Структура и характер научного содержания современной социологии невозможно понять без учёта того, что помимо дифференциации по видам и аспектам исследовательской деятельности, в социологии существуют различия между принципиальными теоретическими подходами, которые определяют стратегию и направляют ход исследования, т.е. дают ответы на вопросы: что, как и зачем исследуется. Эти различия проявляются в существовании внутри социологии конкурирующих школ и направлений исследования, обозначаемых по принадлежности к той или иной концептуальной традиции: социология позитивизма, исторический материализм, интерпретативная социология, феноменологическая социология и др.
Основой для развития и существования в социологии разных научных направлений является приверженность социологов различным парадигмам.
Понятие «парадигма» (от лат. Paradeigma – пример, образец) было введено американским историком и социологом Томасом Куном (1922-1994). В ставшей знаменитой книге «Структура научных революций» (1962) Кун назвал парадигмами научные концепции, достаточно беспрецедентными для того, чтобы на длительное время привлечь группу сторонников и в то же время достаточно открытыми, чтобы новые поколения учёных могли в рамках этих концепций найти для себя проблемы, требующие решения.
Парадигма включает в себя:
- общие представления о предмете исследования, его принадлежности к обществу, человеку;
- способы познания, которые являются необходимыми, обязательными и эффективными;
- технику исследования, т.е. конкретные процедуры;
- понятийный аппарат, описывающий предмет.
Парадигма претендует на универсальность описания и объяснения исследуемых явлений и процессов. Парадигма опирается на труды классиков и использует концепции применения данной парадигмы.
Переход научного сообщества от одной парадигмы к другой лежит в основе научных революций. Смена парадигмы приводит к тому, что учёные видят мир своих исследовательских проблем в ином свете.
Парадигма в социологии – это концепция, принятая в данном научном сообществе в качестве образца постановки и решения исследовательской задачи.
В социологии (как, впрочем, и в ряде других наук) парадигмы всегда включали в себя несколько теорий и их разновидностей, очевидно, поэтому «социальное» имеет гораздо большее многообразие проявления взаимосвязей изучаемых ими предметов и явлений, не носит столь жёсткого характера. Кроме того, могут быть разные отправные подходы анализа общественных явлений, что проявляется в своеобразии методики и техники исследования.
Следовательно, каждая социологическая парадигма избирательна в плане оценки факторов общественного развития. Именно поэтому ни одна из парадигм не даёт всеобъемлющего анализа общества, хотя и вносит свой конкретный и частичный вклад в его понимание. Каждая парадигма характеризуется также приоритетностью рассмотрения тех или иных сторон социокультурных реалий, своеобразием анализа поведения людей.
Все социологические парадигмы по характеру принципиальных методологических подходов к анализу общества можно разделить на три большие группы.
Первую группу образуют структурно-функциональные и конфликтологические парадигмы (или макросоциологические парадигмы).
Вторую группу парадигм составляют интерпретативные концепции микроуровнего изучения человеческого поведения (микросоциологические парадигмы).
Третья группа – интегральные (объединительные) парадигмы (мультипарадигмальность).
Что касается последней группы парадигм, то идею мультипарадигмальности (или полипарадигмальности) впервые обосновал в середине 70-х годов XX века известный американский социолог Джордж Ритцер. Мультипарадигмальность означает, что парадигмы, созданные ранее, с появлением новой парадигмы не исчезают, а продолжают существовать наряду с новой. Вследствие этого увеличивается концептуальное разнообразие, что позволяет описывать и объяснять различные аспекты таких сложных явлений и процессов, каковыми являются социальные феномены. Напомню, что концепция – это научная теория в определённой отрасли знания с собственным понятийным аппаратом, гипотезами и методами, описывающая и объясняющая какую-либо часть человеческого мира.