Журналистское произведение как текст – жанровые разновидности. Информационные жанры, их жанрово-стилистические признаки. Аналитические жанры, их отличие от информационных. Художественно-публицистические жанры, их специфика. Жанровые формы публикаций других типов. Интернет и его использование журналистом. Технические средства в процессе журналистского творчества.
источник: Н. Кенжегулова. Жанры журналистики. КазНУ.
Жанр – исторически сложившийся тип, вид журналистского произведения. Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью, адресностью фактов.
Основой всех журналистских произведений является факт. Факт – это свершившееся событие. Факты являются основой информации. Факт обладает следующими свойствами:
- достоверностью,
- свежестью,
- правдивостью,
- общественной значимостью,
- он не должен быть банальным.
Из фактов компонуется информация.
Все жанры в журналистике подразделяются на:
- информационные,
- аналитические,
- художественно-публицистические,
- сатирические.
Поподробнее о каждом из жанров.
· Информационные жанры журналистики.
Отличаются особыми методами и приемами передачи информации, состоящей в повествовании, в так называемом, “телеграфном стиле” реальных фактов в контексте реального времени.
К информационным жанрам относятся:
1. ХРОНИКАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
Хроникальная информация – отвечает на вопросы: Что? Где? Когда? и имеет объем в 2-15 строк. Печатается на первых-вторых полосах официальных и неофициальных газет. Язык хроникальной информации – книжный, стиль – сухой, отстраненный, официальный. новость, то есть сообщение, содержащее информацию, ранее неизвестную аудитории. Сущность любой новости образует факт. Важнейшие требования, предъявляемые к информационному сообщению:
- оперативность;
- релевантность (соответствие интересам аудитории);
- фактическая точность;
- краткость информации.
2. РАСШИРЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
Расширенная информация имеет объем в 30-150 строк. В отличие от хроникальной информации в нем может присутствовать комментарий.
Комментарий – это широкое разъяснение факта, толкование его непонятных или не конкретизированных сторон. Виды комментария:
- Расширенный комментарий – пространное разъяснение факта.
- Комментарий специалиста – факт комментируется профессионалом, более компетентным человеком.
- Полярный комментарий – толкование, разъяснение факта различными специалистами, компетентными в этой области.
- Синхронный комментарий – разъяснение текста журналистом по ходу высказывания.
- Подробный комментарий – разъяснение фактов до мельчайших деталей.
Также в расширенной информации могут присутствовать дополнительные детали, герои и т.д.
3. ЗАМЕТКА.
Заметка – самый древний жанр в журналистике. От хроникальной и расширенной информации заметка отличается авторской подписью, так как основой ее является письмо читателя. Если в информации важен фактор времени, то в заметке сам факт в различных временных измерениях.
4. РЕПЛИКА.
Реплика – это краткий эмоциональный отклик на какое-либо выступление. Основной чертой реплики является настроение.
5. ОТЧЁТ.
Отчет – концентрированная подача какого-либо прошедшего события, мероприятия. Отчет отличается от других жанров сухостью и последовательностью изложения. Виды отчетов:
- прямой отчёт – непосредственная передача с места события без излишних комментариев;
- отчёт-коммюнике – рассказ о прошедшей политической встрече;
- отчёт-размышление, с элементами комментирования;
- пространный отчёт – передача события, сопровождающаяся расширенными комментариями.
Язык и стиль отчёта - официально-деловой.
6. ЭПИСТОЛЯРНЫЕ ЖАНРЫ.
Эпистолярные жанры – это письма читателей, основа основ журналистики. Письма во все времена и эпохи, с первых дней возникновения журналистики как составляли основу всех материалов. Виды эпистолярных жанров:
- письмо-предложение,
- письмо-отклик,
- письмо - жалоба,
- письмо-вопрос,
- письмо-ответ.
7. ИНТЕРВЬЮ.
Некоторые специалисты причисляют этот жанр к самостоятельному, но большинство специалистов считают, что он имеет черты информационного жанра.
Интервью делится на две группы:
- по характеру опрашивающего (интервьюера-журналиста):
· интервью-информация,
· интервью-мнение.
- по характеру опрашиваемого (интервьюируемого-героя):
· интервью-эмоция,
· интервью - социологический опрос.
Виды интервью:
- интервью-монолог,
- интервью-диалог (классическое интервью),
- эксклюзивное интервью,
- интервью-сообщение,
- интервью-зарисовка и др.;
- малые формы интервью:
· интервью-экспресс,
· блиц-интервью.
- виды массового интервью:
· пресс-конференции,
· брифинги.
К жанру интервью также относятся: анкеты, беседы за “круглым столом” и др.
