Определи, где изображены на иконе фигуры Богоматери, святых, певца и поэта Романа Сладкопевца; найди словесные определения её эмоциональному строю, цветовой гамме, особенностям горизонтальной композиции (вверху - небесное, внизу — земное).
Важно и то, что древняя икона запечатлела образ реального человека — певца и поэта. Ты смог убедиться в том, что музыка в храме тесно связана с другими видами искусства. Строгость линий, статичность фигур, чистота красок, линейность композиции иконы созвучны красоте и одухотворенности древнерусского песнопения - знаменного распева.
Исходным моментом для создания композиции иконы «Покров Пресвятой Богородицы» послужил особый обряд поднятия покрова над образом Богоматери, совершавшийся в храме еженедельно во время всенощной (служба, которая проходит всю ночь) с пятницы на субботу. Сюжет иконы выражает идею покровительства, заступничества. Существуют различные изображения этого обряда на иконах Новгорода, Пскова, Москвы, Суздаля и других.
Праздник Покрова был установлен на Руси в XII в. во Владимире при князе Андрее Боголюбском. Православной церковью отмечается День Покрова Пресвятой Богородицы - 14 октября.
Хочу напомнить тебе, что Русь, приняв крещение от Византии в 988 г., унаследовала представление о том, что задача церковной живописи — «воплотить Слово», христианское вероучение. Это учение раскрывают книги: Священное Писание (Новый Завет, включающий Евангелие, и Ветхий Завет); Библия (библия по-гречески — книги); древнейшие повести (апокрифы), многочисленные жития святых. Эта грандиозная по объему древнерусская литература получила полное и ясное воплощение в невиданной ранее и никогда больше не повторившейся художественной системе, переведшей христианское слово в живописный образ.
Икона по-гречески — образ. С глубокой древности до наших дней слово «икона» употребляется как название отдельных самостоятельных изображений (Иисуса Христа, Богородицы, святых, апостолов -учеников Христа), как правило написанных на доске. В Древней Руси икона была самым распространенным видом изобразительного искусства. Она воплощала веру в милосердие и любовь, победу добра, торжество справедливости. Икона сопровождала русского человека всюду — в доме и в храме, в дороге и в ратных делах.
В православном храме икона является зримым напоминании о Боге и призывом к Нему. Строгие одноголосные напевы древности были созвучны ликам святых, представленным на иконах, в мозаике, фресках. В 18 веке эти напевы сменили многоголосные концертные композиции, символизирующие могущество и единение светского и церковного начал как основы государственности России.
Хоровая музыка в храме
Когда были построены храмы, хоровая музыка поселилась и в них. Верующие собирались в храмах для совместной молитвы. В их пении слышались отзвуки небесной гармонии (созвучия, согласия), искренность и чистота чувства.
Церковь никогда не оставалась в стороне от главных событий жизни человека. В храме крестили новорождённых, венчали, вступающих в брак, провожали человека в последний путь. Эти обряды всегда сопровождала хоровая музыка, которая придавала происходящему особый, высокий смысл. Церковные праздники в старой Руси отмечал весь народ, они были важной частью уклада русской жизни.
Послушай ЗДЕСЬ фрагмент "Во царствии твоем помяни нас, Господи..." из литургии "Иоанна Златоуста" С.Рахманинова.
Иоанн Златоуст (конец 4в. -начало 5в.) - архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим(4 в. Палестина. Израиль) и Григорием Богословом (4 в. совр.Турция).
Образ Святой Руси всегда связывался с храмом, с колокольным звоном, со светом лампады перед образами (иконами), с церковным пением.