«Слова Жизни Господа Братца Иоанна утверждённые Его в страданиях вочеловечевыния второго Нового Бытия согласно Священного Писания»
(А. И. Синников)
Содержание:
1. 1.СТИХ БРАТЦУ ИОАННУ. ………………………………………………………..3
2. Предисловие к Беседам 1910 года. ……………………………………4
3. Праздничное Слово Г.Д.Б. Отца Милосердного Синникова А. И. 15 января 1993 года..……………………………………………..11
4. Послание Г.Д.Б. Отца Милосердного Синникова А. И. из сборника посланий со стр.148-149..………………………………14
5. № 47. ПИСЬМО БРАТЦА ИОАННА к папаше. ………….…..17
6. 15 января 1910 г. …………………………………………………………….22
7. 16 января 1910 г. Детский праздник. ………………………..…..25
8. 15-го января 1911 года. …………………………………………………..29
9. Дни болезни Дорогого Братца Иоанна в 1923 году и посещение храма Захарии и Елизаветы. …………………..….49
10. 237. НОВОЕ ИМЯ. …………………………………………………..…….53
1.СТИХ БРАТЦУ ИОАННУ
Как солнце златыми лучами
Свой путь озаряя земной,
Явился Учитель меж нами —
БРАТЕЦ ИОАНН ДОРОГОЙ.
Он речью своей вдохновенной
На подвиг Христов призывал,
И пьянство, и ложь, и пороки
В погибших людях обличал.
Он видел, как сильно страдает
Наш бедный, несчастный народ.
Как в пьянстве и зле погибает
И водку несчастную пьет.
Он слышал и вопли, и стоны
Голодных, несчастных детей,
Он видел бродящих, как тени,
Погибших от пьянства людей.
И пьянство широкой волною
Наш край затопило родной.
И слезно скорбел и молился
БРАТЕЦ ИОАНН ДОРОГОЙ.
Проповедь Братца Иоанна
Как горный источник течет,
И слава от края до
О Нем меж людей все идет.
И масса народа приходит
Послушать беседы святой.
И с миром домой все уходят,
С воскресшей от пьянства душой
Трудись же на пользу народа,
На пользу отчизны святой,
Да здравствуй на многие лета
БРАТЕЦ ИОАНН ДОРОГОЙ!
С. Хрущев
Предисловие к Беседам 1910 года
Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что самая лучшая проповедь есть та, которая духовно перерождает и возвышает своих слушателей. Я думаю также, что не ошибусь, если скажу, что проповеди так называемого Братца Иоанна, – Ивана Алексеевича Чурикова, крестьянина Самарской губернии, проповедующего в Петербурге, – несомненно являются такими именно проповедями, так как, благодаря им, тысячи пьяниц, алкоголиков, развратников, воров и опорочников перестали пить, развратничать, воровать и нищенствовать и ведут теперь трезвую, чистую, трудовую и вообще нравственную жизнь. Они совсем ничего спиртного не пьют, табаку не курят, бранных слов не употребляют и даже мяса не едят.
Во всем этом я убедился путем долгого и непрерывного наблюдения как над Самим Братцем Иоанном, так и над Его последователями и путем изучения их жизни как настоящей, так и прошлой, причем я старался проверять их собственныя показания также и свидетельствами посторонних им лиц, в том числе писателей, докторов, священников и миссионеров.
Своевременно я опубликую эти свидетельства более или менее подробно, а теперь приведу только некоторые из них.
Писатель А. С. Пругавин в своей статье «Братец Иванушка», напечатанной в вечерних «Биржевых Ведомостях» за 10 июня 1910 г., говорит о Чурикове следующее:
«Под Его влиянием вчерашний горький пьяница и лентяй сегодня вдруг перерождается и становится трезвым, усердным работником. И таких случаев не десятки, не сотни, а целыя тысячи. И они налицо, у всех на глазах, всем известны».
Доктор С. Л. Тривус сказал мне:
«Что касается Братца Иоанна, то факты производимых посредством его внушений исцелений, особенно от пьянства и разврата, я вполне признаю, и за это я отношусь к нему с глубоким уважением и благодарностью. Стыдно сказать, но я скажу вам, что, не имея возможности уделять достаточно времени алкоголикам, я посылал их к Братцу Иоанну, и некоторые из них перестали пить, хотя далеко не все. Он пользуется в народе громадным нравственным авторитетом, и, благодаря этому, его внушение очень сильно. Это пушка против нашего врага – алкоголизма. Главное свое внушение Братец Иоанн производит на людей во время своих воскресных бесед. Здесь есть церковныя общества трезвости, но они не имеют такого успеха, какой имеет Братец Иоанн. Трезвенники последняго, сравнительно с церковными трезвенниками, отличаются большей сознательностью и устойчивостью».
