Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Характерные черты российской философско-правовой мысли




Российское общественное сознание не только «впитывает» национальные особенности зарубежной культуры, их общечеловеческое содержание. но и обладает национальной уникальностью.

Содержание, формы, тенденции эволюции философско-правовой мысли России отображают многообразие и противоречивость условий и факторов ее существования как самобытной формы государственности и культуры. «Нормальное правосознание отнюдь не сводится к верному знанию положительного права, - писал И.Ильин. - Оно вообще не сводится к одному «знанию», но включает в себя все основные функции душевной жизни: и прежде всего - волю и притом именно - духовно воспитанную волю, а затем - и чувство, и воображение, и все культурные и хозяйственные отправления человеческой души».

К основным чертам философско-правовой мысли, тесно связанным со всем укладом жизни российского общества, можно отнести, прежде всего, проявление в ней элементов правового сознания, соответствующих различным типам цивилизации: западной и восточной. «Противоречивость русской души, - писал Н.Бердяев, - определялась сложностью русской исторической судьбы, столкновением и противоборством в ней восточного и западного элемента».

Подобно цивилизации западного типа, в российском сознании можно наблюдать духовные проявления рационалистического антропологизма, либерализма, предпочтения личностного перед государственным. В отдельные периоды истории общественного сознания может выходить на первый план секуляризация, решающее значение приобретают логика, рациональность, отдающие предпочтение материально-потребительским ценностям, порождаемым научно-техническим прогрессом. Правосознание отдельных слоев правового сообщества может быть ориентировано на позитивистские, легистские, либертарные подходы.

Российское правовое сознание содержит и элементы, свойственные восточной цивилизации, например социоцентризм, подчинение интересов личности государству, общественным ценностям. Проявляется ориентация на духовность, нравственность, религиозность в отношениях между людьми. Гонка научно-технического развития не увязывается непосредственно с динамикой общественных отношений, сохраняющих в себе традиции, воспроизводящих устоявшиеся формы взаимосвязей людей.

«Русский народ по своей душевной структуре народ восточный. Россия - христианский Восток, который в течение двух столетий подвергался сильному влиянию Запада и в своем верхнем культурном слое ассимилировал все западные идеи». Однако было бы упрощением представлять российскую духовность как «механическое» соединение элементов разных народов на «перекрестке культур».

К «собственным» чертам российского менталитета принято относить такие, как народное доверие к власти, ценностная ориентированность на разумную достаточность материального и идеального, единство морального и разумного в духовном единении нации, сдержанность в отношении быстрых темпов общественных преобразований, невосприимчивость к религиозному фатализму и экстремизму. Именно эти «лучшие» качества служат основаниями для «интегрирования» элементов западной и восточной цивилизаций, их взаимного переплетения, взаимных переходов, иначе говоря, того, что называют евразийством.

В российской философско-правовой мысли проявляются мотивы, навеянные диалогом славянофильства и западничества. Находит свое место и обращение к «русской идее» - проблеме исторической миссии России. В.Соловьев: «Если Россия не поверит в силу права, если она не возжелает истинно и крепко духовной свободы и истины - она никогда не будет иметь никакого успеха ни в каких делах своих ни внешних, ни внутренних.

Характерной чертой является и влияние религиозного сознания на духовность, философию и правосознание российского общества. Отечественные и зарубежные исследователи, говоря о характерных чертах истоках русской философской мысли, называют ее духовную связь с христианством, хотя характер этой связи у отдельных философов проявляется по-разному. Считается, например, что в философии раннего славянофильства идея правовой организации общественной жизни критиковалась на том основании, что нравственность и право антагонистичны, что развитие правовых взаимоотношений предполагает регресс взаимоотношений нравственных и наоборот.

Формализм в общественных отношениях, свойственный праву, виделся препятствием для достижения людьми цельности духа и соборного сосуществования. Полагалось, что функционирование правовых взаимоотношений связано скорее с протестантской или католической этикой, в то время, как в нравственно-психологическом укладе русского народа укоренены этические мотивы православия.

