Локализация языковых новообразований и унификация говоров внутри компактных поздне-древнерусских диалектных зон в XII–XIII вв. соответствует областям политической консолидации с центрами в Ростове, Новгороде, Полоцке, Киеве, Галиче, Рязани. Далектные зоны подтверждают факт обособления крупных территориально-этнографических групп древнерусского населения, выделяемых по археологическим данным (новъгородьци, ростовьци, рязаньци, черниговьци, туровьци, волыньци) и реальность перспективы развития позднедревнерусских диалектно-этнографических образований в новые этнолингвистические общности.
Долгое сохранение на Руси иноязычных групп населения осложняло процессы консолидации и нивелирования диалектов (ср. изоглоссы, перекрывающих границы княжеств: внутрибелорусские на месте литовского клина на Немане, голядский остров в междуречье Оки и Москвы-реки, разделявший северо-восточные и среднеокские говоры) и сказалось на темпах формирования позднедревнерусской лингво-социальной системы.
Свидетельством прогрессирующего распада древнерусской народности является утрата Киевом статуса общедревнерусского политического центра, оформление местных династий великих князей, нарастание междуусобной борьбы и внутридревнерусских конфликтов с ориентацией на привлечение иностранной помощи.
Несоответствие состава позднедревнерусских диалектно-этнографических зон и современных восточнославянских народов: северо-западная, северо-восточная, среднеокская и часть центральной – русские; юго-западная и часть южной – украинцы; часть центральной и часть южной зон – белорусы (что объясняет наличие переходных говоров и общих черт во всех трех восточнославянских языках). Социально-политическая обусловленность формирования трех восточнославянских народов и четырех этноязыковых общностей.
Современные восточнославянские народы – лингвоэтнические образования, возникшие после распада позднедревнерусских диалектных зон, подвергшихся трансформации в XIII–XIV вв.
Позднедревнерусские диалектные зоны XIII в. и диалектное членение восточнославянских языков на 1913 г. (по данным Московской диалектологической комиссии) с широкими полосами переходных и смешанных говоров, отмечающих несовпадение древнерусских и современных диалектных границ между русскими, белорусскими и украинскими говорами.
7. Социально-политические изменения в русских землях в XIII–XV вв.