Доктор Д. М. Лион сказал мне:
«Чуриков магически действует на психику (душу) здоровых людей, приходящих с ним в соприкосновение. И в этом мне думается, кроется также и сила его влияния на больных».
Из числа священников я могу указать здесь только на редакторов журнала «Приходский Священник», – протоиерея В. П. Галкина, и священника М. В. Галкина, – которые в своей передовой статье № 17 «Приходскаго Священника» говорят, между прочим, следующее:
«Вновь и вновь приходится возвращаться к тому вопросу, который выдвигает на очередь жизнь или вернее та шумиха, которая поднялась сейчас вокруг имени некоего Братца Иоанна Чурикова. Крестьянин Самарской губ., почти необразованный, кажется, даже нигде не учившийся, огнем кипящаго в нем одушевления создал безхитростную, самодельную школу воспитания народных сердец».
Другие священники, говорившие мне о громадном нравственном влиянии проповедей Братца Иоанна Чурикова на народ, просили меня не опубликовывать их имен. Так как их мнение о Чурикове, будучи приведено без упоминания их имен, не может иметь силы достоверности и убедительности, то я пока и не буду приводить его.
Из числа миссионеров я приведу мнение петербургского епархиального миссионера, Д. И. Боголюбова, который прежде на своих миссионерских беседах обыкновенно говорил против Братца Иоанна, но потом, ознакомившись с ним поближе, он добросовестно изменил свой взгляд на него и в последнее время выступил в «Церковном Вестнике» (№ 14–!%) и в «Приходском Священнике» (№№ 14, 15, 16, 17 и 18) с целым рядом статей в защиту Братца Иоанна Чурикова.
Вот что он, между прочим, говорит о нем в своей статье «Братец Иоанн Чуриков, как религиозный проповедник среди петербургского простонародья», помещенной им в № 14–15 журнала «Приходской Священник» за 1911 г.:
«Крестьянин Самарской губернии Иван Алексеевич Чуриков для петербургскаго простонародья – личность довольно примечательная. С Его именем здесь соединяется большое движение в сторону протрезвления народа и упорядочения его хозяйскаго обихода. И потому для простого народа Чуриков – не просто Иван Алексеевич, а Дорогой Братец Иоанн, – молитвенник и печальник народный. Для него он подобен развернутому знамени: и все, что написано на этом знамени, священно, и для массы народной весьма дорого и убедительно. Поэтому в одном письме на мое имя какой-то почитатель Чурикова называет Его «братом, показавшим народу живое Евангелие и неисчерпаемое море чудес».
Затем, стараясь объяснить причину обаяния, производимого Чуриковым на народ, г. Боголюбов в продолжении той же статьи, помещенном в № 16 «Приходскаго Священника», пишет:
«Со дна житейскаго слышится крик, что проповеди наши безжизненны, что оне не отвечают живым религиозным потребностям современных слушателей и потому ныне наблюдается «обдержное явление», особенно в больших городах: на кафедру выходит «ученый» проповедник, а народ массой в то же время выходит из церкви».
«Почему это и как? Чем объяснить сие прискорбное знамение времени». Мы на то не нашли еще удовлетворительнаго для себя ответа, – но факт у нас перед глазами. И этот факт в наше время осложнился новыми тревожными явлениями в религиозно-народной жизни.
«Говоря так, мы имеем в виду нарождение в столицах наших и по епархиям так называемых «братцев», – проповедников. Это, обыкновенно, самые что ни на есть малограмотные крестьяне; о гомилетике нашей они и «слухом не слыхали»; заставьте их на бумаге изложить свои проповеди – они наплетут вам такого, что в негодование приведет всех гомилетов»…*)
«Тем не менее на проповеди, напр., Братца Иоанна Чурикова в С.-Петербурге стекаются большие толпы народные, тогда как таким вниманием слушатели награждают далеко не всех и прямо редких наших «ученых» богословов».
«В чем же дело? Как смотреть нам после того на проповедничество разных «братцев» среди простонародья? Взгляды у людей на все разные; но нарождение в народе «братцев» – проповедников говорит, кажется, определенно о том, что народ у нас достаточно не окормляется духовно от стола пастырскаго. То, что ему приходится слышать с кафедры церковной, очевидно, слабо волнует сердце, – не перерождает его настроения…»
«И вот, народ наш, – богоносец», – тоскуя о праведной жизни, выдвигает на проповедническую кафедру своих братцев, по своим мыслям и своим намерениям. То, что говорят «братцы», конечно, по литературной форме плохо; но народу в словах их чудится святой смысл, как «живое Евангелие». И, кроме того, около таких «братцев», обычно, нарождаются своего рода живые приходы, где религиозное простонародье душу отводит: оно там духовно лечится от пороков, – там же крепнет в привычках трезвой жизни».
