Родина- «общая для всех мать»,котрую надо беречь и защищать.
Ю.Нагибин считает,что для каждого человека дорог тот уголок, где он родился и рос,где набирался знаний.Материнские руки, домашнее тепло,первые книжки, сказки,трава,облака-всё это родина,которая делает человека духовно богатым.Понятие родины изо дня в день ширится и углубляется. У каждого человека есть свой день,в который он узнаёт, что Родина -это не только окружающая природа и люди, которых мы любим,у Родины есть своё прошлое,своя история.Тогда рождается чувство городсти,осознание того,что у Родины,должно быть и будущее. Так человек
постигает меру ответсвенности перед Родиной,и в этом выражается его любовь к ней, а не в громких словах.
Ю.Яковлев пишет о то,что,произнося слова любви Родине, люди порой не задумываются над тем,что это очень важные слова и право произнести их надо ещёзавоевать.Трудом,учёбой,борьбой,жизнью.Для человека всё должно быть дорого на своей Родине: и её народ,и её земля,и её история. По мнению писателя,любить Родину-значит жить с ней одной жизнью:радоваться,когда у Родины праздник, и страдать,когда ей тяжело.любить -значит беречь её,как свою мать. Нельзя давать Родину в обиду пошлякам,для которых нет ничего святого. Надо защищать,если вдруг на неё посягнёт враг.
«Похвала Родине» была написана Лукианом во втором веке,но по -прежнему волнует сердца читателей,потому что в ней идёт речь о чистой любви,Родине.Лукиан уверен,что каждый человек любит свою Родину не за великолепие городов,не за её богатсва,не за то,что на Родине комфортно жить.Нет,человек любит Родину такой,какова она и есть,потому что здесь он впервые увидил солнце и научился говорить.Все знания и богатсва люди накаливают для того,чтобы принести пользу Родине. Слово «Родина» способна вселить мужество даже в робкого человека. Услышав призыв идти в бой за отчизну,тот,кто любит Родину,не захочет оказаться недостойным,а встанет на её защиту.
Любовь к родине проявляется не в громких словах, а в бережном отношении к тому, что тебя окружает.
Однажды ветер решил свалить могучий дуб, который рос на холме. Но дуб только гнулся под ударами ветра. Спросил тогда ветер у величественного дуба: «Почему я не могу победить тебя?».
Дуб отвечал, что не ствол его держит. Сила его в том, что он в землю врос, корнями за нее держится. В этой бесхитростной истории выражена мысль о том, что любовь к родине, глубинная связь с национальной историей, с культурным опытом предков делает народ непобедимым.
Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца (К. Паустовский).
Выдающийся русский певец Федор Шаляпин, вынужденный уехать из России, все время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится. Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и в горсти мила. Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли.
Ю. Г. Оксман «Поимка поручика Сухинова».
Известный писатель рассказал историю декабриста Сухинова, который после разгрома восстания смог скрыться от полицейских ищеек и после мучительных скитаний, наконец, выбрался к границе. Еще минута – и он обретет свободу. Но беглец посмотрел на поле, лес, небо и понял, что не сможет жить на чужбине, вдали от родины. Он сдался полиции, его заковали в кандалы и отправили на каторгу.
В.Солоухин пишет о том,что популярная песня «В чего начинается Родина» перечисляет разные факты и вещи,с которых якобы начинается родина.Но Родина,как считает писатель,не может начинаться ни с футбольног мяча,ни со скворца.Любовь к родным местам,возникает по мере накопления личных жизненных впечатлений и прониконевение в ту сокровищницу понятий и чувств,преданий и сказок,песен и языка,поэм и архитектуры,которые Родина сотворила за все века своего существования,своей историей.
Лермонтов в стихотворении “Родина” говорит, что любит родной край, но не может объяснить за что и почему.
Нельзя не начать с такого величайшего памятника древнерусской литературы, как “Слово о полку Игореве”. К земле Русской в целом, к русскому народу обращены все помыслы, все чувства автора “Слова...”. Он говорит об обширных пространствах своей Родины, о ее реках, горах, степях, городах, селах. Но земля Русская для автора “Слова...” — это не только русская природа и русские города. Это прежде всего русский народ. Повествуя о походе Игоря, автор не забывает о народе русском. Игорь предпринял поход на половцев “за землю Русскую”. Его воины — это “русичи”, русские сыны. Переходя границу Руси, они прощаются со своей Родиной, с русской землей, и автор восклицает: “О Русская земля! Ты уж за холмом”.
В дружеском послании “К Чаадаеву” звучит пламенный призыв поэта Отчизне посвятить “души прекрасные порывы”.
П роблема нравственного достоинства нации.
Нравственное достоинство нации проявляется во взаимоотношениях с другими народами, в отношении к искусству и памятникам культуры.
Так как любая нация состоит из совокупности отдельных людей, размышление о нравственном достоинстве нации академик Лихачев Д.С. начинает с размышления о нравственности человека. Он утверждает, что если человек по-доброму обращается с другими людьми, он приобретает нравственный авторитет. Если человек склонен к милосердию, помогает слабым, то он звслуживает уважения. То же самое происходит и с нацией. Если страна ведет себя с соседями дружелюбно но, а с малыми народами, входящими в ее состав, по-доброму, то это позволяет относится к ней как к цивилизованной державе. Нравственный авторитет нации, страны определяется также ее отношением к наукам, искусству, памятникам собственной культуры и культуры других народов.
Проблема языка народа
Самая большая ценность народа- его язык. Подлинным гимном родному языку звучит написанное в июне 1882 г. стихотворение в прозе «Русский язык». Велик, правдив русский язык. Он помощь и отрада во дни сомнений и тягостных раздумий о судьбах родины. Тургенев И.С. верит, что такой язык может быть дан только великому народу.
Д.С. Лихачев в своей статье утверждает, что язык народа является его самой большой ценностью. Почему? Да потому, что вся сознательная жизнь человека связана с родным ему языком. Эмоции, ощущения только окрашивают то, что человек думает, но все его мысли формируются тем языком, на котором он пишет, говорит, думает. Академик Лихачев уверен в том, что русский язык один из совершеннейших языков мира, так как в нем сказались «внутренние силы» народа-его склонность к эмоциональности, разнообразие характеров и типов отношения к миру. Русский язык, как утверждает автор, обладает языковой памятью. Этот язык дал в 19 веке лучшую в мире прозаическую литературу и поэзию.
Для всего, что существует в природе:воды, воздуха, неба, как считает К. Паустовский в повести «Золотая роза», в русском языке есть множество слов и названий. Рассуждения героя рассказа, лесника, о взаимосвязи и родственности слов родник, родина, народ открывают глубочайшие корни нашего языка и приводят к мысли о том, что многовековой опыт народа, вся поэтическая сторона его характера заключается в этих словах, то есть в языке народа.
В январе 1915 г., когда шла Первая мировая война, И. Бунин написал глубокое и благородное стихотворение «Слово»:
И нет у нас иного достояния!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страдания,
Наж дар бессмертный-речь.
Эти слова и сегодня по-прежнему звучат актуально. Так давайте же прислушаемся к великому Мастеру слова и выполним его завещание!