Июльская революция 1830 г. во Франции явилась серьезным ударом по реакционной системе Священного союза и рассматривалась как первый шаг к его распаду. Она сказалась на дипломатической деятельности великих держав.
Вторая половина 20-х гг. стала для Франции временем усиления дворянской и клерикальной реакции, связанной с правлением Карла Х (1824-1830 гг.). Разразившийся в 1826 г. промышленный кризис затянулся на несколько лет, что усилило недовольство политикой Карла Х со стороны торгово-промышленной буржуазии и широких трудовых слоев Франции. В стране росло революционное брожение. Французское правительство было вынуждено сделать шаг влево, назначив главой кабинета министров графа Мартиньяка. Однако это полевение длилось недолго. В 1929 г. к власти пришел новый кабинет, возглавляемый ультрароялистом князем Полиньяком. В стране обострилась политическая обстановка.
Российский император Николай I пытался предотвратить приближение нового революционного взрыва во Франции путем дипломатического воздействия на французское правительство. Через французского посла в Петербурге Мортемара он советовал Карлу Х не вводить новые ордонансы и сдерживать наступление реакции. Но не забота о французском народе руководила действиями царя. России нужен был союзник против Австрии и Англии на завершающем этапе восточного кризиса. Французское правительство пыталось заручиться поддержкой России против Англии в завоевательной войне в Алжире. Оба правительства объединяли также ненависть к революциям и стремление их предотвратить.
Случилось именно то, чего боялся и предвидел Николай I. 25 июля 1830 г. французским королем Карлом Х в Сен-Клу были подписаны ордонансы, фактически отменявшие Хартию 1814 г. Когда в Петербург поступили известия о трехдневной июльской битве в Париже, о победе революции, о воцарении герцога Орлеанского под именем Луи-Филиппа I, российский царь собрался прервать дипломатические отношения с Францией, заявляя, что не признает Луи-Филиппа ее законным королем. Но было ясно, что коалиция европейских держав против революционной Франции не будет единой и официальная Англия, безусловно, признает Луи-Филиппа.
Дипломатические отношения России с Францией не были прерваны, хотя Николай I и носился долгое время с проектом вооруженной интервенции держав Священного союза с целью восстановления династии Бурбонов во Франции. Граф Орлов был послан в Вену, а генерал Дибич - в Берлин, чтобы договориться об интервенции. Но из этих двух миссий ровно ничего не вышло. Провал всех расчетов на интервенцию заставил Николая I признать Луи-Филиппа. Но отношения с Францией были отныне безнадежно испорчены. Царь оказался в 1830 г. изолированным: Англия сблизилась с Францией; К. Меттерних сохранял с Луи-Филиппом вполне корректные отношения; прусский король даже проявлял предупредительность по отношению к новому французскому монарху.
Революция 1830 г. во Франции нанесла серьезный удар по реакционной системе Священного союза. Она ускорила революционный взрыв в соседней Бельгии против господства Голландии, в результате которого было образовано самостоятельное государство. Июльская революция дала толчок революционным выступлениям в Саксонии, Брауншвейге, Гессен-Касселе и в некоторых других германских государствах. Революция во Франции способствовала подъему революционного и национально-освободительного движения против австрийского господства в Италии, восстанию в Польше против гнета царизма. Свержение монархии Бурбонов во Франции привело к усилению борьбы за парламентскую реформу в Англии, к выступлениям народных масс под лозунгом демократизации политического строя в Швейцарии.
Как французская Июльская революция, так и августовская бельгийская были насильственным ниспровержением актов Венского конгресса, которые признали единственно законной французской династией династию Бурбонов и единственно законным для Бельгии правительством - правительство, возглавляемое голландским королем. Бельгийская революция была новым вызовом Священному союзу.
Июльская революция 1830 г. во Франции способствовала патриотическому подъему народных масс Бельгии. Подпольные патриотические организации и группы усилили подготовку к восстанию. Восстания победили в Антверпене, Лувене, Вервье и в ряде городов Бельгии. Направленный Вильгельмом I на Брюссель десятитысячный военный отряд под командованием принца Фридриха был разбит повстанцами. К началу октября 1830 г. большая часть территории бельгийских провинций оказалась освобожденной от голландских войск. 10 ноября 1830 г. было провозглашено создание независимого бельгийского государства.
Голландский король пытался силой вернуть под свое владычество взбунтовавшие провинции, обратившись за военной помощью к четырем великим державам Европы и настаивая на военной интервенции в Бельгию. Однако бельгийско-голландский конфликт был улажен мирным путем. 20 декабря 1830 г. в Лондоне состоялась конференция представителей России, Великобритании, Франции, Австрии и Пруссии, имевшая целью урегулировать острые разногласия, возникшие между великими державами в связи с отделением Бельгии в результате революции от Нидерландского королевства, в состав которого она была включена решением Венского конгресса, и с провозглашением ее независимости. После длившихся более года дипломатических переговоров участники конференции вынуждены были признать независимость Бельгии и ее нейтралитет. Голландский король признал независимость Бельгии только в 1839 г.
Участники конференции 20 и 27 января 1831 г. подписали с уполномоченным Бельгии Лондонский договор об образовании Бельгийского королевства. Стороны признали независимость Бельгии и брали обязательство добиться от Нидерландов согласия на условия договора. В соответствии с договором в состав Бельгийского королевства вошли следующие провинции: Южный Брабант, Льеж, Намюр, Западная и Восточная Фландрия, Антверпен и часть Лимбурга, а также часть территории Великого государства Люксембургского. Бельгия и Нидерланды взаимно отказывались навсегда от притязаний на территории, отходящие по договору во владение другой стороне. В договоре подчеркивалось, что Бельгия в указанных границах будет вечно нейтральным государством. Не без участия английской дипломатии Национальный конгресс Бельгии 4 июня 1831 г. избрал родственника английской королевы Леопольда Саксен-Кобургского королем бельгийского государства.