Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Роль общественных культурно-просветительных организаций




В системе образования

В ликвидации безграмотности горцев Северного Кавказа, помимо светских учебных заведений, определенную роль сыграли различные просветительские общественные организации, которые были созданы в крае в конце Х1Х – начале ХХ в. В их работе принимали участие многие русские учителя, ученые, отставные офицеры и представители местной интеллигенции. Эти организации проводили различные творческие вечера, спектакли, вечера- диспуты, встречи ученых различных сфер знаний. На этих мероприятиях среди местного населения пропагандировались различные научные знания, оказывалась определенная помощь горцам в проведении различных исследований по экономике, истории и культуре народов Северного Кавказа. Издавались разнообразные периодические издания, в которых печатались материалы по истории, языку, устному народному творчеству горцев. Некоторые просветительские общества оказывали реальную материальную и моральную поддержку многим молодым горцам в их учебе в различных городах России. Эти общества также оказывали посильную помощь в открытии светских учебных заведений в населенных пунктах края, занимались распространением книг местных и российских авторов; способствовали сближению народов Северного Кавказа и их – с Россией. Члены этих обществ открывали в крае свои газеты и другие печатные органы, типографии, библиотеки, которые значительно способствовали просвещению местного населения.

Так, 5 февраля 1907 года был утвержден соответствующими органами Терской области устав такой общественной организации под названием “Общество распространения образования среди кабардинцев и горцев Нальчикского округа”. Учредителями этого общества были В.А. Тизенгаузен, С.К. Клишбиев, И. Кармов,М.Г. Шипшев, И.И. Мулаев, Б.Б. Шарданов и др. Это общество ставило своей задачей просвещение народов Кабарды и Балкарии, изучение кабардинского языка в школах, оказание помощи студентам, кабардинцам и балкарцам, обучавшимся в высших и средних учебных заведениях; устройство различных концертов и творческих вечеров, открытие своими силами в селах светских школ, их содержание и подбор учительских кадров. Основными денежными средствами были членские взносы, различные пожертвования, деньги, выручаемые на творческих вечерах, концертах и спектаклях. Ученые и деятели культуры поддерживали это общество. Например, автор работы “Исторические сведения о кабардинском народе” В.Н. Кудашев писал, что “весь доход от продажи этого издания поступает в пользу Общества распространения образования среди кабардинцев и горцев Нальчикского округа”. Обществу же предоставлялось исключительное право на дальнейшее переиздание этого труда; также обществу было подарено автором 1000 экземпляров этой книги на общую сумму 7500 руб. Кстати сказать, эту книгу приобрели не только частные лица в Кабарде и Балкарии, но и за их пределами. Общество оказывало помощь в обучении представителей молодежи края. Например, решением его правления в 1908 г. выпускникам Нальчикской горской школы Султану Озрокову и Батыю Хуранову было выдано по 75 руб. для дальнейшей учебы в Моздоке; А. Агубекову и А. Тлебзухову. – по 41 руб. для поездки на учебу в Новороссийск или Моздок. Шеретлоков Тау-Султан, который учился в 1914 г. в Петроградском университете, получал от Общества 150 руб. Кроме единовременной финансовой помощи студентам, Общество назначало некоторым выходцам из Кабарды и Балкарии, обучавшимся в российских учебных заведениях, и стипендии.

Кроме этого общества, в Нальчике были созданы и другие общественные организации. Одно из них – “Нальчикское общественное собрание”. Эти общественные организации тоже сыграли определенную роль в просвещении населения Кабарды и Балкарии. Известный балкарский просветитель И.А. Урусбиев после выхода в отставку некоторое время преподавал кабардинскую и балкарскую музыку в Нальчикской горской окружной школе и создал свою типографию, через которую он пропагандировал кабардинскую и балкарскую культуру, способствовал просвещению народа. В начале ХХ в. возникает библиотечное дело. В частности, в 1910 г. была создана Нальчикская общественная библиотека имени Н.В. Гоголя, позже она стала им. Н.К. Крупкой, теперь - это Национальная библиотека. В этот же период создается периодическая печать. С 1908 г. в Париже начинает выходить журнал “Мусульманин”. Именно в этом журнале впервые напечатал свой труд “Балкария” М. Абаев. В 1911 г. в Петербурге выходит первый номер газеты “В мире мусульманства”.

