Храмовое искусство. Духовная музыка
Духовная культура Древней Руси
Ничто так не возвышает душу,
ничто так не окрыляет её,
как согласная мелодия и управляемое
ритмом божественное пение.
Иоанн Златоуст
Фольклор рассказывает о повседневной жизни человека, труде, обрядах, посвящённых важным событиям и праздникам.
Церковное искусство обращается к возвышенному, небесному миру. Созерцание икон, слушание песнопений вызывают у человека мысли о прекрасном, вечном.
Основной вид древнерусского церковного пения знаменный распев.
Это название происходит от старославянского слова знамя, то есть знак.
Знаменами или крюками назывались знаки, которыми без линеек записывали напевы, звучавшие обычно одноголосно, в унисон. Иконы, фрески, песнопения,
молитвы — часть духовной культуры Древней Руси.
Фрески Успенского собора г.Владимир
2. Задание 1
Послушай ЗДЕСЬ Греческий распев 17 века «Богородице Дево,радуйся!»
Послушай духовную музыку
П.И.Чайковского "Богородице Дево, радуйся!"
С.В.Рахманинова «Богородице Дево, радуйся!»
При исполнении духовной музыки, так как она не рассчитана на внешние эффекты, а направлена на внутреннее созерцание, углубленность в себя, самооценку, ты учишься наблюдать за собой, и тем самым полнее проживать свойственные человеку чувства: любовь, радость, горе, сострадание — всё то, что составляет духовно-нравственную основу искусства.
Для каждого человека диалог с композиторами (известными и безымянными), исполнителями, слушателями прошлого и настоящего заключается в поиске ответов на животрепещущие вопросы современности: «Что есть Истина, Добро, Красота? Каковы духовно-нравственные приоритеты человека XXI века?». А ты задавал себе эти вопросы?
Икона Покрова Пресвятой Богородицы
Многие современные композиторы обращаются к жанру церковного пения.
Послушай молитву «Любовь святая» Г. Свиридова. (Георгий Свиридов (1915-1998)- композитор 20 века)
Её песенный характер мелодии напоминает знаменный распев, а внутренним слухом можно услышать её сдержанную печаль, сосредоточенность. Это эмоциональное состояние подчеркивает поступенность движения мелодии. Её короткие фразы, отделяемые друг от друга паузами, словно сникают, повисают, устремляясь вниз, а распевы слогов роднят её с народными протяжными песнями. Повторение одних и тех же слов «Ты любовь, ты любовь, ты любовь святая...» в партии высокого женского голоса (сопрано) придает музыке ощущение отстраненности от земных забот, сосредоточенности в молитвенном состоянии. Усиливает эти качества музыки хоровое звучание фона (мужских голосов а сареllа) — своеобразного вокализа, исполняемого без слов.
Икона «Покров Пресвятой Богородицы» созвучна знаменному распеву, молитве Свиридова. В сознании верующих испокон веков образ Богоматери -Девы Марии связан с идеей неизменного заступничества. Извечное материнское сострадание обрело у Богоматери высшую полноту. Её сердце, пронзённое великими муками Сына, отозвалось на бесчисленные людские страдания.
Композиция иконы «Покров Пресвятой Богородицы» делится на две части. В верхней изображены небесные силы и Богородица, в нижней - Роман Сладкопевец - византийский поэт и певец. Он поет мелодии, дарованные ему свыше самой Богоматерью, которая невидимо присутствует в храме, простирая надо всеми свой покров. Романа Сладкопевца окружает народ («людие»), который подхватывает припев, как это было принято в старинном церковном пении.