Христианская жизнь в Греко-Восточной Церкви в описываемую эпоху представляет мало светлых и привлекательных сторон.
Нравственный упадок, обнаруживающийся в жизни восточных христиан в предшествовавшие века, вXI-XV веках, продолжал усугубляться. Святые истины христианской нравственности или были забыты, или стали мертвыми, неприлагаемыми к жизни правилами.
Византийский историк Никифор Григора, говоря об общем упадке нравственности в связи с исчезновением обычая учить народ в домах и семейном кругу, таким образом описывает нравственное состояние современного ему общества: «Все слилось в безразличную массу, люди впали в бессмысленное состояние, и не стало человека, который бы сам мог решить, что полезно и какими признаками отличается благочестие от нечестия». Если мы и встречаем в греческом обществе проявления, по-видимому, благочестивой нравственности, каковы постройка императорами церквей, монастырей, раздавание милостыни, усердие к богослужению, стремление многих проводить монашескую жизнь и т.п., то в большинстве случаев это было только внешним религиозным лицемерием.
Императорский престол стал средоточием придворных интриг. Да и сами императоры были, по большей части, людьми без строгих религиозных убеждений и нравственных правил; весьма часто они продавали свою православную веру за ожидаемую с Запада помощь, а в делах управления и в отношениях к подданным являлись жестокими тиранами, попиравшими все нравственные законы.
Высшие классы общества находились в состоянии распущенной жизни, грабили казну для удовлетворения особенно развившейся в то время страсти к роскоши, участвовали в придворных интригах и заговорах против императора. Суеверия проникали во все классы общества, не исключая императоров. Астрология, магия, прорицание, гадания и т.п. были в большой моде.
«Известно, - говорит Никита Хониат, - что наши императоры и шагу не смеют ступить, не посоветовавшись наперед с положением звезд».
Действительно, покорность астрологии доходила до того, что императоры не хотели начинать сражения или не переезжали из одного дворца в другой, если по астрологическим данным приходилось то и другое в несчастные дни. Императоры верили также во всякого рода волшебников, гадателей и прорицателей и нисколько не стыдились обращаться к ним с запросами о своем царствовании или о своих преемниках. Например, Андроник Комнин всецело верил одному прорицателю, который гадал на кофейной гуще, и все его бредни принимал за истину.
Духовенство, от которого следовало бы ожидать истинно-христианской жизни, также было деморализовано. Многие из патриархов, забывая своё святительское служение, принимали участие в придворных интригах, а некоторые из них вели жизнь предосудительную.
Епархиальные архиереи вместо того, чтобы заниматься управлением своими епархиями, приезжали часто без нужды в Константинополь и подолгу проживали здесь, интригуя друг против друга и против патриарха.
По рассказу Никифора Григоры, строгий патриарх Афанасий I, живший в конце XIII века, высылая из Константинополя епископов и митрополитов в их епархии и запрещая другим приезжать, говорил:
«Проживая здесь, пусть не наговаривают друг на друга и на меня самого, - они обязаны быть учителями мира...». «Каждому, - говорил он, - следует пасти врученную ему паству, как патриарх пасет столичную и руководит своих овец, находясь при них же, а не проживать в столице и только получать оттуда доходы».
Лица других степеней клира также не отличались благочестивой жизнью. Нравственная порча коснулась монашеского сословия. Древние монастырские уставы строго не соблюдались. Однако не одни только мрачные стороны представляет нам жизнь восточных христиан этого времени: мы видим в ней и светлые стороны. Церковь никогда не оскудевала праведниками, они были и в описываемое время.
Кроме истинно благочестивых пастырей Церкви, с которыми мы встречались в настоящем периоде, было много и других благочестивых христиан. Только люди добродетельные в эпоху политических волнений и упадка государственной и общественной жизни в империи скрывались от общества, поэтому мы не видим проявления их благочестивой деятельности, хотя и знаем, что многие из восточных христиан терпели преследования за веру от сарацин, турок и латинян, а некоторые принимали даже мученичество.
Студийские и афонские монастыри со своими иноками были прекрасными исключениями. В студийских монастырях сохранились полностью правила Феодора Студита, и монахи студийские всегда отличались строгостью жизни и ревностью в вере.
Афон по праву назвали Святой горой. Здесь по всей строгости было восстановлено древнее монашество, отшельническое и общежительное.
Одни иноки подвизались в совершенном уединении, в одиночку, по двое или по трое вместе, другие соединялись в общежития под управлением одного аввы, избираемого ими ежегодно, вместе совершали богослужение и вместе добывали трудом средства к жизни, хотя жили в отдельных кельях и, получая на свое содержание припасы от монастыря, имели каждый свое отдельное хозяйство. Иные же, наконец, проводили обще-жительную жизнь по тем правилам, которые дал великий Пахомий: не имели своей собственности, носили одинаковое платье, ели одинаковую пищу, несли одинаковые труды по добыванию средств к жизни, подчинялись одинаковым правилам послушания и т.п.
Реформаторство в Англии
В середине XVI века в результате отделения от Римско-Католической Церкви возникла Англиканская Церковь. Недовольство Римом давно зрело в Англии. Англичане не могли простить папству своего унижения, какому оно подвергало эту страну ещё в XIII веке, когда Иннокентий III вынудил английского короля Иоанна Безземельного платить ленную подать папе за право ношения английскими королями
короны.