То, что говорят все эти лица о нравственном воздействии проповедей, – «бесед» Братца Иоанна на слушателей, превосходящем, по выше приведенному свидетельству миссионера Д. И Боголюбова, даже воздействие церковных проповедей, я и сам заметил из личных своих наблюдений, и потому, желая знакомить с беседами Чурикова и тех лиц, которыя не могут лично присутствовать на них, и тем самым желая расширять сферу нравственнаго их воздействия на наш народ, который в этом так сильно нуждается, я и приступил к систематическому записыванию и печатанию бесед Чурикова.
Сначала, именно с июня 1909 года по апрель 1910 г., я печатал беседы Чурикова в сокращенном виде в газете «Новая Русь», а потом, с закрытием этой газеты, стал со 20го мая 1910 г. издавать эти беседы отдельными листками в более или менее полном виде, результатом чего и явился настоящий сборник: «Беседы Братца Иоанна Чурикова от 2 мая 1910 г. по 1 мая 1911 г.».
Всего в сборнике помещено 50 бесед. К ним еще приложены: 1) в начале сборника листок: «Миссионеры и Братец Иоанн Чуриков» и 2) в конце сборника: «Пасхальное слово Братца Иоанна Чурикова».
За шесть воскресений, – за 28 ноября, за 5, 12 и 19 декабря 1910 г. и за 2 и 9 января 1911 г., – бесед не имеется в сборнике потому, что во все эти шесть воскресений беседы Братца Иоанна не могли состояться, так как были закрыты по предписанию духовной власти.
Для того, чтобы читатели могли легко и скоро узнавать, о чем говорится в той или другой беседе, я счел нужным в оглавлении бесед поместить и краткое содержание каждой из них.
Кроме того, это краткое содержание бесед и само по себе может до некоторой степени восполнять недостаток бесед у тех из читателей, которым по чему-либо не пришлось приобрести полный сборник этих бесед.
Теперь мне остается сказать еще несколько слов по поводу двух упреков, совершенно противоположных и направляемых по моему адресу.
Одни упрекают меня в том, что я излагая беседы Братца Иоанна Чурикова, будто бы излагаю их неточно и даже искажаю их в своем, как говорят, «сектантском» духе. На этот упрек я уже несколько раз заявлял в примечаниях к самим беседам и в настоящем предисловии считаю нужным заявить, что хотя я, как свободный христианин, и не во всем согласен с Братцем Иоанном, но я излагал его беседы точно и, по-возможности, буквально, что могут подтвердить как его слушатели, так и Он Сам. Само собою разумеется, что далеко не все сказанное им я печатал, потому что двухчасовая беседа не может вся поместиться на 4–8–10–12 страницах листка, но то, что я печатал, есть точная передача Его мыслей и слов. Даже возгласы, которые раздаются на Его беседах со стороны слушателей, я тщательно записывал.
О верности моих записей бесед Чурикова свидетельствуют даже и такие лица, как миссионер Д. И. Боголюбов и профессор петербургской духовной академии, иеромонах Вениамин, безпристрастие которых в этом отношении никем, я думаю, не может быть заподозрено. Первый из них в своей статье о «Братце Иоанне», помещенной в № 16 «Приходскаго священника», говорит: «в записях Трегубова мы имеем подлинный материал, на основании которого безошибочно можем заключить о том, чему Братец Иоанн Чуриков учит народ, и как Он вообще настроен».
А иеромонах Вениамин, который 10 октября 1910 г. был на беседе Братца, в своей статье «Подмена Христианства», напечатанной в газете «Колокол» от 13 мая 1911 г., говорит: «не только содержание, но и самый характер «проповедей» Чурикова весьма хорошо передается в печатных записях Трегубова».
Если же в моем изложении какой-либо беседы Братца и встречались ошибки, то Он тотчас же указывал мне на них, и я в примечании к следующей беседе исправлял их.
Для того, чтобы избежать на будущее время ошибок, я просил потом Братца проверять мои записи Его бесед до отдачи их в печать, что Он и делал совместно со мною в течение всего года. Только первые пять или шесть бесед изданы мною без предварительного просмотра их Братцем. Но и эти беседы, по выходе их из печати, немедленно прочитывались Братцем, и если в них оказывались какие-либо ошибки, то Он указывал их мне, и я тотчас же исправлял их в примечаниях к беседам.
