Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


СКМ № 6. Тема 2.5. Место философии в духовной культуре и её значение.

Философия пытается найти ответы на «вечные» вопросы: о смысле бытия, о борьбе добра и зла, о познании мира.

В жизни отдельных людей и целых народов меняются жизненные ценности. И тогда снова начинается поиск ответов на «вечные» вопросы. Обсуждение этих вопросов об отношении человека к миру в целом в рамках особой духовной деятельности (рефлексия, осмысление) принято со времен античности называть философией.

«Философское отношение к жизни»- этоотношение через осмысление имеющихся форм культуры, (мораль, религию, искусство, науку). Это позиция некоторой отстраненности от повседневной жизни, это возможность посмотреть на мир и на себя в этом свете с точки зрения вечности.

 

Существуют следующие точки зрения на предмет философии:

 

1. Предмет философии отличается от предмета науки и других отраслей знания.

2. Философия не имеет четко выделенного из какой-либо области действительности предмета.

Основными аспектами философского знания являются взаимоотношения отношения человека и мира вне времени (т.е. существуют на всех этапах истории человечества и лежат в основе любого вида человеческой деятельности) и не изучаются другими науками. Это аспекты:

Онтологический (изучает бытие, отношение человека и мира)

Гносеологический (познание мира человеком)

Аксиологический (ценностный мир человека)

Праксиологический (практическая деятельность человека в мире)

 

Специфика философии, как науки состоит в том, что она сводит воедино знания из различных сфер, поэтому можно определить её, как науку о наиболее общих закономерностях природы, общества и мышления. Философия проявляет самые распространенные идеи, представления, формы опыта, на которых базируется культура и общественная жизнь в целом.

В отличии от других наук, специализированных на конкретных вопросах (математических, исторических, экономических, педагогических), философия занимается универсальными, фундаментальными проблемами. По отношению к науке философия традиционно играет роль методологии познания (т.е. разрабатывает методы познания).

Философия переводит в логичную, понятную форму суммарные результаты человеческого опыта.

Существует точка зрения, о том, что философия не может считаться наукой, поскольку она не обладает безличностью, объективностью, которые характерны для любого научного знания. Вопрос – спорный.

Философия объединяет ценности истины, добра и красоты в жизни человека, т.е. может выступать теоретической основой культуры.

 

Развернутая система философского знания включает в себя следующие разделы.

1. Учение о мире в целом, о движущих им глобальных силах, о всеобщих законах его организации – это онтология (ontos – бытие).

2. Учение о человеке, его природе и организации его деятельности – это антропология (антропос – человек).

3. Учение о познании, его основаниях, возможностях и границах – это гносеология.

4. Учение об обществе и истории человечества, которое рассматривает человечество в целом – это социальная философия.

5. Учение о природе ценностей – это аксиология.

Как правило, в творчестве конкретных философов не все разделы представлены одинаково полно.

 

К комплексу общего философского знания примыкают:

1. Этика – учение о нравственности.

2. Эстетика – учение о прекрасном, о художественном творчестве.

3. Логика – учение о правилах мышления.

4. Религия.

 

Уровни философии:

Понимание отношения человека к миру, общих законов реальности, собственной жизненной позиции может достигаться различными способами. Поэтому говорят об уровнях философского мышления, которые различаются по степени абстрактности и форме изложения.

1. Обыденная (практическая) философия на уровне практического мышления – это осознание принципов своей жизни в целом. Нормативная форма философствования на этом уровне – афоризм. Афоризм – это краткая содержательная формулировка некоторого тезиса. Например, «Все пройдет». Исторически такая форма философствования широко представлена в предфилософии и ранней философии, как основа более высоких уровней философствования.

2. Философско-художественное мышление – это философские обобщения, выраженные в литературно – художественной форме. Это общая идея произведения. Нормативная форма философствования на этом уровне – философско-художественный образ. Например, высказывание Гераклита: «Вселенная – это ребенок, играющий в кости», т.е. перебор вероятностей.

Теоретическая философия – специализированная система знаний, вырабатываемая исследовательской деятельностью профессионалов. Для теоретической философии характерны опора на историко-философские традиции, последовательность рассуждений, точность, аргументированность высказываний, использование категориального аппарата. Категории – это общие понятия, данные в области знания.