В XVI веке под влиянием протестантских идей, которые с материковой Европы проникли и в Англию, недовольство Римской Церковью приняло такие широкие размеры, что не доставало только повода к разрыву с Римом. И он представился.
Английский король Генрих VIII (1509-1547 гг.) из династии Тюдоров решил развестись со своей женой Екатериной Арагонской и жениться на француженке Анне Болейн. Но папа Климент VII отказал в разводе. Тогда Генрих, отличавшийся властным и деспотичным характером, объявил себя главой Английской Церкви. По его распоряжению был издан закон о независимости Англии от папы в церковных делах. Генрих, по своему усмотрению, с помощью Кромвеля, занялся организацией Церкви. Отделившись от католичества, англикане объявили «папистов» изменниками своей Церкви и её главе – королю, что заслуживало смертной казни.
Первоначально англиканская доктрина была сродни лютеранской. Однако, учитывая консервативность своего народа, Генрих предпочел дать Церкви своеобразный «национально-католический» характер.
После ГенрихаVIII при его преемнике Эдуарде VI (1547-1553 гг.) было реформировано вероучение и богослужение. Но так как руководителями реформы по своим религиозным убеждениям были люди разных партий – католики и протестанты, то и церковная реформа получила крайне неопределенный характер. Ее активным деятелем был епископ Томас Кранмер.
В результате компромисса партий церковная реформа представила смесь католицизма и протестантства.
В период кратковременного правления дочери Генриха VIII от Екатерины Арагонской Марии Католички(1553-1558 гг.) католицизм опять восторжествовал в Англии, а протестантизм подвергался преследованиям. Но после нее на престол вступила другая дочь Генриха от Анны Болейн – Елизавета (1558-1603). Она была врагом католичества уже потому, что католики не признавали её законной дочерью Генриха. Обезглавив свою соперницу– шотландскую королеву Марию Стюарт (1542-1587 гг.), Елизавета разгромила католическую оппозицию в Шотландии. При ней церковная реформа получила окончательное завершение.
Вероучение Англиканской Церкви было сформулировано в 39 членах. Вместе с протестантами англикане признают единственным источником вероучения Священное Писание, оправдание верой и отрица-ют значение Предания и определений Вселенских Соборов. Они отвергают почитание икон и мощей и призывание в молитвах святых, поминовение усопших, существование чистилища в загробном мире.
Из таинств англикане признают лишь два: крещение и причащение, причем, в евхаристии они не допускают пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Остальные таинства считаются благочестивыми обрядами.
В обрядности многое осталось от католичества. Признавая иерархию в статусе епископства, англиканское вероучение лишает ее таинства священства.
В 1571 году 39 членов были утверждены парламентом Англии, подписаны епископами в качестве символической книги веры Англиканской Церкви.
Церковная реформа в Англии, несмотря на желание правительства путем уступки примирить различные религиозные партии, встретила оппозицию в лице пуритан (от лат. purus – чистый). Они в 1567 г. отделились от Епископальной Церкви, требовали очищения Англиканской Церкви от всего, что напоминало им папство. Устройство их общин было аналогичным с Кальвинистской Церковью. Королева Елизавета и её преемники травили эту секту. Но эти меры только раздражали сектантов и вызывали их на ожесточенную борьбу с правительством и господствующей Церковью. Однако это привело к тому, что из пуритан выделилась новая секта с более крайним направлением и в политическом и в церковном отношениях, получившая название индепендентов, т.е. независимых.
Индепенденты не признавали никакого духовного сана, и в каждой религиозной общине видели самостоятельную церковь, которая все церковные дела должна была решать сама по себе без всякого постороннего вмешательства. Переселенцы из Англии распространили англиканство в Америке.
В самой Англиканской епископальной Церкви в XVII и XVIII веках образовалось и по сей день существует три течения: «высокая церковь», «низкая» и «широкая».
«Высокая церковь» стремится к возможно лучшему сохранению католических традиций, признает учение об оправдании верой и делами, подчеркивает значение иерархического преемства, отвергает кальвинистские взгляды. «Низкая церковь» тяготеет к протестантизму с его учением об оправдании одной верой и о Библии как единственном источнике вероучения. «Широкая церковь» стремится к объединению этих течений на почве широкой веротерпимости.
Англиканская епископальная Церковь является в настоящее время государственной Церковью в Англии. Кроме Англии, США, Индии, Англиканская Церковь существует в других странах мира.
С1867 года Англиканские Церкви, сохраняя свою независимость, объединяются Англиканским союзом церквей. Раз в 10 лет созываются Ламбетские конференции, выполняющие функции консультативного органа всей англиканской диаспоры.
В мире насчитывается более 75 миллионов англикан. Главой Церкви является английский король. Он назначает через премьер-министра епископов. Некоторые епископы являются членами палаты лордов. Во главе духовенства двух графств– Кентерберийского и Йоркского – стоят архиепископы. Архиепископ Кентерберийский является примасом Англиканской Церкви. В США Англиканство представлено протестантской епископальной церковью, ведущей большую миссионерскую деятельность в странах Азии, Африки и Латинской Америки.
БИЛЕТ № 27