Что касается второго упрека, посылаемаго по моему адресу моими братьями и сестрами по вере, которые говорят, что я, издавая беседы Чурикова, как православного человека, утверждаю учение православной церкви и тем самым подрываю учение исповедуемого мною свободнаго христианства, то я считаю нужным, во избежание всяких недоразумений, сказать следующее:
Во-первых, беседы называются «Беседами Братца Иоанна Чурикова», а не «Беседами Ив. Трегубова». Подпись же моя свидетельствует лишь о том, что беседы эти записаны мною.
Во-вторых, и в области православнаго учения есть много такого, что входит и в состав свободнаго христианства, – это именно нравственное учение пророков, Христа, апостолов и отцов церкви, которое собственно и составляет предмет бесед Братца, почему Он Сам в программах Своих бесед и называет последние «духовно-нравственными беседами». Если же Он иногда на своих беседах и говорит о догматах и обрядах, то всегда прибавляет при этом, что, главное, надо проникаться Словом Божиим, словами пророков, Христа, апостолов и отцов церкви и жить согласно с ними. «Молись, как хочешь, – говорит он в 10-ой беседе от 4 июля 1910 г., – важно только, чтобы мы жили по Евангелию».
В этом именно перенесении центра тяжести с догматов и обрядов на нравственность и заключается особенность проповедей – бесед Братца Иоанна, так обаятельно и благотворно действующих на Его слушателей. Это обаяние и эта благотворность Его бесед усиливается еще тем, что он духовно-нравственно изъясняет даже и ветхозаветныя и новозаветныя события, оговариваясь, впрочем, что Он не отрицает и фактической их стороны.
Вот эта именно особенность проповедей Братца Иоанна, которую он называет «применением Писания к жизни», и привлекла меня к Нему и заставила меня записывать и печатать Его беседы – сначала в «Новой Руси», а потом и отдельными листками.
Я думаю, что громадный успех проповедей Чурикова в народе рано или поздно заставит и наших «ученых» проповедников обратить свое внимание на эти проповеди и заняться их изучением, несмотря на то, что они произносятся, как выражаются эти «ученые» проповедники, «малограмотным, необразованным крестьянином».
Ведь, если даже такой великий писатель, как Л. Н. Толстой, всегда учился у «необразованных крестьян» и общение и переписку с ними находил для себя более поучительной, нежели общение и переписку с так называемыми «образованными» людьми, то не устыдимся и мы поучиться у Братца Иоанна Чурикова.
А у Него несомненно есть чему поучиться, что может подтвердить и настоящий сборник Его бесед.
Ив. Трегубов
10 июня 1911 г.
С.-Петербург.
Праздничное Слово Г.Д.Б. Отца Милосердного Синникова А. И. 15 января 1993 года.
Что же сегодня за Праздник?
Весь мир спит духовно. Весь мир погибает в пьянстве.
И только с приходом Христа, пробуждались Иудейские государства и все человечество. Сегодня пятница,
никаких красных знамен нет, но с приходом Господа,
как тогда так и ныне, появились знамения, исцеления.
— Христос Воскрес!
Сегодня день великий, ныне день воскресный,
ныне Христос Воскрес и силою Своею нас воскресил, через Евангелие.
Вот почему Дорогой Братец говорит:
- без Евангелия, вся жизнь наша в опасности, без слов Христа, душа твоя тоскует и никакая музыка тебя не утешит. Музыкой можно ли утешить, исцелить человека? Если бы здесь музыку завести, пьяница отрезвился бы?
— Нет.
— Умалишенный будет ли здоров?
— Нет.
Вот почему Дорогой Братец, как Законодатель сказал: - без учения Евангелия вся жизнь наша в опасности, без слов Христа душа твоя тоскует и никакая музыка тебя не утешит.
А сейчас музыкой утешают только умалишенных.
Весь мир сейчас умалишенный
и Слава Дорогому Братцу, Слава Тебе, показавшему нам Свет.
Великий Пророк восстал между нами и Бог посетил народ Свой.
Для этого потребовалась длинная дорога, для этого потребо-валось восемь тысяч лет.
Кто сюда пришел, не думайте, что мы лучше всех.
Для этого потребовалось восемь тысяч лет,
от Адама начиная, который вкусил запрещенный плод.
Через Еву пришло падение, а через Деву, Матерь Божию,
Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения – пришло спасение.
А сейчас Матерь Божию не признают,
говорят: - я верующий, да какой ты верующий, когда ты Честнейшую Херувим, которая принесла Бога – Слово, Он не признает и не крестится.
Мы не судим, но пришло спасение. За эту жизнь страдали все 24 Пророка.
Сегодня много течений.