Подчеркивалось, что право не учитывает и не может учесть духовность каждого человека не только потому, что в принципе не охватывает всю глубину и сложность жизненных явлений, но и потому, что правила поведения в нем формальны, внешни, они принимаются и утверждаются властью. Как говорил архиепископ Сергий (Страгородский): «Дела сами по себе, в качестве внешних поступков или отдельных подвигов, не имеют в христианстве значения. Поведение здесь ценится только, как выражение соответствующего настроения души...».

Однако в дальнейшем в русской философии идея правового регулирования общественных отношений получила одобрение, а мнение, согласно которому русской душе, ее самобытности якобы претит правовое устройство общества, начало критиковаться. П.И.Новгородцев, осуждая правовой скепсис некоторых славянофилов, замечал: «Не знаешь чему более удивляться, наивной мечтательности или странному неведению житейских отношений».

Развитая правовая культура граждан виделась необходимым условием для успешного развития общественной жизни. В.Соловьев, признавая формализм права, писал: «С точки зрения юридической важно именно объективное выражение нашей воли в совершении или недопущении известных деяний». Но при этом добавлял, что «предписание определенных действий нисколько не отрицает соответствующих им внутренних состояний, хотя и не требует их непременно». Таким образом, является ли для вас какое-то правовое требование формальным или нет, зависит от вас же самих, но нисколько не определяется самой природой права. Между нравственностью и правом, поэтому, нет абсолютного различия. Правовое наказание, по Соловьеву, приводит человека к раскаянию, угрызениям совести, ведет его к улучшению внутреннего мира, его исправлению.

Сравнивая православный и западный подходы к праву, Новгородцев писал, что принципы правопонимания, существующие в русской философии, «означают решительное отрицание всех основ классической западноевропейской философии права, сформировавшейся в восемнадцатом и девятнадцатом веке и формулированной Руссо, Монтескье, Кантом и Гегелем». Известно, что таким «основам» отвечает правовая система западных правовых государств. Для западной философии права неприемлемо русское воззрение, согласно которому право, хотя и признается необходимой формой общественного устройства, но ему придается второстепенное значение.

Право в русской философии не самоценно, оно определяется лишь как средство достижения идеального состояния общественных отношений, которое, по Новгородцеву, есть «свободное единство людей, единство, достигаемое не принуждением и внешним авторитетом, а только Законом Христовым...». Такое понимание содержит элементы отрицания идеи правового государства, возводящей право в равной степени и над государством и над гражданином.

В русской философии наблюдались попытки соединить этические принципы, отвечающие юридическому праву, с нравственными устоями русской культуры Так, Б.Н.Чичерин, не отказываясь от нравственных представлений, родственных русской культуре, и не искажая сущности права, пытался соединить нравственный и юридический подходы. «Право есть область личной воли, где господствуют личные цели.., что касается нравственности, то здесь личные цели подчинены целям общим».

«Этицизм», обращение к нравственному аспекту социального и правового существования характерны для всех этапов развития российской философской мысли. Е.А. Лукашева отмечала, что в российской правовой мысли четко обозначена тенденция к рассмотрению правовых и моральных феноменов а их тесной связи между собой.. «При различных подходах к пониманию права такие известные ученые, как Н.М.Коркунов, Г.Ф.Шершеневич, А.Рождественский, П.Г.Виноградов, В.С.Соловьев, неизменно отмечали близость правовых и моральных регуляторов человеческого поведения».

«Законы и нормы преодолевают хаос социального космоса. Нередко считается, что юридические законы и нормы противостоят хаосу запретами, а нравственные - внутренней гармонией личности, устремленностью к свету совести, добра, порядочности. Между тем, как свидетельствует вся традиция русской философии права, пишет А.А.Корольков, - оторвать силу от совести - значит уповать на абсолютную волю жандармского государства. Лишь силой не держалось ничто и никогда». «Дух», «истина», «душа» - в русской философии эти слова не случайно пишутся нередко с заглавной буквы. Европейская философия более всего стремилась понять материальное и идеальное, как порознь, так и в единстве, а русская философия искала Идеал, оттого столь часто жила утопиями, мифами, но всегда противилась утилитаризму, вещной зависимости.

