При оценке изменения природных ландшафтов под воздействием антропогенной деятельности необходимо рассматривать все виды хозяйственной деятельности, которые в общем виде принято делить на фоновую и очаговую. Фоновой деятельностью, как правило, является сельскохозяйственное производство, создающее опасность нарушения регионального природного баланса, очаговой - промышленное производство, обусловливающее определенный комплекс локальных экологических ущербов. Хотя такое деление деятельности на фоновую и очаговую в настоящее время является достаточно условным. И та, и другая деятельность, воздействуя на все компоненты природной среды, охватывает огромные территории. Разница заключается лишь в том, что сельскохозяйственное производство непосредственно влияет на биоту и почву и опосредствовано на водный и тепловой балансы территории, а промышленное производство непосредственно влияет на атмосферный воздух (выбросы) и водные ресурсы (сбросы) и опосредствовано на биоту и почву.
Интегральным критерием, являющимся мерой экологической опасности любой деятельности, может служить степень нарушения природного равновесия. В связи с этим, одна из фундаментальных задач исследований состоит в оценке возможных нарушений всех компонентов природной среды в результате хозяйственной деятельности.
Одним из основных факторов, определяющих изменение состояния природных систем, является изменение структуры ландшафтов в результате развития сельскохозяйственной деятельности. Распашка земель, трансформация естественных биоценозов в агроценозы сопровождается изменением потоков вещества и энергии и нарушением природного равновесия. Развитие сельскохозяйственного производства произошло в основном за счет распашки естественных лугов и частично лесных угодий, то есть за счет самых экологически значимых биотических элементов. Кроме того, наряду с биотическими, появились абиотические элементы в виде населенных пунктов и промышленных объектов с соответствующей инфраструктурой. Это очень важное обстоятельство, так как абиотические элементы не производят биомассу, а только потребляют природные ресурсы и поставляют огромное количество отходов, являясь тем самым основным источником загрязнения природной среды. Таким образом, экологическая значимость абиотических элементов в природной среде должна быть отрицательной (<0), что необходимо учитывать при оценке экологической устойчивости ландшафтов.
Развитие сельскохозяйственного и промышленного производства наряду с изменением структуры природных ландшафтов сопровождалось поступлением дополнительного количества химических веществ за счет внесения в природную среду минеральных и органических удобрений, пестицидов и других химических веществ. Промышленное производство и сопутствующие ему разнообразные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу включают в основном диоксид серы (SO2) и оксид углерода (СО). В составе твердых выбросов присутствуют тяжелые металлы в количествах, которые значительно превышают их фоновое содержание в природной среде. Нарушение структуры и характера подстилающей поверхности природных ландшафтов при распашке и сельскохозяйственном использовании земель сопровождается изменением практически всех показателей, в том числе:
гидротермического режима;
основных элементов водного баланса;
интенсивности биологического и геологического круговоротов органических и минеральных веществ;
основных свойств, плодородия и эколого-геохимической устойчивости почв;
экологической устойчивости ландшафтов в целом, (табл. 3.3).
Сопоставление данных табл. 3.1-3.3 показывает, что в результате распашки и сельскохозяйственном использования земель увеличилась засушливость степных и сухостепных ландшафтов. Наиболее существенно изменились запасы биомассы и химических элементов в ландшафтах, которые снизились в 2-24 раза, а запасы химических веществ - в 1,4-4,7 раз, по сравнению с природными. Геологический круговорот химических веществ уменьшился в 3-4 раза. Все это привело к ухудшению природного плодородия и эколого-геохимической устойчивости почв, и загрязнению водных ресурсов. Плодородие снизилось на 2-18 %, причем большие значения характерны для почв степной и сухостепной зон. Что же касается солевого (химического) баланса, то он также изменился. Усиление промывного режима при орошении способствовало усилению геологического круговорота в 1,6-4 раза, загрязнению водных ресурсов и дальнейшему ухудшению химического режима и свойств почв лесной и лесостепной зон. В степной и сухостепной зонах орошение сопровождалось не только накоплением солей, но и перераспределением их по профилю. Подъем уровня грунтовых вод и увеличение их минерализации усилило опасность вторичного засоления орошаемых почв. Практика широкого развития орошения в степной и сухостепной зонах показала, что при подъеме уровня грунтовых вод до глубины <2 - 3 м неизбежно происходит увеличение их минерализации и засоление почв.
Таблица 3.3 - Водный баланс и другие показатели земель С-К района при распашке
Гидротермический режим, Ic | 1,45 |
Атмосферные осадки, мм | |
Испарение, мм | |
Поверхностный сток, мм | |
Подземный сток, мм | |
Запасы биомассы, т/га | 14,0 |
Запасы химических веществ, т/га | 0.88 |
Эколого-геохимическая устойчивость почв к техногенным воздействиям | С |
Уровень плодородия почв, баллы* | 14,7 |
*- срок 100 лет.