В этот период на Северном Кавказе выходили газеты “Вестник Горского студенчества”, “Жизнь Северного Кавказа”, “Кубанская жизнь”, “Кубань”, “Кубанский край”, “Свобода”, “Северо- Кавказский край”, “Терек”, “Ставропольский вестник” и т.д. В 1891 г. население Нальчика получало 42 названия журналов и газет в количестве 238 экземпляров. Благодаря деятельности Нури Цагова, Адама Дымова, Хасана Эльбердова, Назира Катханова, Али Шогенцукова и других представителей кабардинской интеллигенции, просветительское движение в крае поднялось на новую ступень. Впервые в Баксанской духовной семинарии начали изучать историю Кабарды, было поставлено издательское дело, налажен выпуск первой кабардинской газеты “Адыгэ макъ”. Издателем этой газеты стал Гафар Дымов. Типография была открыта им в 1917 г. До июля 1918 года вышло 52 номера этой газеты. “Адыгэ макъ” сыграла огромную роль в формировании общественного мнения. Она явилась проводником новых, прогрессивных идей. Газета призывала к просвещению народа, в ней публиковалось немало материалов по истории и культуре этноса. Печатались образцы устного народного творчества, в том числе сказания о нартах, пословицы, поговорки и т.д. Должное внимание газета обращала и международным проблемам, в частности, колониальной политике Англии в Индии и т.д., что способствовало поднятию политической культуры населения. Словом, газета пропагандировала просветительские идеи, звала народ к образованию.

Были и другие общества, которые сыграли определенную роль в изучении природы края и пропаганде просветительских идей. Огромное значение в научном исследовании коневодства и пропаганде кабардинской породы лошадей имело “Кабардинское скаковое общество”, созданное в конце 1904 г.

Таким образом, в конце Х1Х – начале ХХ столетия в духовной жизни народов Северного Кавказа, в том числе адыгов и балкарцев, происходят значительные события. Создается светская система образования, начинают функционировать новые учебные заведения в населенных пунктах края, возникают различные общественные культурно-просветительские организации, начинают выходить местные газеты, идет процесс распространения и пропаганды лучших трудов классиков русской литературы, зарождается издательское и библиотечное дело. Все это способствует приобщению горцев Северного Кавказа к образованию. Проводятся научные исследования в различных сферах знаний. Словом, конец Х1Х – начало ХХ в. является поворотным этапом в истории и культуре горцев Северного Кавказа.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Клапрот Г.Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808 гг. //Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов Х111- Х1Х вв. (Далее АБКИЕА). Нальчик, 1974.

Жан-Шарль де Бесс. Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Малую Азию и в Констатинополь в 1829 - м и 1830г. // АБКИЕА. Нальчик, 1974.

Иоганн Бларамберг. Кавказская рукопись. Ставрополь, 1992.

История Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1995.

История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до наших дней в 2-х томах. 1967 Т. 1.

Мухарби Саблиров. Культура народов Кабарды и Балкарии в конце Х1Х – начале ХХ в. Нальчик, 2001.

Народы Карачаево-Черкесии: История и культура. Черкесск, 1998.

Очерки истории Адыгеи. Майкоп, 1957.

Семен Броневский. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Нальчик, 1995.

Кумыков Т.Х. Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине Х1Х – начале ХХ века. Нальчик, 1996.

Теофил Лапинский. Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. Нальчик, 1995. Т. 1-2

Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик, 1978.

Юхотников Ф. Нечто о горцах, учащихся в Ставропольской гимназии (БМБГ).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 944 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2382 - | 2133 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.