Философия – это ядро, основа мировоззрения. Мировоззрение исторически менялось. Можно выделить его исторические типы (формы) начиная от древности и до наших дней.

ü Социально-исторические типы мировоззрения:

1. Мифология – характерна для первобытного и Древнего мира (Древняя Греция, Древний Египет, Междуречье, Древний Восток – Индия и Китай). Носители мифологического мировоззрения верили в достоверность мифов, повествующих о богах и героях, представляли мир как единое целое, как живой организм. Мифологическое мировоззрение основано на неосознанной подмене реальности вымыслом, опору на мифы, сказки и т.д. Примеры носителей такого мировоззрения – дети, «одушевляющие» игрушки. В современном мире мифы могут обеспечивать духовную связь поколений, закрепляют систему определенных ценностей.

2. Религия – центр этого мировоззрения – вера в Бога, поэтому такое мировоззрение является теоцентричным. Теоцентризм (от греч. theos – Бог). Оно свойственно людям эпохи Средневековья (V – XV вв.) Оно дает представление не только о земном мире, но и о мире потустороннем. Способом существования религиозного сознания является вера. Внешней формой веры является культ (ритуалы, догматы). Религия (в отличии от мифов) обожествляет не природу, а сверхприродные качества человека. Религиозное мировоззрение опирается на догмы (положения, которые нельзя подвергать сомнению под страхом греха и наказания за него). Особенность такого мировоззрения – символизм – попытка в природных и социальных явлениях найти символ, знак, знамение «свыше». Примером носителя такого мировоззрения может служить человек, который воспринимает как предзнаменование реальной беды сон, в котором к нему являются святые и предупреждают его о трудностях.

3. Философия (от греч. phileo – любовь и sophia – мудрость) – стремится выразить накопленную мудрость в формах мысли, опирается на интеллект, обобщает знания о действительности, устанавливает нормы, ценности, идеалы, цели деятельности людей.

Для каждой исторической эпохи характерно своё мировоззрение, своё главное понятие, явление, которому отдаётся предпочтение в философских концепциях.

- для Древней Греции (примерно с VI в. до н.э. – по VI в. н.э.) был характерен космоцентризм (в центре внимания философов – космос – порядок, гармония мира и человека) и антропоцентризм (красота человека: внутренняя, духовная и внешняя, телесная).

- для средневековья (примерно с V – XV вв. н.э.) – теоцентризм – когда в центре мироздания, в основе мира, по мнению средневековых философов, находится идея Бога.

- в эпоху Возрождения (XVI в.) западноевропейские философы снова обращаются к философскому наследию античности. Однако, картина мира эпохи Возрождения – антропоцентризм - изменила свое содержание. В это время основным содержанием философских трудов становится человек, с его неограниченным творческим потенциалом. Природоцентризм представлен в натурфилософии эпохи Возрождения.

- Новое время – знаниецентризм - новая модель мироздания появляется в XVII веке. Основой всего становится познавательная деятельность человека.

- для современности также характерен антропоцентризм, но он направлен на внутренний мир человека, его личностные проблемы и социоцентризм (в центре внимания философов – общество).

Итак, в истории философии прослеживается несколько подходов к выработке мировоззренческих установок. Одни из философов отдают приоритет Богу (теоцентризм) или природе (природоцентризм), другие — человеку (антропо - центризм), либо обществу (социоцентризм), либо знаниям, науке (знаниецентризм, наукоцентризм).

Искусство, религия. культура и философия дополняют друг друга. Однако, в разные исторические эпохи это взаимовлияние проявлялось в разной степени.

Философия в жизни человека играет активную и творческую роль. Человек через философию выражает смысл своей жизни, степень осознания себя и своей деятельности, определяет идеалы, осуществляет выбор тех или иных норм и методов поведения в обществе. Философия дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания, дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 1. Понятие международного права. | Большую роль в развитии силлабической поэзии сыграло творчество Симеона Полоцкого и его учеников Сильвестра Медведева и Кариона Истомина.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1556 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2366 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.