8. РЕПОРТАЖ.
Репортаж – жанр, оперативно и ярко “передающий” с места событий.
Самая основная и специфическая черта жанра – “эффект присутствия” – когда читатель, слушатель, зритель видит и слышит случившееся событие глазами репортера. Автор сам непосредственный участник события, приобщает к нему всех читателей, слушателей и зрителей.
Виды репортажа:
- событийный – событие передается хронологически (также различают до событийный и после событийные репортажи),
- тематический – событие может передаваться, начиная с любого места, тут позволительны расширенные и подробные комментарии?
- постановочный – ситуационный, когда репортаж передается с не запланированного события.
В языке и стиле репортажа могут быть два языковых начала: документальность и художественность, они должны быть в идеальном балансе, если будет преобладать художественность, то репортаж получится беллетристикой, а если документальность - то сухим и неинтересным.
· Аналитические жанры журналистики.
По сравнению с информационными жанрами, аналитические шире по фактическому материалу, масштабнее по мысли, по исследованию жизненно-важных явлений.
К аналитическим жанрам относятся:
1. СТАТЬЯ.
Статья – это локальное отображение жизненно-важных явлений, проблемы или актуальной ситуации. Факты в статье играют иллюстративную роль, в статье важны проблема и явление. Здесь в полной мере используются аргументация, мотивация действий, используются все виды текстов: повествование, описание и размышление. Виды статей:
- Передовая - в ней основа – директивность;
- Научная и научно-популярная статья;
- Проблемная, требующая от автора всестороннего, глубокого изучения вопроса, компетентности, инициативы, смелости.
2. КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ.
Корреспонденция – отображение "кусочка жизни", жанр, построенный на конкретном материале, в котором в аналитическом плане разрабатывается актуальная тема, решается определенная проблема. В корреспонденции в отличие от статьи применяется метод дедукции – синтеза, то есть проблема решается от частного к общему.
3. ОБЗОР.
Обозрение или обзор – жанр, знакомящий аудиторию с определенными событиями с использованием аналитического комментария. Иначе обозрение можно назвать "панорамой событий".
4. РЕЦЕНЗИЯ.
Рецензия – жанр, в котором критикуется, дается оценка художественного или научного произведения, общественно-политической или технической литературы, театральных постановок, кинофильмов, телевизионных передач, художественных выставок, музыкальных концертов и даже бытовых ситуаций. Виды рецензий:
- Литературная.
- Научная.
- Театральная.
- Кинорецензия и т. д.
· Художественно-публицистические жанры журналистики.
Художественно-публицистические жанры отличаются од других тем, что в них присутствуют художественность и публицистичность.
Конкретный, документальный факт в этих жанрах как бы отходит на задний план, уступая место впечатлению автора от факта, его оценке, авторской мысли. К художественно-публицистическим жанрам относятся:
1. ОЧЕРК.
Очерк – это небольшой рассказ о действительном событии, человеке или явлении. Очерки делятся на:
- Описательные:
· путевые;
· событийные.
- Сюжетные:
· портретные;
· проблемные.
Описательные очерки отличаются в основном однолинейностью повествования, подчиненностью хронологии события, а сюжетные – постановкой проблемы, требующих решения, сложностью отображения жизненных коллизий.
Повествование в очерке может вестись от первого, третьего или множественного лица. Автор очерка может быть сам непосредственным участником события, героем; он может "за кадром", его повествование может быть просто "фоном", на котором развиваются события; автор может быть наблюдателем - главным "оценщиком".
2. ЗАРИСОВКА.
Зарисовка – небольшой по объему жанр, он отличается от очерка тем, что в нем отсутствует сюжет. Виды зарисовок:
- Пейзажная.
- Ассоциативная – построенная на ассоциациях.
- Портретная – портрет человека, или местности, явления.
В зарисовке отсутствует проблема. Это в основном цепь картин, ассоциаций.
3. ЭССЕ.
Эссе – жанр, который пишется на одном дыхании, в нем присутствует высокий эмоциональный накал, наряду с философскими размышлениями. Виды эссе по тематике:
- Политические,
- Экономические,
- Литературные,
- Публицистические и др.
В эссе как правило отсутствует сюжет. Это своеобразный свободный "поток информации". Темы эссе отличаются злободневностью и актуальностью.
4. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ.
Политический портрет – жанр, в котором в основном отображается психологический портрет, действия и имидж реальных личностей. Политический портрет отличается от других жанров тем, что в нем в равных количествах должны быть представлены публицистичность и художественность. Задача журналиста в написании этого жанра – угадать за имиджем реальную личность и дать его истинную психологическую характеристику, прогнозировать возможные действия этой личности в будущем, предсказать общественную значимость и роль этой личности в общественном развитии.
5. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ РАССКАЗ.
В рамках художественно-публицистического жанра можно рассматривать и документальный рассказ.
· Сатирические жанры журналистики
Сатира – в переводе с греческого "смесь", это критика реальной действительности с целью ее улучшения, совершенствования. От других жанров журналистики сатирические жанры отличаются критикой, сатирой, юмором, использованием таких приемов, как ирония, сарказм, гротеск, гипербола и других.
Различают следующие виды сатирических жанров:
1. ФЕЛЬЕТОН.
Слово фельетон - в переводе с французского означает "листок" – в 1800 году 27 января в журнале "Де Пари" был вложен листок с театральными афишками, с мелкими объявлениями. Жанр фельетона и получил свое название от этого листка, так как позднее на таких листках и печатались сатирические произведения, осмеивающие смешные и нелепые явления жизни, препятствующие нормальному развитию.
Одно из главных условий успеха фельетона – верное определение социальной сущности рассматриваемых фактов, правильная позиция автора.В настоящее время фельетоны почти исчезли со страниц печати.
2. ПАМФЛЕТ.
Памфлет – произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляет сарказм, патетика и гневная экспрессивность, а публицистическое – злободневность, оперативность, документальность. Памфлет – редкое событие в литературе и журналистике.
3. ПАРОДИЯ.
Пародия – жанр-передразнивание. Цель пародии – гипертрофировать, подчеркнуть особенности критикуемого явления, его содержания, формы. Пародии бывают на литературные произведения, театральные постановки, кинофильмы и даже на песни, музыку, и бытовые ситуации.
4. ЭПИГРАММА.
Эпиграмма – это сатирическая миниатюра, отличающаяся предельной сжатостью характеристики, объема критики, осмеяния. Она метит в определенный объект, в иных случаях бывает нацелена на отрицательное явление. Часто эпиграмма дается как текстовка к карикатуре.
5. БАСНЯ.
Басня – сатирическое произведение назидательного характера, героями которого являются животные. Басня, как литературное и публицистическое произведение состоит их трех частей, обладающих различным стилем и особенностями языка.
- Первая часть или зачин имеет средний стиль, вводящий читателя в действие.
- Вторая часть основная – в ней описываются основные действия героев.
- В третьей – назидание, написанное высоким стилем.
6. ШАРЖ.
Шарж – от французского слова "тяжесть", критическое изображение человека, события, явления. От карикатуры шарж отличается гипертрофированным, гротескным изображением какой-либо части тела или части явления. Различают дружеские и сатирические шаржи.
7. КАРИКАТУРА.
Карикатура – это гротескное изображение критикуемого явления, события, человека. Карикатуры бывают словесными и изобразительными. В современной прессе встречаются и те и другие. Например, на российском телевидении программу "Куклы" можно отнести к карикатуре.
8. АНЕКДОТ.
источник: Микоян А.С. Проблемы перевода текстов СМИ.
Среди жанрово-тематического многообразия текстов СМИ легко выделяются типы текстов, характерные как для “пишущей”, так и для “электронной” прессы.
К ним можно отнести:
- новостные материалы (хроника событий);
- комментарии;
- аналитические обзоры на разные темы (политика, экономика, общественная жизнь, социальные проблемы, нравственность, культура, наука и т.п.);
- интервью;
- спортивные новости/репортажи;
- рекламные материалы и т.п.
Все эти жанрово-тематические разновидности текстов встречаются и в газетах, и в журналах, и в программах радио и телевидения, и в Интернете. Понятно, что каждое из СМИ имеет свои объективные особенности, поэтому каждый из названных выше жанров воплощается в них по-своему. Однако определяющие жанровые характеристики, как правило, сохраняются независимо от СМИ. Иначе говоря, новостной материал будет всегда отличаться от, например, аналитического обзора, комментария или интервью (хотя в телевизионных и радио новостях интервью или комментарий могут стать составной, вернее, “вставной” частью программы новостей).
Кроме этих и некоторых других жанрово-тематических типов текстов, являющихся общими для всех СМИ, существуют разновидности текстов, характерных для одних СМИ, но несвойственных другим. Так, например, редакционная статья является принадлежностью “пишущей” прессы, в частности газеты. То же относится и статьям другого рода – критическим, обзорным и т.п., которые по определению являются газетно-журнальным жанром так же, как, например, письма читателей и некоторые другие, сугубо письменные разновидности текстов СМИ. В этом смысле Интернет – в чисто техническом смысле “электронное” СМИ – по своим жанровым характеристикам тяготеет к газетно-журнальной прессе.