Спросите у Иоанна Богослова глава 21, он вам скажет:
- кто пойдет помимо этого Пророка, псы и чародеи, любодеи, убийцы, идолослужители.
— Так ли?
Ну давайте будем плясать, будем играть.
Терпел все это Бог восемь тысяч лет и послал Бог последнего Пророка, как говорит Моисей:
— Из братьев ваших воздвигну вам Пророка,
простого как меня, слушайтесь его во всем,какая душа послуша-ется Пророка сего спасена будет.
— Спасены мы?
- Отчего спасены?
- Мы хоть не пьем вина 98 лет.
- Больше ничего не надо, 98 лет во имя Христа не пьем вина.
- Христос Воскрес!
- Воистину Воскрес!
— Спасены мы?
— Спасены! – отвечает весь зал.
Дорогой Братец говорит,
- когда придет Христос, будет судить живых и мертвых.
Ныне Слово Иисуса Христа пришло, через кого?
Конечно, через Дорогого Братца и судит тех, кто ругает за Святую Христову Трезвость, а тебе честь, когда тебя ругают за святую Трезвость, ты трезвись.
Пьяница, это больной человек, что вы его ругаете?
С приходом Дорогого Братца Иоанна, что это за Праздник?
Хорошо здесь об этом сегодня друзья наши говорили.
Что говорил Бог, не на небе, не в Америке, а в Петрограде – это Новый Иерусалим, только не отлучайтесь от этого Трезвого Иерусалима, вы исцелились, вы отрезвились.
В Петербурге было 360 тысяч Трезвенников, вот посмотрите, вся стена мученики, которые страдали. Новые мученики по-шли.
Сестрица Грушенька так и осталась в ссылке, за что?
Что она чистая Дева, провела идею Дорогого Братца,
сестрица Анна, - они не умерли, они живут в наших сердцах.
Дорогой Братец сказал:
- ничем Я вас не могу угостить, как только молитвой
«Отче Наш» и все запели.
- С чего начал Господь Дорогой Братец Иоанн?
- С молитвы «Отче Наш», с законодательной молитвы
Дорогой Братец говорит:
- в этой молитве мы просим Отца Небесного дать нам хлеб насущный, под этим хлебом надо разуметь не только хлеб телесный, который питает наше тело, а так же хлеб духовный, который питает наши души.
Вот с чего начал Дорогой Братец, только этим хлебом можно исцелить человечество.
Христос говорит:
Не одним хлебом будет жить человек, но Словом исходящим из уст Божьих.
Когда человек проникнется этим Словом,
он не будет пьянствовать, он не будет воровать, он будет разумный.
В 1914 году 15 января,
Митя Козельский подносит Дорогому Братцу картину,
а для нас теперь икона.
Откуда она взялась?
Что это за бочка, что это за змея такая?
Вот эта змея жалит восемь тысяч лет.
— Так ли?
– Вот зачем пришел Чуриков.
— Отец Мардарий – священник, слава ему.
Были священники против и у Христа, и у Братца,
но этот священник Мардарий сказал:
- Братец Иоанн, во всех уголках России идет молва о Божьей великой борьбе, с пьянством русского народа.
В знак вашей плодовитой деятельности, Митя юродивый
(который говорить не мог, Бог ему открыл, совершил чудо в 20 веке), подносит эту картину(а для нас...), да благословит и укрепит вас Господь для насаждения в России и во всем мире трезвых сынов Отечества.
- Христос Воскрес!
Послание Г.Д.Б. Отца Милосердного Синникова А. И. из сборника посланий со стр.148-149
МИР, УТЕШЕНИЕ и МИЛОСТЬ да УМНОЖИТСЯ в ПОЗНАНИИ БОГА ИИСУСА ХРИСТА и ВТОРОГО ЕГО ПРИШЕСТВИЯ ДОРОГОГО БРАТЦА ИОАННА СПАСИТЕЛЯ ЖИЗНИ НАШЕЙ.
3 января 65 летие отречение от мяса. Торжествовали все трезвые церква и воздавали Великую Славу Дорогому Братцу Иоанну Господу нашему и
Сердечно поздравляем вас с Великим и Новым в истории 20-го века, для Трезвого народа! С праздником дня АНГЕЛА БРАТЦА ИОАННА!
Вас Дорогие в молитвах ни на минуту не забываемые Мария Мак. Василий Мак Леша и Николай.
Дай Господи вам и нам всем хорошего духовного и телесного здоровья и благословенной помощи в делах вашей Трезвой жизни.
В этот день праздника 15-го января все Трезвенники чтут и возносят Великую благодарность своему Спасителю и Учителю святой Трезвости за полученную милость от Него.
