Формационный и цивилизационный подходы к эволюции общества и права.
Формационный подход, основные идеи:
1) Развитие общества как смена определенных формаций;
2) Развитие права и государства в рамках соответствующих формаций;
К. Маркс выделял пять формаций в соответствии с господствующими производственными отношениями (или формами собственности):
· первобытно-общинную;
· рабовладельческую;
· феодальную;
· капиталистическую;
· коммунистическую.
Цивилизационный подход, основные идеи:
Под цивилизацией понимается социокультурное пространство.
1) Представления о картине мира как совокупности цивилизаций;
2) Признание самобытности и уникальности развития каждой цивилизации.
Цивилизационный подход заставляет уважительно относиться к любому народу мира независимо от социально-экономического положения, уровня развития.
Представители цивилизационного подхода: С. Хантингтон, А. Тойнби.
Соотношение права и культуры. Право как явление цивилизации и культуры. Социокультурный подход в правоведении. Правовые традиции. Трансляция правового опыта в социуме.
Право тесно связано не только с экономической и политической сферами общества, но и с его культурным слоем. Термин «культура» (от лат. Сultura – возделывание, взращивание, воспитание, образование, развитие) довольно разнообразен по содержанию. В самом широком смысле под культурой понимается определенное качественное состояние общества на том или ином этапе его исторического развития, которое характеризуется исторически определенным уровнем развития общества, степенью его цивилизованности, совокупностью материальных и духовных ценностей, интеллектуальным и духовным развитием человека. Как обобщенная характеристика цивилизованности общества культура затрагивает все сферы его жизни. Вследствие этого различают художественную, физическую, экономическую и политическую культуру.
Культура всегда выступала важнейшим компонентом общественной жизни. Как никакой другой социальный феномен она способна быть мерой гуманизации общества. Именно в отношении человека к культурным ценностям проявляется свобода и самоутверждение личности.
Естественно, культура и отношения культуры не могли не затронуть сферу права и правового регулирования. Причем право и культура не только связаны, но и взаимозависимы. Прежде всего, эта взаимосвязь обусловлена тем, что право входит в состав социальной (духовной) культуры и является ее элементом. Вследствие этого право (как и государство) выступает не только как социальное явление, но и как явление культуры, представляя определенную культурную ценность.
В советском правоведении право не всегда признавалось в качестве элементов культуры и тем более не трактовалось как культурная ценность. Право представлялось как орудие классового господства, средство подавления классовых противников, одних классов другими. С исчезновением классов право, как и государство, должны отмереть, исчезнуть. Естественно, исчезающее со временем явление не могло рассматриваться как социально ценное, как культурная ценность.
Однако уже в середине 1960-х годов право стало рассматриваться не только как известная социальная ценность, но и как элемент культуры, как культурная ценность. В результате в научный лексикон и политическую практику вошел термин «правовая культура» как важный элемент социальной культуры.
Взаимосвязь права и культуры проявляется с двух сторон. Во-первых, характер права, законодательства во многом определяется уровнем культурного развития общества. Исторический анализ права показывает, что его развитие от варварского права к праву цивилизованных государств происходило параллельно и в значительной мере благодаря культурному развитию общества. Это проявляется как в состоянии законодательства, его системности, организованности, отсутствии противоречий и пробелов. С другой стороны, изменялись методы и типы регулирования - от грубой прямолинейной императивности к диспозитивному регулированию. Наконец, высший уровень культурности проявился в содержании права, когда в основу его регулирования был поставлен человек, отдельная личность, а основой содержания стали права человека. Наконец, изменялись и методы обеспечения. Из правовых постепенно устранялись такие антигуманные санкции, как четвертование, посажение на кол и т.д. Наконец, международным сообществом поставлена цель устранения из прав таких мер наказания как смертная казнь. Взаимосвязь права и культуры отражается и в категориальном аппарате юриспруденции. Так, широкое распространение и достаточно глубокое развитие получила категория «правовая культура». Отдельные авторы в качестве одного из принципов законности рассматривают принцип «единства законности и культурности». В качестве комплексных отраслей (институтов) права иногда анализируются «гуманитарное право», «культурное право» и т.д.
С другой стороны, право само активно влияет на развитие культуры. Позитивное право регулирует многие отношения в социально-культурной сфере общества. Опыт отечественного регулирования показывает, что в случае, когда основное влияние оказывается обращенным на правовое регулирование экономических отношений, оставляя в стороне регламентацию социально – культурных отношений, то резко падает уровень культуры населения, возрастает преступность.
Ни одна сфера законодательства не связана так тесно с нравственными основами человеческой деятельности, как законодательство о культуре. Его предмет затрагивает такие духовные феномены как мировоззренческие взгляды, моральные и эстетические черты личности, ее образовательный уровень. Массив нормативных правовых актов о культуре – это правовая нормативная основа нравственно-ценностной ориентации личности, важное средство воздействия на морально-эстетические представления человека, позволяющие целенаправленно формировать модель цивилизованного культурного уровня населения.