источник: лекции Куклиной Елены Анатольевны. ИГЛУ. (не самый лучший на мой взгляд)
Любой журналистский текст включает:
- Сообщение о новости или возникшей проблеме.
- Фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации.
- Приёмы эмоционального воздействия на аудиторию (на логико-понятийном или на понятийно-образном уровне).
Тексты можно разделить на 5 ГРУПП:
1. ОПЕРАТИВНО-НОВОСТНЫЕ ТЕКСТЫ:
- заметка во всех её разновидностях.
Ядро – новость, т.е. сообщение, содержащее информацию, ранее не известную аудитории.
Сущность новости – факт.
Основные требования к этой группе:
· оперативность,
· релевантность (соответствие интересам аудитории),
· фактическая точность,
· декодируемость (т.е. понятность сути),
· очищенность от “шумов”,
· краткость информации.
ЗАМЕТКА – своеобразное триединство: все факты объединены одной темой, фиксируется одномоментное состояние процесса, точно обозначено место действия.
Лид – зачин в заметке, фраза, которая её открывает. Суть факта излагается в лиде, а затем расширяется информационное поле (раньше называлось “врез”). Формально отделён от текста.
2. ОПЕРАТИВНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ:
- интервью,
- репортаж,
- отчёт.
Акцент делается на истолковании новости.
Присутствуют описательно-повествовательные моменты.
РЕПОРТАЖ – один из самых эффективных видов журналистских текстов:
· оперативная передача новости,
· её анализ.
· самое главное – отражение реальных событий (движение времени, детали…).
ИНТЕРВЬЮ:
· главенствует не точка зрения автора, а точка зрения собеседника.
· происходит раскрытие определённой темы.
· может быть оформлено в виде диалога, монолога, анкеты, мини-интервью (опросы).
· присутствует не столько факт, сколько отношение к нему.
ОТЧЁТ – более строгий жанр. Его главная задача – предельно объективное изложение происходящего.
· подробный рассказ о происходящем (лично наблюдается автором).
· повествование ограничено пространственно-временными рамками.
· особенность – детализация событий (заседания, пленумы, советы…).
3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-НОВОСТНЫЕ:
- корреспонденция,
- комментарии,
- рецензии.
В основе тоже лежит новость, но она уступает место актуализации проблемы и её анализу, исследованию.
Могут быть использованы факты, уже известные аудитории.
Присутствует рационально-логический метод исследования.
Информационное и аналитическое начало слиты воедино.
КОММЕНТАРИЙ – оперативный отклик автора на событие. Личное выступление журналиста. Иногда может иметь название “колонка”.
РЕЦЕНЗИЯ – отклик на событие, нашедшее отражение в творческих жанрах (театральное представление и т.д.).
· сопоставление своей точки зрения с точкой зрения, высказанной в произведении.
· часто – аргументированный разбор произведения.
4. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ:
- статья,
- письмо,
- обозрение.
Опора не на факт, а на логическо-рациональный анализ факта.
ПИСЬМО – заявленная позиция человека или группы лиц по определённой проблеме.
ОБОЗРЕНИЕ – обозрение событий на достаточно большом промежутке времени (обзор печати, события за неделю и т.д.)
5. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ОБРАЗНЫЕ (художественно-публицистические):
- эссе,
- фельетон,
- памфлет.
Очерки о природе, о нравственности и т.д.
ФЕЛЬЕТОН – в основе: сатирическое начало.
ПАМФЛЕТ – обличение чужих взглядов, явлений, событий.
ЭССЕ – художественный жанр.
Интернет и его использование журналистом.
Интернет – как прогрессивный источник информации – великое оружие в современном мире информации. Журналист не может упускать такой источник.
преимущества – его глобальный характер, нет территориальных ограничений, высокая оперативность, абсолютное отсутствие цензуры, толерантность, интерактивность.
недостатки – возможная недостоверность, языковой барьер,
Использовать можно как для получения вторичной информации (ранее написанных статьях и материалах, опубликованных исследованиях), так и для получения первичной – проведение он-лайн опросов, исследований, формирование ОМ. Интернет - источник предстоящих событий, информация об объекте (например история интересующей фирмы, организации), предмет мониторинга.
Важная проблема вопрос о копирайтах и авторских правах на тексты. В работе журналиста инф из сети нужно использовать с осторожностью, в виду опасности ее не достоверности.
Интернет для редакции – это корп сайт, формирование представление о мнениях и отзывах аудитории. Интерактивность сайта - достоинство онлайна, метода обмена информацией.
Технические средства в процессе журналистского творчества. Мобильный телефон, диктофон, ноутбук, принтер, сканер, ксерокс, интернет!!! и можно особо талантливому еще и фотик доверить)))