Попытка систематизировать существовавшие взгляды на взаимоотношение права и нравственности была в свое время предпринята И.В.Михайловским, который выделил три их типа. Первый - сводился к отрицанию различия межу правом и нравственностью, что вело к чрезмерной государственной регламентации общественных отношений. Второй - характеризовался противопоставлением права и нравственности. Отрыв права от этических основ, по его мнению, неизбежно приводил к выводу о том, что единственной санкцией права является физическая сила. Наконец, в соответствии с третьим типом права рассматривается как производное от этики, как «этический минимум».

«Эстетизм», использование форм и образов литературы, эстетического искусства также свойственно российской философской мысли. Достаточно вспомнить произведения Ф.Достоевского, Л.Толстого и др. При этом в российской философии наблюдается оперирование специфическими понятиями, выражающими особенности духовной жизни, такими, как соборность, богочеловечество, всеединство и пр.

В. П.Малахов, сравнивая различные виды правового сознания, в частности, подчеркивает, что доминантами духовности, определяющими своеобразие китайской правовой культуры, являются традиционность, ритуализированность, морализм. Доминантами духовности индийской культуры выступают космизм, мистицизм, синтетизм. Доминантами духовности арабской культуры считается религиозность и рационализм. Западная духовность опирается на рационализм и политичность. Что касается российской духовности, ее своеобразие заключено в «базовом сочетании религиозности и моральности». Наиболее полно специфику российской правовой культуры выражают идеи «правды, милости, служения, страдания».

Базовой характеристикой российской философской, политической, правовой мысли является признание фундаментальной роли народа в общественном существовании и культурной эволюции, и проистекающее отсюда стремление к радикальному улучшению жизни российского народа.

Одним из наиболее активных и действенных факторов эволюции философского правосознания выступает его нацеленность на формирование национально-патриотического идеала государственности и права. Доктрины Святой Руси, Великой России, Свободной России, а затем и Социалистической Родины находили свое выражение во всей эволюции философско-правовой мысли, развивавшейся в соответствии с реальными экономическими, социальными, политическими условиями и потребностями существования российского общества.

Первой характерной особенностью развития «философии права» в России следует считать тот факт, что до второй половины XIX в. философская проблематика права и связанных с ним аспектов его бытия осваивалась и осмысливалась в философско-литературных кружках и, большей части, вне официальных структур просвещения.

Такое положение дел имело последствия, которые можно назвать социально-нравственными. То есть практически все мыслители в России не занимались «чистым» теоретизированием, а откликались на животрепещущие проблемы жизни страны и людей. Однако при этом оценка их мыслительной деятельности оценивалась, в большинстве случаев, не с позиций их вклада в развитие философии или какой-то конкретной науки, а с точки зрения «прогрессивности» или «реакционности», «полезности» или «бесполезности» полученных результатов для разрешения социальных проблем, в вопросах создания благ для людей. Поэтому и получалось, что воззрения некоторых мыслителей, которые хотя и не отличались глубиной философского проникновения в суть рассматриваемой проблемы, но были на «потребу злобе дня», имели широкую известность. Другие же, составившие впоследствие классику русской философско-правовой мысли, не находили отклика у современников и были известны лишь узкому кругу специалистов.

Второй характерной особенностью развития «философии права» в России является то, что в ней нашло переплетение различных типов философствования: рационалистического, западноевропейского и восточного, византийского с его интуитивным миросозерцанием, базирующимся на чувственном восприятии реального бытия людей.

В связи с этим в «философию права» было включено не абстрактное философствование, а, как отмечал А.Ф.Лосев, «...чисто внутреннее, интуитивное, чисто мистическое познание сущего».

В содержательном плане «философия права» наполнялась темой России, постижением смысла её существования в истории. Одновременно в неё включалась тема человека, его судьбы, смысла жизни, а также его отношения к закону, государству, сочетание прав человека и морально-религиозной ответственности за судьбы Отечества, за его настоящее и будущее. Только потом в ней рассматривались вопросы, относящиеся к выяснению сути и смысла закона, прав человека, предназначения государства и формирования законов, распределяющих правомочия между сословиями, властью монарха и его подданными.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2757 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2418 - | 2285 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.