Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблема человека и государства




Государство способно подчинить себе индивидуум,но не личность.

В поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» поэт поднимает проблему: может ли власть быть реформаторской и милосердной? В связи с этим он исследует личность и государственную деятельность Петра 1,а так же показывает столкновение личности с неизбежным ходом истории, противостояние к коллективной общественной воли в лице Петра 1 и личной воли Евгения.В поэме герои изображены противоречиво и неоднозначно. Петр 1 -великий реформатор, но в то же время он жестокий тиран. Евгений,с одной стороны- мелкий чиновник, а с другой стороны — человек,поднявший руку «на строителя чудотворного».Эта двойственность изображения свидетельствует о трагической неразрешимости центрального конфликта произведения: противоречия между государственными и итересами отдельной личности.

В «Колымских рассказах» В.Т. Шаламова происходит обвинительный акт тоталитарному государству и его служителям. Вся страна покрыта лагерями,в котроых томятся люди. Любого из них могут убить.Вот палец нарядчика, скользя по списку, случайно остановился на фамилии человека- и всё,его нет,попал в гибельную командировку, и через несколько дней его тело забросают камнями на лагерном кладбище. Или окажется, что местные органы власти сами изобрели и раскрысли некий заговор,например,юристов,и совершенно случайно вспомнили, что у человека юридическое образование.И вот его имя уже в «расстрельных» списках.Что можно противопоставить адской машине тоталитарного государства,перемалывающей людей зубьями зла? Только сопротивление распаду души,доброту,стремление выжить,но не любым способом,а сохранив человеческое достоиство.Так ведут себя многие герои рассказов Шаламова.А ещё в адских условиях лагеря,есть люди, которые способны вступить в открытую борьбу. Тоталитарное государство не в состоянии убить в тех людях, которые являются личностями,любовь в жизни,стремление сохранить в себе человека даже на самом мученическом пути.

В госудасртве далёкого будущего,которое изображает Е.Замятин в романе «Мы»,решили все проблемы.Здесь человеку подчиненыстихи природы,все одеты,обуты,у каждого есть своё жильё,работа.К тому же государство освободило человека от необходимости принимать решение, сняв тем самым с него тяжелейшую ношу делать выбор. Но тем же оплачено это «стопроцентное»счастье? Утратой свободы и личности. Граждани Единого государсвта живут в прозрачных домах,чтобы коллектив и агенты «Бюро хранителей» всегда могли видеть,чем они заняты. Все жители одеты в униформу, вместо имён у них номера.Е.Замятин считал,что развитие государства и ход истории ведёт к жёсткому контролю коллектива над личностью, к безраздельному господству «Мы» над «Я»,к полной зависимотси человека,от раз и навсегда,установленных форм жизни. В сюжете романа с поразительной точностью предсказывал развитие опасных социальных тенденций в государстве:культ личности,массовый террор,методы психологической обработке людей и превращение их послушеую массу, которой легко управлять.Так,например,Благодетель-ежегодно избираемый глава государства-собственноручно уничтожает поэта,осмелившегося написать иронические стихи в его адрес.Что за идеология питает режим этого государства, писатель не уточняет.Для него важно, что эта идеология подавляет свободу человека,уничтожает его личность.

В повести А.Платонова «Котлован» герои роют фундамент для счастливого будущего,а сами спят в гробах.Настя — последний ребёнок,живущий среди землекопов,должна первратиться в удобрение, на котором взрастёт прекрасный цветок будущего. Венчает всё плот,уносящий в безвестность погружённых на него кулаков,а вместе с ними и людей,случайно забредших в деревню. А.Платолнов изображает действительность как разрушение многовекового уклада жизни,истощение «почвы»,на которой не может вырасти будущая,счастливая и справедливая,жизнь.Автор предупрежает о последствиях тоталитарного режима, урожай которого- насилие, апофеос- кучи гробов.Ничего не возможного построить на насилии,насилием можно только разрушать- такова авторская позиция.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-25; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1086 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2442 - | 2196 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.