Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культура и общество: определение культуры, виды культур, Роль культуры в социальном развитии: теория Н.Я. Данилевского, Тойнби, Шпенглера.




Понятие культуры является фундаментальным для социологии, поскольку культура определяет своеобразие поведения людей, являющихся ее носителями и отличает одно общество от другого.

В социологии под культурой (с лат. «culture» - «возделывать, облагораживать») понимается совокупность социально приобретаемых и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют и регулируют свою жизнедеятельность.

Культура является свойством человеческой жизни, которое качественно отличает человека от природы и связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.

Культура выступает средством собирания, сохранения и передачи человеческого опыта. Это назначение культуры реализуется через ряд функций.

1) Человекотворческая, или гуманистическая функция культуры выражается в развитии потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности.

2) Информационная, или функция трансляции социального опыта заключается в том, что культура является социальной памятью человечества, обеспечивает связь времен, поколений общества. Однако это не просто «склад» запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших его образцов.

3) Гносеологическая (познавательная) функция выражается в том, что культура является средством познания и самопознания общества социальной группы и отдельного человека. Общество интеллектуально настолько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества.

4) Знаковая функция выражается в том, что культура опредмечена в знаковых системах: устных преданиях, памятниках литературы и искусства, трудах науки, философии, религии и др. Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры. Язык является средством общения людей. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Соответствующими знаковыми системами располагают и естественные науки.

5) Нормативно-регулирующая функция состоит в том, что культура содержит систему предписаний и запретов, посредством которых она регулирует поведение людей в сфере труда, быта, общественных местах и т.д.

6) Ценностно-ориентационная функция. Культура как система ценностей формирует у человека определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности человека.

 

Различают материальную и духовную (нематериальную) культуру, однако это различие относительно и возможно только в абстракции, так как материальная культура – творение рук и умов человеческих, следовательно, содержит и духовные, и нравственные, и эстетические элементы.

Материальная культура не тождественна материальной жизни общества, материальному производству. Материальная культура характеризует материально преобразующую деятельность человека с точки зрения ее влияния на развитие человека, раскрытие его способностей, творческих возможностей. В материальную культуру входят: культура труда и материального производства, культура отношения к собственному телу (физическая культура). Материальная культура включает всю совокупность искусственно созданных материальных объектов: строения, памятники, автомобили, книги и т.д.

Духовная культура объединяет в себе знания, умения, идеи, символы, обычаи, мораль, законы и т.д. Духовная культура является многослойным образованием и включает познавательную, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную и другие культуры. Для социологии интересна в первую очередь именно нематериальная (духовная) культура, так как она играет определяющую роль в жизни общества: объекты материальной культуры могут быть разрушены (в результате войны, катастрофы), но их можно восстановить, если не утеряны знания, умения, мастерство. В то же время утрата объектов нематериально культуры практически невосполнима.

Говоря о культуре, мы имеем в виду культуру всего общества. В действительности общество сложно структурировано, состоит из различных групп и слоев, чьи культурные запросы и проявления различны. В зависимости от того, кто производит культурные образцы, каков уровень элементов культуры, различают три формы культуры: элитарную, народную, массовую.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу, которые трудны для понимания неподготовленного человека.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки и ее функционирование практически неотделимо от повседневной жизни людей. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы.

Массовая культура создается профессиональными авторами, однако общедоступна, ориентирована на самую широкую аудиторию. Время ее появления – середина ХХ в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, разные виды аудиозаписи, видеозапись) сделали доступными массовые образцы культуры для всех социальных слоев общества. Примерами массовой культуры служат популярная и эстрадная музыка, цирк, кино, мода, газетные «сенсации» и т.д. Массовая культура удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие, поэтому ее образцы быстро теряют актуальность, устаревают, вытесняются новыми. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит.

Помимо этих трех форм в культуре общества можно выделить ряд ее разновидностей по отдельным социальным группам: доминирующую культуру и субкультуры.

Доминирующая культура – совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.

Поскольку общество распадается на множество социальных групп – национальных, демографических, социальных, профессиональных – постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры получили название субкультур.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, норм, присущих определенной социальной группе.

Одновременно возможно существование таких субкультур, ценности и нормы которых существенно отличаются от общепринятых и получили наименование контркультуры.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с государственными ценностями. Например, субкультура преступного мира.

По носителю культуры выделяют мировую и национальную культуру. Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур. Национальная культура – синтез культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества.

Оказалось, что можно выделить множество культурных универсалий, свойственных всем обществам, как язык, религия, символы, украшения, сексуальные ограничения, спорт и т.д.

Однако несмотря на подобные универсалии, культуры разных народов весьма отличаются друг от друга. Социологи выделяют три основных тенденции во взаимоотношениях культур: культурный этноцентризм, культурный релятивизм, культурная интеграция.

Культурный этноцентризм проявляется в том, что его сторонники оценивают культуру других народов по культурным стандартам своей этнической общности. С одной стороны, этноцентризм играет положительную роль: он способствует сплочению группы, сохранению культурного своеобразия, воспитанию положительных качеств (любовь к Родине, национальная гордость). С другой стороны, этноцентризм может перерасти в национализм и ксенофобию – страх и ненависть к другой расе, народу, культуре.

Сторонники культурного релятивизма полагают, что все в мире условно и относительно, поэтому нельзя подходить к оценке явлений чужой культуры со своими мерками. Основной постулат: «никто никого не должен учить». Такой подход характерен для тех этносов, которые делают упор на исключительность своей культуры, придерживаются защитного национализма.

Третья тенденция во взаимодействиях культур – культурная интеграция – проявляется в том, что при сохранении своей самобытности культуры народов и стран все боле сближаются. Это обусловлено растущей многонациональностью обществ и тем, что хорошо информированные современные люди хотят заимствовать все хорошее у разных культур.

К основным, или базисным компонентам культуры относятся язык, ценность, культурная норма.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 928 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2346 - | 2303 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.