьян, в некоторых районах число «раскулаченных» доходило до 10-15%.

В ходе коллективизации нарушались основные принципы кооперирования: постепенность, добро­вольность и помощь государства. Большинство крестьян насильственно загонялись в колхозы. Допус­калось «перескакивание» через ТОЗы (товарищества по совместной обработке земли) и артели (колхо­зы) к коммуне. Государство еще не могло обеспечить колхозы техникой, кадрами и т.д.

К марту 1930 г. было объединено 60% хозяйств. Однако массовый забой скота и свыше 2 тыс. воо­руженных выступлений крестьян привели к принятию постановления ЦК, разрешающему выход из колхозов. После этого в них осталось 23,6% крестьян. Но к концу пятилетки этот показатель вновь соста­вил 60%.

Однако хозяйственная политика сталинского руководства (в частности, изъятие почти всего произ­веденного) не позволила колхозам стать рентабельными и стала главной причиной голода 1933 г., унесшего несколько миллионов человек. За годы 1-й пятилетки упало производство зерна, более чем в 2 раза сокра­тилось поголовье скота.

Видя падение темпов производства, И.В. Сталин поспешил заявить, что пятилетний план уже в 1932 г. (т.е. за 4 года и 3 месяца) выполнен, хотя практически он был недовыполнен в 6 важнейших промышленных отраслях, не говоря о сельском хозяйстве.

Ценой больших усилий было построено 1500 крупных предприятий (среди них ГАЗ, Уралмаш и др.), созданы новые отрасли промышленности (автомобильная, авиастроение и др.). Объем производства тяжелой индустрии увеличился в 2 раза. Ликвидирована безработица. Тогда утверждалось, что в итоге 1‑й пятилетки в СССР был создан «фундамент социализма». По этому поводу можно спорить, но бес­спорно то, что появился «фундамент» промышленного роста и одновременно – административно-командной системы (АКС) управления экономикой.

 

Вторую пятилетку (1933–1937 гг.) характеризует переход от политики «большого скачка» к более взвешенным подходам к темпам развития и управлению. Главная экономическая задача на пятилетку, сформулированная ХVII съездом ВКП(б) в 1934 г., заключалась в доведении до конца технической реконструкции народного хозяйства. Появилась новая форма соцсоревнования – стахановское движение. От ударничества его отличало активное применение новой техники и более рациональное разделение труда в бригадах. Это способ­ствовало росту производительности труда, который за 5 лет составил 82% вместо 53% по плану. Деревня насыщается техникой. В 1935 г. принимается более четкий новый «Примерный устав сельскохозяйственной артели». К 1937 г. коллективизация охватывает 93% крестьянских хозяйств. В 1935–1936 гг. удается отменить карточную систему.

По официальным данным 2-я пятилетка была выполнена за 4 года и 3 месяца. Хотя завершить техническую реконструкцию народного хозяйства не удалось, 80% продукции выпускалось на пол­ностью реконструированных и новых предприятиях (последних было построено 4,5 тыс.). Промыш­ленное производство увеличилось в 2,2 раза. Была достигнута экономическая независимость страны. По объему промышленного производства СССР вышел на второе место в мире после США.

В связи с этим ХVIII съезд ВКП(б) в 1939 г. ставит основную экономическую задачу на третью пятилетку: «Догнать и перегнать развитые капиталистические страны по промышленному произ­водству на душу населения». Из-за усиления военной угрозы с 1939 г. проводится реорганиза­ция и перевооружение армии новой техникой (танки Т-34 и др.). Выполнению третьей пятилетки (1938–1942 гг.) помешала война. Тем не менее изменения в развитии народного хозяйства к концу 30-х гг. были вполне ощутимы. Национальный доход за годы пятилеток вырос в 5 с лишним раз, ва­ловая продукция промышленности – в 6,5 раза. Правда, индустриализация охватила в основном тяжелую промышленность. Планы разви­тия легкой промышленности систематически не выполнялись. Валовая продукция сельского хозяйст­ва в 1936–1940 гг. оставалась в основном на уровне 1924–1928 гг.

 

Таким образом, в 30-е гг. индустриально развитые страны вступают в эпоху государственного регулирования. Появляются 4 новых модели индустриального общества.

В СССР были осуществлены индустриализация и коллективизация, в основ­ном проведена техническая реконструкция народного хозяйства, утвердилось перспективное ком­плексное планирование и сложилась АКС управления экономикой, была ликвидирована многоукладность экономики и капиталистическая эксплуатация. Частников оставались единицы. Победила обще­ственная собственность в государственной и колхозно-кооперативной формах (хотя колхозы в усло­виях АКС мало чем отличались от госпредприятий – совхозов). Нэповская экономика сменилась го­сударственно-социалистической.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 299 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2193 - | 2115 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.