СЛАВА ТЕБЕ ДОРОГОЙ БРАТЕЦ ИОАНН!
Читая житье Иоанна Кутцника, мы видим в нем большой пример для назидания себя.
Как научиться жить по Евангелию, как познав Евангельские слова вести себя в жизни. Как бороться с дьяволом, который искушает тех, кто хочет жить по Евангелию.
Вот почему Братец Иоанн сказал:
Люби Евангелие больше всех людей, больше отца и матери и проповедуй им Его, и они сделаются Евангелистами и тогда спасутся родители, спасутся братья, спасутся жены, спасутся дети.
Иоанн добровольно избирает этот путь для того, чтобы жизнию по Евангелию оправдать Писание и его стремление познать сие, достигло оправдания.
Так и наш Великий Страдалец Братец Иоанн как пришедший от Отца Небесного по Писанию, добровольно исполняет Волю Отца Своего и благовествует нам Евангелие говоря: -
- Исполнилось время и приблизилось к вам Трезвым Царство Божие, т.е. Слово Божие, только покайтесь и веруйте в Него, и те, кто отозвался на этот призыв стал Трезвым и разумным человеком, а в особенности самым счастливым на земле,
Ибо Слово, которое есть Бог - совершило великое чудо над людьми Трезвенниками Братца Иоанна, они ради обета, данного за Трезвость получили всё.
И на таких исполняется Слова Писания:
Если заповеди Мои соблюдаете, пребудете в любви Моей как и Я соблюл заповеди Отца Моего, - то чего спросите будет вам.
Сие сказал Я вам, дабы радость Моя в вас была совершенна.
ВЕЛИКАЯ СЛАВА ДОРОГОМУ БРАТЦУ ИОАННУ! и ГОСПОДУ нашему! ибо эта радость у Трезвых людей безмерна и язык наш не в состоянии выразить это, только дай нам Господи - Братец Иоанн! разума исполнять Слова Твои на жизни, как Ты сказал: - любящий Меня Слово Мое соблюдает, а не любящий Меня не соблюдает Слово.
«Блажен, кто не соблазнится о Мне!»
Господи, Братец Дорогой умножь у нас веру, дабы видя дела Твои, не быть прельщенными иными учителями и сделать его равным Богу.
Ибо Ты пришел от Отца Своего по Писанию, Ты провел Писание - Евангелие и всех пророков в жизни.
Ты пришел по Писанию к своим и свои не приняли, да в сумашедший дом погнали, и Ты все это перенес со смирением, благодаря Отца Своего.
Иоанн Кущник, когда познал Евангелие пришел также к своим родителям и они не захотели принять его.
Мать его даже сказала слугам: «Оттащите прочь отсюда этого противного человека».
Вот почему Братец и сказал: Горе тому, кто ревнует об отце и матери больше нежели о Слове Божием.
Если бы и Я ревновал больше о своих родных нежели о Слове Евангелия, то вы не пришли бы ко Мне и не было бы у Меня стольких тысяч братьев и сестер Трезвых во Христе.
- Евангелие поможет сделать нас кроткими.
- А приобретший кротость приобретает и ХРИСТА. Теперь же мы только носим кресты, но у нас нет Христа.
Так за великое отрезвление человечества всех наций, поступали и с Дорогим Братцем Иоанном.
Все эти «свои» ненавистники дабы, видя творимые чудеса Самим Богом, по зависти своей также хотели упрятать Его подальше - Суздаль Крепость и другие места, они приготовили для вечного Его заключения.
Проявляемая Им сила Божия во спасение рода человеческого не давала им покоя.
Но милосердный Отец Небесный и до сего дня не оставляет Его - вот 46 лет не слышим из уст Его Божественного Слова утешения и поучения.
Но зато видим дела Его в отрезвлении и исцелении, от неизвестных врачам и попам болезней, люди и поныне едут со всех городов и мест и получают милость.
СЛАВА ВЕЛИКОМУ БРАТЦУ ИОАННУ!
Дорогие друзья и дети Божии
домашней церкви радуйтесь и веселитесь и пойте Славу Господу Братцу Иоанну! Ибо Он ныне здесь на земле - среди Трезвого народа:
Приветствуем вас и поздравляем вся Ленинградская Трезвая церковь.
Да сохранит вас Господь и соделает вас свидетелями Великих дел Трезвости Дорогого Братца Иоанна.
Только бодрствуйте - Трезвитесь и не давайте сердце свое лукавому. Целуем в этот ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ и обнимаем целованием святых.
№ 47. ПИСЬМО БРАТЦА ИОАННА
К папаше
Боговозлюбленному и дорогому, и милостивому отцу АЛЕКСЕЮ, человеку БОЖИЮ!
