Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Источники и общая характеристика права Древнего Китая




Первоначально право Древнего Китая базировалось на нормах обычного права с дополнениями норм, сформированных на основе отдельных судебных решений и постановлений центральной власти.

Наибольшее влияние на развитие права Китая оказали конфуцианство и школа легистов. Конфуцианство признавало преобладающее значение морали над правовыми нормами, отождествляли право с уголовным законом. Легисты напротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни. Они проповедовали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания для всех, выдвигали идею сильного государства.

В развитии древнекитайского права можно выделить три этапа. На первом этапе в шаньско-иньском и раннечжоусском Китае в регулировании общественных отношений главную роль играли этические нормы (ли), определяющие отношение членов китайского общества к правителю - вану и внутрисемейные отношения. Эти нормы строились на почитании родителей, старших, на преклонении перед знатностью, на преданности вану. В VI в. до н.э. создает свое учение великий философ Конфуций, непререкаемый авторитет которого пережил в китайском обществе века. Основная философская идея конфуцианства - идея гармонии как главного условия всеобщего космогонического порядка, равновесия в мире, а следовательно, и счастья людей. Она включает в себя как гармонию между людьми и природой, так и гармонию между самими людьми, выражающуюся в их поведении, которое должно соответствовать "естественному порядку", т.е. добродетели и морали.

На втором этапе развития древнекитайского права, начиная с периода Чжаньго (V-III в. до н.э.), усиливается роль права с его стабильным комплексом наказаний. В этот период и было создано законченное легистское учение об управлении народом и государством наиболее ярким представителем легизма Шан Яном, отстаивающим абсолютную власть правителя, который с помощью строго установленного, не подлежащего обсуждению закона определяет всю жизнь подданных. Легисты проповедовали идею бесполезности и невозможности существования людей вне рамок жесточайших наказаний, исходили из обязательности превентивных мер и коллективной ответственности, обеспечивающих «хорошее управление», отказывались признавать наличие какой-либо связи между мерой наказания и тяжестью содеянного преступления.

С утверждением династии Хань на последнем этапе формирования древнекитайского права (III в. до н.э. - III в. н.э.) - этапе формальной победы конфуцианства - происходит слияние легизма и конфуцианства в новое учение - ортодоксальное ханьское конфуцианство, главным назначением которого становится осмысление с позиций тогдашних знаний, оправдание и увековечивание существующих социально-экономических и политических порядков как разумных, отвечающих интересам сохранения и функционирования древнекитайского общества.. Ортодоксальное конфуцианство не отвергало закона, строгих наказаний, предполагая взаимодействие строгости и снисхождения. Из этого предположения вытекало, что мораль и право совпадали.

Одним из первых материальных свидетельств писаных законов в Древнем Китае стал найденный бронзовый треножник с текстом «Обозрения законов», относящийся к 536 году до н.э., основой которого стало понятие «у син» - пяти видов наказаний за преступления.

Лишь на рубеже V - IV вв. до н.э. появился один из первых сводов законов «Книга законов царства Вэй», составленная Ли Фуем на основе правовых положений, принятых в отдельных княжествах и по традиции считающихся законами предков. Он состоял из 6 глав: законы о ворах, о разбойниках, о заключении в темницу, о поимке преступников, об орудиях казни и пытки.

17. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА В АФИНАХ: РЕФОРМ ТЕЗЕЯ, СОЛОНА, КЛИСФЕНА

Упадок родовой организации и возникновение рабовладельческого гос-ва в Афинах имеет свои особенности. На рубеже 8-7 до н.э. в жизни греков произошли крупные перемены. Больше стало железных орудий, повысилась культура земледелия и ремесла, резко выросла торговля, широкое распространение получила письменность. Военная демократия стала разрушаться под действием товарно-денежные отношений, классообразования. Равенство подорвано долговой кабалой, в которую попадает много людей. Имущественное неравенство углубляется. Образование государства началось с реформы Тесея. При нем произошло слияние 12 ранее обособленных племенных поселений в одно целое с центром в Афинах. Все свободные граждане Афин были разделены на 3 группы - эвпатриды (родовая знать), геоморы (земледельцы), демиурги (ремесленники). Метеки - лично свободные выходцы из других общин, не имевшие полит. прав и ограниченные в экономических. Эвпатриды быстро стали брать власть в свои руки. Они создали ареопаг, коллегию (9-и) архонтов (1-й - надзор за внутренним управлением, суд по семейным делам; 2-й (базилевс) - жреческие функции, суд по религиозным делам; 3-й (полимарх) - военная власть; остальные - фесмофеты - судебная власть) - как высшие органы власти, упразднив при этом вождя племени и совет старейшин. Территориально вся Аттика была разбита на наукрарии (каждая - по одному кораблю во флот), возглавлявшиеся пританами. Назревал конфликт между демосом (боролся против порабощения, господства аристократии) и аристократией.

В 594г. Солон был избран архонтом и провел реформы: отменялась долговая кабала (произведена сисахфия - стряхивание бремени - освобождались закабалённые, проданные в рабство за границу подлежали выкупу за общественный счёт); ограничивалось землевладение; провозглашалась свобода завещаний; денежная реформа; разрешён вывоз оливкового масла за границу; по имущ. цензу (тимократическая реформа) все были разбиты на 4 разряда - пентакосиомедимны (500 медимнов; могли занимать любые должности), всадники (300; кроме архонтов), зевгиты (200; кроме архонтов) и феты (только избирали); создан Совет 400 (буле; по 100 человек от филы из первых трёх разрядов), руководивший подготовкой дел для обсуждения народным собранием, и расширены ф-ции народного собрания (экклесия; принимает законы, обсуждает важные гос. дела); ареопаг надзирает за соблюдением законов и деятельностью народного собрания; гелиэя - суд присяжных.

Клисфен своими реформами продолжил дело Солона: разделил Аттику на 3 округа (г. Афины с пригородами, внутренняя центр. полоса, береговая полоса; делились на триттии) и вместо племенных фил ввел 10 (по 3 триттии из каждого округа) территориальных. Совет 400 стал Советом 500 (по 50 ч. от каждой филы); создал коллегию стратегов (1 ч. от филы), метекам предоставил права, ввел остракизм («суд черепков»). Реформы Клисфена завершили формирование афинской демократической республики. В 5 в. до н.э. - реформы Эфиальта (462 - лишение ареопага полит. власти; вето на постановления народного собрания получила гелиэя; право контроля за магистратами - Совету 500 и экклесии; по окончании срока службы должностного лица любой гражданин мог подать на него жалобу; стали выставляться законы для всеобщего обозрения).

Перикл продолжил реформы после убийства Эфиальта: разделение властей (законодательная - экклесии, исполнительная - Совету 500 и магистратам, судебная - гелиэе); жеребьёвка на выборах всех должностей, введение оплаты должностей; гр. реформа (полноправным гражданом Афин является тот, чьи родители - афиняне). Однако реформы демократизации не устранили социальных противоречий.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4113 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2464 - | 2390 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.