В России во второй половине 90-х годов услугами психиатров пользуются около 6 млн. человек (42 из каждой 1000 населения). В течение года психические расстройства впервые диагностируются в среднем у 7 человек, и 8 из каждой 1000 населения госпитализируется по поводу психического заболевания. Впервые признается инвалидами в связи с психическим заболеванием 1 человек из 1000 населения.
Основные параметры психического здоровья за прошедшие 30 лет изменились принципиально. Учтенная распространенность психических расстройств в России выросла почти в 4 раза. На этом фоне частота госпитализаций населения по поводу психических заболеваний возросла в 2.5 раза, инвалидность - в 1.5 раза. Иными словами, контингент лиц, пользующихся психиатрической помощью значительно расширился, но стал при этом существенно легче. Значительные изменения претерпел нозологический облик контингента. Число больных психозами возросло в 1.5 раза, непсихотическими расстройствами - в 3.1 раза, умственной отсталостью - в 3.8 раза, алкоголизмом - в 8.7 раза. Таким образом, если в 1965 г. нозологический портрет среднего психически больного определяли тяжелые расстройства психотического уровня, то через 30 лет - алкоголизм.
Сравнительный анализ зарегистрированных уровней обращения населения за психиатрической помощью свидетельствует о значительном недоучете (в 5 раз) психических расстройств у населения. Таким образом, учтенная распространенность психических расстройств в России дает представление лишь о верхушке айсберга, описывая лишь самые общие контуры проблемы психического здоровья населения. В психиатрии, помимо общих причин, обусловливающих наличие подобной закономерности, существуют свои специфические причины:
· запаздывание правовой реформы, регулирующей взаимоотношения общества и психически больных с учетом реальной социальной, политической и эпидемиологической ситуации в России в конце 20 века;
· отставание реформ психиатрической службы, связанное с исчерпанием возможностей экстенсивного пути ее развития;
· влияние социально-экономического кризиса, усугубившего разрыв между объективным ухудшением психического здоровья населения и фактическим сокращением обращений за психиатрической помощью в первой половине 90-х годов.
"Цена" неудовлетворительного состояния психического здоровья очень высока. Десятую часть ожидаемой продолжительности жизни населения составляют потери, связанные с психическими заболеваниями, в том числе - 2 года - за счет преждевременной смерти и около 5 лет - за счет ухудшения качества жизни.
В России выделяются две крупные группы территорий, принципиально отличающиеся с точки зрения состояния и тенденций психического здоровья, обусловленного им социально-демографического ущерба и характера его социальной детерминации, а, следовательно, - путей сокращения:
· первая группа включает преимущественно области Европейской части России;
· вторая - территории Поволжья, области и края Северного Кавказа, Урала и Западной Сибири.
По состоянию психического здоровья населения ситуация более благоприятна в Европейской части России. Среди факторов, определяющих ситуацию с психическим здоровьем, на первое место выходит более благополучный социально-экономический фон, характеризующийся уровнем и дифференциацией доходов, уровнем безработицы и напряженностью на рынке труда. Суть этого относительного благополучия в том, что экономические мотивы не стали в территориях Европейской части России доминирующими факторами нетрудоспособности и инвалидности психически больных. Иными словами, экономическая ситуация здесь не столь активно, как в других регионах, "выталкивает" лиц с относительно легкими психическими нарушениями из социально активной жизни - на инвалидность. Этот фактор оказывается настолько важен, что компенсирует влияние проблем, связанных с низким ресурсным потенциалом здравоохранения в данной группе территорий.
Таким образом, психическое здоровье все более становится социально-экономическим феноменом, масштабы которого в решающей мере определяются экономическим неблагополучием, и сами, в свою очередь, порождают неблагополучие вследствие увеличения числа людей, нуждающихся в социальной защите и поддержке. При сохранении отмеченных тенденций следует прогнозировать дальнейший рост бремени психических болезней. Уже к 2003 г. потери продолжительности и качества жизни населения только вследствие психических заболеваний могут составить более 12 лет.
Общий вывод:
продолжительность и качество жизни населения в связи с состоянием его психического здоровья непосредственно зависит от выбора стратегий реформирования служб здравоохранения, в более широком плане - от стратегий реформирования общества, которые определяют "цену человека, его жизни и здоровья".