Мир и благодать Божия с вами пребывает во все дни, и до ныне поклоняются кресту Твоему животворящему. И только поклоняются, но Я буду помнить и ценить крест ваш. Вы с мамашей в течение жизни нашей, вы ради детей имели терпение и несли крест от народа.
Вы приняли поношение и пролили слезы, как воду. А ныне пишу на утешение: Я, сын ваш, получил свободу, так и в Писании говорит Христос: "Познайте истину и истина сделает вас свободными" (Иоанна 8, 32).
О сём уведомляю: Я получил от митрополита благословение говорить Слово Евангелия свободно, вот уже два месяца. Имею собственную квартиру для приёма любителей слушать СЛОВО Евангелия, которых помещается до четырехсот человек, а иногда и более два раза в неделю, то есть ПОНЕДЕЛЬНИК с 12 часов, в СУББОТУ с 12 часов и в ВОСКРЕСЕНИЕ с 2-х часов.
Ныне таковая обязанность возложена на Мне, необходимая, благословением Владыки-митрополита. А по Слову Иисуса Христа тем более, как говорит Евангелие нам всем: "если согрешит брат твой, то пойди уговори его, и если он послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего!"
Вот ныне Господь сподобил Мне приобретать братьев по тысячи человек в неделю, и за это было новое притеснение со стороны сыскного начальства, которых подстрекнули анонимным письмом. Вопреки Моему занятию, которое, допросив Меня 5-го августа 1900 года, не нашли ничего достойного обвинения, и отпустили благополучно к Моему же занятию, к той же проповеди и к той же молитве.
Допросили Меня в том: Вы Чуриков, ныне имеете квартиру в 50 рублей в месяц, то есть это составляет 600 рублей в год, кроме содержания. А где вы взяли средства на квартиру и содержание?
Моё объяснение по истине было так, которое объяснил и объясняю: квартиру наняло Общество ТРЕЗВОСТИ, которые ныне находятся записаны в прошении святейшем синодом сто двадцать человек, и которых опросили и в точности подтвердили.
Вот тут Я и вспомнил слова Иисуса Христа, так как Он говорил тогда, и ныне говорит: "Познайте истину, и истина вас сделает свободными" (Иоанна 8, 32).
Вот ныне Я и свободный, по истине избавил Меня Господь от всех клевет человеческих зол. Порадуйтесь и вы со Мною, Я нашел пропавшую Мою овцу.
Братец Иоанн
Вот ещё новость, 25-го августа 1900 года из Моей щеки, через нос вышел медный патрон, величиною в квадратный дюйм, который находился 20 лет.
Вы знаете, 20 лет тому назад, когда Я убился из берданки, на 21-м году, весной, и был застрявши в щеке, около носовой полости, медный отрывок, который хотя и препятствовал и причинял Мне болезнь, но тело не предавалось к разложению и гнили.
Об этом доктор удивился, а именно над тем, что медная вещь не причинила Мне болезни, которая от сырости может превратиться в яд зелья. Доктор спрашивал Мою жизнь: как вы вели?, как жили? и что кушали?, когда и сколько?, которому Я объяснил по порядку:
Жизнь Моя была охотная, к развитию кочевой не одноместной торговли. Не без скорбей: когда удачно, а когда и не удачно. А болезнь Моей жены заставила переменить Мою жизнь на духовную, то есть её страдания в безумном доме побудило и Меня страдать. И по примеру ея терпеть в страннической жизни, которая предалась народной гласности, в С.-Петербурге и прочих городах.
А пища Моя была, как и у всех, но разницею от людей только тем, когда изредка постился в начале по два, а иногда и по три дня; а привык и по семи дней не кушать ничего.
И всё это делал ради того, чтобы Господь простил и потерпел на Мне грехи.
Напоследок доктор сделал заключение: "У Вас, Чуриков, не предалась гниению Ваша щека потому, что Вы Себя воздерживали в пище и питье; а потому и мог сохраниться 20 лет сей медный металл в сухой вашей щеке".
Потом ещё доктор добавляет словами: "Вы, Чуриков, знаете, что у нас в Петербурге свирепствует страшная оспа?" Я говорю: "Как же знаю, Я видел в каждом доме, на воротах расклеены белые афиши с надписью: "Скорей, прививайте оспу, малый и взрослый, прививай скорей!"
Тогда доктор говорит: "Ну, а как Вы, Чуриков, не против этого?" А Я говорю: "Нет, не против". И ещё говорю: "Если Вы взялись за спасение народа, так что же и Я желаю кого либо Спасти. Но только есть доктора евреи, которые не верят Святой Православной Церкви, и не пошлют христианина принять Святые Тайны во исцеление души и во исцеление своего тела, а который доктор не против молитвы и Святых Тайн, тот всегда получит успех".
Тогда сказал доктор: "Да Чуриков, это верно, что у нас в Петербурге много евреев, они приносят для церкви вред".
Говорит ещё доктор: "Ну, а как Вы то, Чуриков, не против прививки оспы?" А я говорю: "Ваше благородие, зачем Я буду противником или упрямым фанатиком. Я хочу, чтобы Вы Мне сделали прививку оспы, ввиду того, чтоб доказать; чтобы не было на Мне подозрения "фанатизма".
Ещё говорит доктор: "А у Вас, Чуриков, оспа была?" А Я говорю: "От роду не было никакой". Тогда, говорит доктор: "Ну, давайте Чуриков, я Вам привью!"
Я протянул левую руку, он взял ланцет прорезал три ранки и положил на ранки капли телячьей оспы. Велел 10 минут подождать, а мы с разговором просидели полчаса, до тех пор, пока у Меня оспа на ранках засохла.
И по окончании всего, Я говорю: "Если Вы видите перед собой медный металл, который находился 20 лет в щеке привитый от выстрела берданы и щека не предалась гниению, то Я верю, тем более, ко Мне оспа не пристанет, и прививка которую Вы Мне привили, Мне не повредит". Тогда доктор закончил свою речь словами: "А Вы, через неделю придите ко Мне!" Я говорю: "Xopoшо, приду. Прощайте!"
А по истечении семи дней, Я прихожу к доктору. Он, увидев Меня, сказал: "Ну что, Чуриков, как Ваша оспа?" А Я говорю: Я её и не видел, где она?" А он говорит: "Так что же, разве у Вас не привилась?" А Я говорю: "Да вот, посмотрите, только одни царапины остались присохшие". Доктор сказал: "Так Вам, Чуриков, разве ещё привить?" А Я говорю: "Разве Вы считаете нужным? Но Я одно знаю, если один раз привили и не привилась, тогда если и ещё три раны прорезать, тогда будет шесть ран, а всё равно не привьётся". Тогда доктор сказал: " Ну, как хотите". И тем закончилось.
Вот тогда доктор тем успокоился, что желание своё исполнил, то есть поковырял Мне левую руку. И напоследок попрощались мы по хорошему, и Я просил его придти на чашку чая, и он пообещался, но не с охотой. Кончились слова: Прощайте, будьте здоровы!
Вот теперь и узнаете, кто кому оспу привил, или кто кому сущую бытию в сердце влил, дабы привилось слово веры. Христос так говорит: "Если чего попросите у Отца Моего, во имя Моё, то и сотворю, да прославится Отец в Сыне" (Иоанна 14, 13).
Из сего то понятно, что Отец сотворил, да и вы скажете, вероятно, как Он истину говорил и по Писанию прославил.
Известный ваш сын,
а многим
Братец Иоанн
Но многие отвергли славу Божию, а возлюбили славу человеческую мира сего.
Ещё уведомляю, письма ваши получил, заказное и простое, за которые очень благодарю, но писать ответ в скором времени не мог. Это потому: во-первых, за многолюдством не находил времени, а во-вторых, дожидал окончательной подробности тянувшегося Моего дела.
Да к тому выбирал успокоительного время, дабы написать письмо в духовном содержании, которому настроению Я и подчинился исполнить.
Вот посему Я и выжидал, когда кончится разная дрязга. Вот теперь дрязги кончились и умолкли языки, да и в вспышке своей сознались и растерялись клеветники.
Слава Тебе, Господи! Воскресению Твоему. Он Меня сподобил к кресту и терпению приложиться. Слава, ныне Я свободен, от всех зол освободился.
Слава, ныне с радостью поздравляю вас с праздником — Воздвижением Креста!
Славою, честию поклонение царю Константину, который откопал кресты. Научил и Меня искать крест, и откапывать зарытое.
Хотя долго искал, но наконец-то нашел в Самарии в сумасшедшем доме получил. В Суздальской крепости Христос крест вручил.
Слава Тебе, Господи! Воскресению Твоему!
Ныне видать многие крестами наружными восхваляются, да смотрите, как в крестах на танцах и пьяные валяются!
Ныне прошу, Господи! стопы Мои направь по словеси Твоему, не обладает Мною всякое беззаконие и избави Мя от клеветы человеческой.
14-го сентября 1900 года
Кланяется вам сын ваш
а многим
Братец Иоанн
Прошу примите добровольную жертву пять рублей на марки, и прошу Ваших молитв.